Файл: Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования (Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью любых пользователей является получение объективной и достоверной информации о состоянии и результатах деятельности предприятия. Поскольку постановка и ведение финансового учета относятся к компетенции самого предприятия, необходимы общие правила составления финансовой отчетности, понятные пользователям, которые обеспечат их информационные потребности и гарантируют объективность представляемой в отчетности информации.

Актуальность темы исследования «Организация бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования» обусловлена тем, что ведение бухгалтерского учета в организации строго регламентируется законодательством и подчиняется определенным правилам. Отступление от существующего и законодательно закрепленного свода правил может привести к допущению серьезных ошибок в бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий, к ошибкам в определении финансового результата деятельности предприятия или привести к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п. Поэтому тема исследования актуальна и практически значима.

Цель работы – изучить особенности организации бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования.

В соответствии с заявленной целью в работе поставлены и буду решены следующие задачи:

- определить теоретические основы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в России;

- изучить теоретические аспекты организации бухгалтерского учета;

- рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета в ООО «Звезда»;

- предложить направления совершенствования организации учета в ООО «Звезда».

Источником исследования для данной работы послужили нормативные документы по регулированию бухгалтерского учета в России, учебные и справочные пособия различных авторов.

Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты организации бухгалтерского учета в организации


1.1 Основные нормативные документы, определяющие методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях Российской Федерации

Бухгалтерский учет определяется как информационная система сбора, обработки и предоставления информации о деятельности конкретного предприятия с целью проведения анализа результатов деятельности и принятия оперативного решения различными группами пользователей.

Поскольку информация о деятельности предприятия часто неоднородна и выражается в денежных или натуральных показателях, она может быть систематизирована различным образом. Кроме того, различные пользователи полученной информации предъявляют к ней различные требования о способах формирования и предоставления данных, о степени детализации и др. [7]

О необходимости регулирования бухгалтерского учета свидетельствует схема, представленная на рис. 1.

┌────────────────────────────────────────────┐

│ Внешние пользователи финансовой отчетности │

└─────────────────────┬──────────────────────┘

┌───────────────────────┴────────────────────────┐

│ Требования к количеству и качеству информации, │

│ содержащейся в финансовой отчетности │

└───────────────────────┬────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┐

│ Разработка национальных стандартов учета, регламентирующих порядок │

│ подготовки и представления финансовой отчетности │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рис. 1. Причины регулирования бухгалтерского учета

В зависимости от цели и характера получения различной информации бухгалтерский учет можно разделить на две части (рис. 2):

1) финансовый учет (financial accounting);

2) управленческий учет (management accounting).

┌───────────────────────┐

│ Бухгалтерский учет │

│ (Accounting) │

└──────────┬────────────┘

┌──────────────────┴──────────────────┐

▼ ▼

┌───────────┴────────────┐ ┌────────────────┴─────────┐

│ Финансовый учет │ │ Управленческий учет │

│ (financial accounting) │ │ (management accounting) │


└────────────────────────┘ └──────────────────────────┘

Рис. 2. Виды бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые имеют разный статус и уровень. [2]

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей четырехуровневой системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. [10]

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон определил правового регулирования бухгалтерского учета в России, раскрыл содержание, основы организации и принципы бухгалтерского учета в России. Закон посвящен раскрытию основных направлений бухгалтерской деятельности и основам составления отчетности, составу хозяйствующих субъектов, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в России. К этому же уровню системы относятся и Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства и др. [14]

На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин России. Ко второму уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета в России относятся учетные стандарты, которые призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности. Положение (стандарт) по бухгалтерскому учету (ПБУ) является нормативным документом, который относится к документу второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Положение обобщает принципы и базовые правила по ведению бухгалтерского учета, содержит основные понятия, которые относятся к отдельному участку учета, определяет бухгалтерские приемы и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности. [1]

ПБУ утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России.


Международные стандарты финансового учета и отчетности действительно имеют международное значение, объединяя опыт многих стран. Несмотря на рекомендательный характер, они используются компаниями различных стран для составления финансовой отчетности. Некоторые страны применяют международные стандарты в качестве основы для разработки национальных стандартов. [3]

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) разрабатываются Минфином России и различными ведомствами и конкретизируют учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями ведения учета.

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) должны определять особенности организации и ведения учета применительно к условиям его деятельности.

К основным рабочим документам предприятий и организаций относятся:

- учетная политика предприятия;

- формы первичных учетных документов, утвержденные руководителем предприятия;

- график документооборота, утвержденный руководителем предприятия;

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утвержден руководителем предприятия;

- специализированные формы внутренней отчетности предприятия, которые также утверждены руководителем.

Необходимо отметить, что многие предприятия только разрабатывают учетную политику и утверждают ее приказом. Остальные рабочие документы или отсутствуют (например, немногие предприятия разрабатывают и утверждают график документооборот и специализированные формы внутренней отчетности предприятия), или разрабатываются, но не утверждаются руководителем (например, специализированные формы первичных учетных документов, рабочий план счетов). [15]

Такие предприятия нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, которые установлен Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

Особое место в нормативном регулировании бухгалтерского учета занимают Закон о бухгалтерском учете, Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов бухгалтерского учета и Положение "Учетная политика организации" (2008 г.). Они предоставляют организациям право выбора варианта организации учета и оценки соответствующих объектов (например, оценка готовой продукции, товаров и другого имущества, учет затрат на производство продукции и ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой. [4]

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей. Организации получили право привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.


Организациям малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира, а также применять упрощенную форму бухгалтерского учета. [5]

С 2011 года изменилась бухгалтерская отчетность предприятий. В связи с этим состав, содержание, сроки и адреса представления отчетности более соответствуют международной практике. Эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественного учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991-2010 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики и международным учетным стандартам.

1.2. Основные правила (принципы) бухгалтерского учета в РФ

Глубокое изучение и правильное понимание принципов бухгалтерского учета имеют важное значение для уяснения его сущности, принятия рациональных решений по наиболее сложным бухгалтерским проблемам, формирования у работника учета профессионального суждения.

Как указывалось выше, Законом РФ "О бухгалтерском учете", Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами установлены основные правила ведения бухгалтерского учета в организациях. [6]

Рассмотрим эти правила более подробно.

1. Правило обязательности использования двойной записи хозяйственных операций на счетах рабочего плана счетов предприятия, который составлен на основе Плана счетов и Инструкции к нему, утвержденных Минфином России.

2. Правило учета стоимости объектов в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, которые составлены на иных языках, в обязательном порядке должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. Правило осуществления в раздельного учета текущих затрат на производство продукции, выполнения работ и оказания услуг и затрат, которые связаны с капитальными и финансовыми вложениями предприятия. [16]

4. Правило обязательности документирования каждой хозяйственной операции предприятия. Первичные документы должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или сразу же по ее окончании. Первичные документы, согласно требований законодательства, должны содержать обязательные реквизиты и должны быть составлены по типовой форме или по тем формам, которые разработаны на предприятии и утверждены руководителем предприятия. Руководителем предприятия также должны быть утверждены правила документооборота на предприятии и технология обработки учетной информации на нем [9].