Файл: Законность и правопорядок ( Понятие, содержание и признаки законности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- полная и безусловная реализация предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и разными объединениями.

Таким образом, законность является политико-правовым режимом, таким условием жизни, такой правовой атмосферой, которыми личность ограждается от произвола власти, масса людей - от анархии, общество в целом - от таких элементов, как насилие, хаос, беспорядок[5].

В юридической литературе присутствуют разные варианты законности. Часто ее рассматривают в качестве режима, принципа, метода государственного руководства обществом, который состоит в издании и воплощении законов и ряда других нормативно-правовых актов для удовлетворения интересов конкретного класса, социальной группы или народа в целом. Отталкиваясь от данной определенности, в законность включено два элемента: законотворчество и осуществление нормативно-правовых актов. При этом , весьма спорным выступает необходимость включения в определение законности правотворческого процесса - особая форма или особый вид деятельности конкретных органов, устанавливающих новые нормы, изменяющих или отменяющих старые. Поскольку с изменением нормы права, логически нельзя утверждать о том, что законность является постоянной величиной; она подвергается изменениям при корректировке законодательства. Правотворческий процесс является деятельностью, определяющейся посредством соответствующих нормативных актов, с необходимостью соблюдения, исполнения законности, в чем не имеет отличий от остальных государственной деятельности, к примеру, от правоприменения, поэтому, отсутствует необходимость ее включения в определение законности. Законность имеет связь с законами, при этом они являются не ее составной частью, а в первую очередь, предпосылкой и условием для ее осуществления.

Отметим, что разногласия в юридической литературе относительно определения законности возникают в первую очередь не из сложности, многогранности и динамики предмета, а от терминологической неясности. Термином «законность» обозначается положительное отношение к законам, рассматривая практическую деятельность и повседневную жизнь.

Н.Г. Александровым предложено рассмотрение законности как «особенного общественного режима, как «обстановка», при которой возможно своевременное вскрытие и пресечение правонарушений. Другими словами, законность он рассматривает в качестве «устойчивого образа правоотношений»[6].


П.Е. Недбайло отметил, что законность является состоянием, при котором общество соблюдает все государственно-правовые акты, «свойство общественной жизни»[7]. В определенной мере, при синтезе высказывания большого количества ученых П.М. Рабинович рассматривает законность в качестве определенного режима (состояния) общественных отношений, основная характерная черта которого - соответствие законов и подзаконных актов[8].

Понятием «режим законности» обозначается конкретное состояние соответствия общественных отношений законам и ряду других подзаконных актов, которые фиксируются и охватываются единым словом - правомерность.

Таким образом, режим законности является состоянием правомерности общественных отношений, законосообразности поведения. При этом правоприменительную, деятельность, реализующую право, рассматривают как ближайшую, непосредственную причину законности.

1.2 Правопорядок: понятие, признаки и гарантии

Законность тесно связана с таким правовым явлением, как правопорядок. Поэтому, установлено, что законность является процессом осуществления законов. Под режимом законности стоит понимать такое состояние общественной жизни, при котором участниками правоотношений свободно реализуются надлежащие им юридические права и обязанности. Законность является предпосылкой рассматриваемого порядка общественной жизни, соответствующей предписаниям правовых норм. Иными словами, как результат законности в обществе формируется правовой порядок - цель правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок является основанной на праве и законности организацией общественной жизни, в которой отражается качественное состояние общественных отношений на конкретном этапе развития общества[9]. Под правопорядком необходимо понимать систему общественных отношений, устанавливаемой, как результат точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок является упорядоченностью, организованностью общественной жизни. Данный порядок, предусматривается в нормах права.

Правопорядок появляется как результат фактической реализации правовых норм, воплощения их в жизнь, как итого правового регулирования. Обеспечиваясь государством.


С помощью правопорядка составляется реальный порядок современной цивилизованной жизни общества. С помощью качества и степени правоупорядоченности общественной жизни определяется общее «здоровье» всего общественного организма, а также его индивидов. При стабильном правопорядке осуществляется эффективное функционирование экономики, возможно достижение гармонии действий властей (законодательная, исполнительная, судебная), происходить активная деятельность разных общественных и частных организаций, при реальном гарантировании свободного развития человека, максимально удовлетворяя его не только материальные, но и духовные потребности.

Формируя правовой порядок, необходимо участие всех элементов механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственную связь рассматривают в качестве основы правовой жизни общества, в результате которой устанавливается правовой порядок. В данной связи выделяют предпосылки правопорядка, среди которых:

а) Нормы права являясь нормативной предпосылкой правопорядка, первичным звеном в механизме правового регулирования, моделирующим «идеальный» правопорядок.

б) Правоотношения являясь элементом правового регулирования, который обеспечивает переход от идеального правопорядка, предполагаемого законодателем к установлению определенного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусматриваемых правовыми нормами. На данном этапе в механизм правового регулирования включается законность, как гарантия возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

в) Акты реализации юридических прав и обязанностей выступают в качестве завершающей предпосылки правопорядка. При режиме законности происходит реальное воплощение прав и обязанностей участников правоотношений в их поведение, достигая своей цели и, таким образом, переходя в систему общественных отношений, образующую правовой порядок.

К элементам правопорядка относят:

  1. Содержание правопорядка включает необходимость правомерного поведения субъектов, то есть поведения, регулируемого посредством норм права, достигая цели правового регулирования.
  2. Структура правопорядка является единством и одновременным разделением урегулированной правом системы общественных отношений, учитывая особенности их отраслевого содержания.
  3. Правопорядок - это реализованная система права. Включая общественные отношения, среди которых конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие, регулируемые нормами соответствующих отраслей права. Структурным отношением в правопорядке отражается ряд реализованных элементов системы права. В структурном отношении в правопорядке отражаются реализованные элементы системы права. Поэтому, структура правопорядка включает кроме отраслевых, также и более дробные группы отношений, урегулированные подотраслями, а также институтами права[10].

К особенности правопорядка как специфической системы общественных отношений относят то, что в основе его формирования лежат правовые нормы и поэтому находится под защитой государства. Поэтому правопорядок охватывает не все отношения, присутствующие в обществе. Для большей части общественной жизни нет необходимости правовой регламентации. Так как она находится в сфере действия норм морали, норм разных общественных организаций и остальных неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок выступает только в качестве общей системы общественных отношений, которая формируется как результат воздействия нормативного регулирования - это часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой порядок в общественной жизни, который складывается в результате повсеместного соблюдения государственными органами хозяйственными и общественными организациями должностными лицами и гражданами всех социальных норм, принятых в обществе.[11]

В правовом государстве все элементы общественного порядка находятся во взаимодействии и защищены им. Однако лишь правопорядок охраняют специальные государственно-правовые меры. Иные элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия, среди которых: моральные, собственно общественные, естественные навыки и привычки, сила традиций.

В субсистеме отношений, которыми образуется общественный порядок, основное связующее звено - это правопорядок, так как он в определенной мере является отражением наиболее существенных черт нормативного регулирования в целом.

К признакам правопорядка относят:

  1. Определенность, при этом в основе правопорядка находятся формально-определенные правовые предписания, посредством реализации которых обеспечивается определенность общественных отношений.
  2. Организованность характеризуется не стихийным возникновением, являясь результатом организующей деятельности государства, его органов.
  3. Государственную гарантированность, т.е. существующий правопорядок обеспечивает государство, оно его охраняет от нарушений. Не случайно к основным функциям государства относят охрану существующего правопорядка.
  4. Устойчивость характеризуется достаточной стабильностью и устойчивостью. При попытке дестабилизировать, нарушить правопорядок, применяются соответствующие действия правоохранительных органов.
  5. Единство, т.е. характер организации, отличается в разных сферах общественной жизни. При этом в его основе лежать единые политические и правовые принципы, который обеспечивается при единстве государственной воли и законности, правопорядок единый на всей территории страны. Все его составляющие в равной мене гарантированы государством, все его нарушения необходимо расценивать, как правонарушения[12].

Правопорядок необходимо отличать от близкого, но при этом не идентичного ему явления - общественного порядка, который, также, как и правопорядок, имеет такие характеристики, как организованность, упорядоченность общественных отношений. При этом, сравнивая с правопорядком, общественный порядок возникает в результате воздействия как правовых, так и других социальных норм: мораль, обычаи, корпоративные нормы и т.д. По этому, общественный порядок рассматривается в качестве состояния урегулированных общественных отношений, в основе которого лежит реализация всех социальных норм и принципов.

Гарантии правопорядка являются таким условием общественной жизни и специальной мерой, которые принимает государство, и с помощью которых обеспечивается стабильность правопорядка в обществе. В правовом государстве выделяют целую систему гарантий правопорядка: материальные, политические, юридические и нравственные.[13]

Среди материальных гарантий выделяют такую экономическую структуру общества, в пределах которой происходит формирование эквивалентных отношений производителей и потребителей материальных благ.

При наличии эквивалентных рыночных товароотношениях, возможно создание реальной материальной основы для того, чтоб обеспечить нормальное функционирование гражданского общества. В этих условиях все субъекты права выступают в качестве экономически свободных и самостоятельных.

При поддержке и охране законом, им осуществляется полная реализация своих возможностей в сфере материального производства, что рассматривается как важнейшая гарантия правопорядка в обществе. Среди политических гарантий правопорядка выделяют все элементы политической системы общества, поддерживаемые общественную жизнь, основываясь на юридических законах, отражая объективные закономерности общественного развития. Государством, его органами, разнообразными общественными объединениями и частными организациями, трудовыми коллективами, то есть всеми звеньями современной политической системы общества, для своего жизнеобеспечения всемерно поддерживается необходимый режим законности и стабильность правопорядка.

Политические организации или некоторые политические деятели, противопоставляя себя порядку, который установленный законом, не обладают защитой государства.

Среди юридических гарантий выделяют деятельность государственных органов и учреждений, которая должна предотвращать и пресекать нарушения законности и правопорядка. Она осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируются законодательными органами, посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, которые предусматривают юридическую ответственность в случае противоправных действий. Непосредственная работа, направленная на профилактику и пресечение правонарушений осуществляется правоохранительными государственными органами. В случае наличия крепких экономических и политических гарантий правоохранительной деятельностью государства эффективно обеспечивается оптимальный режим устойчивости правопорядка[14].