Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Подходы к изучению стресса и острых стрессовых реакций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит заметить, что независимо от профессии и занимаемой должности в соответствии с опросом Head Hunter чаще всего повышенное нервное напряжение вызывается слишком большим объемом работы. У каждого третьего опрошенного вызывают стресс очень быстрый темп и несоблюдение сроков выполнения рабочих проектов. Отдельно стоит выделить такие причины стресса как ссоры с начальством и коллегами, личное недовольство выполненной работой. Помимо этого, по результатам онлайн-исследования, проведенного немецкой исследовательской компанией GfKGroup в 22 странах мира, россиян, как и большинство европейцев, беспокоит количество денег на жизнь, нехватка времени на сон и избыток взятых на себя обязательств[28].

Учитывая текущее положение мужчин и женщин в обществе, особенно в рабочей среде, увеличение количественного состава женщин на руководящих постах и смену социальных ролей, нами было проведено исследование с целью выявления уровня профессионального стресса рядовых сотрудников и руководителей и сравнения их по половому признаку.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень профессионального стресса женщин выше уровня профессионального стресса мужчин, при этом уровни профессионального стресса рядовых сотрудников - и женщин, и мужчин - ниже уровня профессионального стресса руководителей того же пола.

Определение уровней профессионального стресса сотрудников осуществлялось по методике Азарных Т.Д. и Тыртышникова И.М. Тестирование было реализовано в удобное для испытуемых время. Обработка количественных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2016.

Эмпирическую базу исследования составили 50человек (26 женщин и 24 мужчины в возрасте от 20 до 55 лет). Указанная выборка была поделена по гендерному признаку на две группы, на мужчин и женщин. Каждая из этих групп дополнительно была поделена на подгруппы, различающихся по служебным обязанностям - рядовые сотрудники и руководители.

2.2. Анализ гендерных различий проявлений профессионального стресса

В таблице 2.1 представлен корреляционный анализ взаимосвязи уровней профессионального стресса, возраста и пола испытуемых.

Таблица 2.1 - Результаты корреляционного анализа


Группа

Руководители

Рядовые сотрудники

Все сотрудники

Мужчины

-0,16

0,21

0,07

Женщины

0,16

-0,10

-0,3

Мужчины и женщины

-0,06

0,09

Как можно видеть, корреляционные связи между возрастом и значениями уровня стресса мужчин и женщин очень слабые (r<0,3), что, вероятно, является результатом малой выборки, в связи с чем данные связи в дальнейшем учитываться не будут.

На основе полученных посредством тестирования данных был построен график профессионального стресса для каждой группы сотрудников - для мужчин и женщин (см. рисунок 2.1.).

Рисунок 2.1. - Зависимость уровня профессионального стресса женщин и мужчин от возраста

График показывает, что уровень профессионального стресса у всех сотрудников находится ниже отметки 30, что соответствует умеренному уровню стресса сотрудников. Такой уровень свойственен занятым и много работающим людям с высокой рабочей нагрузкой.

Прослеживается рост уровня профессионального стресса до тридцатилетнего возраста у обеих групп. Причем своего максимального значения уровень профессионального стресса достигает у женщин в 27 лет, а у мужчин - в 29 лет. После этого возрастного рубежа уровень профессионального стресса плавно уменьшается.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что уровень профессионального стресса у женщин ниже уровня профессионального стресса мужчин. Из чего следует, что гипотеза о том, что уровень профессионального стресса женщин выше уровня профессионального стресса мужчин, не подтвердилась. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные женщины более срессоустойчивы по сравнению с мужчинами, причиной чего могут являться индивидуально психологические особенности обеих групп, в частности, различные способы переживания стресса, а также совершенно отличающиеся социальные роли, заложенные в представителей обоих полов эволюционно.

На рисунке 2.2. отображен график профессионального стресса подгрупп руководителей и рядовых сотрудников женского пола.

Рисунок 2.2. - Зависимость уровня профессионального стресса руководителей и рядовых сотрудников женского пола от возраста

Можно видеть, что кривая, отражающая уровень профессионального стресса женщин руководителей, и кривая профессионального стресса рядовых сотрудников того же пола развиваются похожим образом. При этом до 27 лет уровень профессионального стресса рядовых сотрудниц ниже уровня профессионального стресса руководителей, после 27 лет эта картина меняется: руководителям свойственен меньший уровень профессионального стресса по сравнению с рядовыми сотрудницами.Возможно, это связано с тем, что после получения руководящей роли женщина «примеряет» на себя все сопутствующие условия, сложности и факторы профессиональной деятельности и учится новому поведению вместо привычного (поиск поддержки, обращение за советом, желание выговориться); а после 27 лет вырабатывается привыкание к рабочей нагрузке. В данном случае наша гипотеза о том, что среди женщин уровень профессионального стресса рядовых сотрудников ниже уровня профессионального стресса руководителей, подтвердилась лишь частично.


На рисунке 2.3. отображен график профессионального стресса подгрупп руководителей и рядовых сотрудников мужского пола.

Рисунок 2.3. - Зависимость уровня профессионального стресса руководителей и рядовых сотрудников мужского пола от возраста

Как и в случае с женщинами развитие кривых уровня профессионального стресса руководителей и рядовых сотрудников мужского пола имеют схожий характер. Однако уровень профессионального стресса мужчин руководителей выше уровня профессионального стресса рядовых сотрудников того же пола. Это можно объяснить особенностями стрессового поведения мужчин в трудных ситуациях, особенно если он - руководитель, когда ситуация полностью берется под контроль и решающие действия предпринимаются незамедлительно, а все эмоции отходят на второй план. Помимо этого, большое значение на поведение мужчин в стрессовых ситуациях имеет социальное ожидание от них выдержанности, несгибаемости, неуязвимости. Это подтверждает нашу гипотезу о более высоком уровне профессионального стресса руководителей по сравнению с рядовыми сотрудниками.

Данная работа была направлена на изучение особенностей профессионального стресса мужчин и женщин, а также сравнение их в зависимости от занимаемой должности (руководители или рядовые сотрудники). Полученные результаты дали возможность выделить следующие выводы о различиях в выраженности стресса у женщин и мужчин.

Выявлена общая тенденция проявления профессионального стресса у женщин и мужчин в зависимости от возраста.

Установлены специфические различия стресса у руководителей и рядовых сотрудников как женского, так и мужского пола.

Результаты исследования частично отражают различия индивидуально-психологических особенностей в поведении мужчин и женщин в стрессовых ситуациях. Полученные данные могут быть применены для дальнейшего более детального изучения особенностей стресс-преодолевающего поведения личности: для выявления гендерных различий, психологических ресурсов преодоления стресса, основных стресс-факторов различных сфер деятельности, а также для профессиональной диагностики психологического здоровья, коррекционной работы, развития необходимых навыков и предупреждения таких личностных (поведенческих) состояний как хроническая усталость, синдром выгорания и др.


2.3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Рассматривая особенности проявления синдрома эмоционального выгорания стоит отметить, что он носит стадиальный характер. На начальном этапе наблюдаются значительные энергетические затраты, что является следствием экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности.

Описывая симптомы в обобщенной форме можно выделить среди них такие, как: депрессивные тенденции (тревожность, чувство вины, подавленность, апатия, снижение самооценки, эмоциональная лабильность, фобии, ощущение безнадежности и др.), агрессивные тенденции (раздражительность, приступы гнева, конфликтность, подозрительность, отсутствие толерантности, обидчивость и др.). Среди когнитивно-поведенческих симптомов можно выделить следующие: ригидность мышления, снижение внимания, потеря способности выполнять сложные инструкции, отказ от собственных потребностей, ведущий к истощению, неспособность выполнять свои обязанности и/или уклонение от них и др.) Синдром эмоционального выгорания нередко сопровождается развитием психосоматических расстройств (нарушение сна, гипертония, тахикардия, расстройства ЖКТ, гиполибидемия, болевой синдром и др.) (Водопьянова, 2000)[29].

Симптоматика синдрома эмоционального выгорания указывает на характерные черты длительного стрессового воздействия и психической перегрузки, следствием которых является дезинтеграция различных психических сфер. Выделяют следующие стадии развития синдрома эмоционального выгорания, последовательно сменяющие друг друга, отличающиеся по степени вовлеченности личности в данный процесс и соответственно по степени обратимости:

1. Невротическая реакция. (повышенная утомляемость, снижение умственной (и, возможно, физической) работоспособности, многообразное выражение телесного дискомфорта, раздражительность, конфликтность);

2. Невротическое развитие (эмоциональный дефицит, изменение отношения к работе, вплоть до развития отвращения к ней, следствием чего является формальное выполнение профессиональных обязанностей, социальная отчужденность);

3. Стойкое изменение личности (профессиональная деформация личности: цинизм, агрессивность, эмоциональное оскудение, дисфория, развитие тревожно-депрессивных расстройств и психосоматических заболеваний).

Нередко проявления профессиональной деформации являются следствием обращения личности к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности:


1. Рационализации (нестандартное объяснение собственного девиантного поведения и др.);

2. Вымещения (словесные оскорбления и др.);

3. Замещения (достижение иллюзорного ощущения своей профессиональной значимости с помощью внешней атрибутики деятельности и д.р.);

4. Изоляция (сужение коммуникативных связей и др.)[30].

Рассматривая психопрофилактику синдрома эмоционального выгорания стоит отметить, что многие отечественные ученые (В.В. Бойко, Л. Н. Юрьева, Н. М. Булатевич, Н.В. Назарук и др.) в своих исследованиях подчеркивают значимость проведения профилактической работы, направлена на предупреждение и преодоление проявлений данного синдрома. Наиболее общий подход к психопрофилактике эмоционального выгорания включает два основных этапа:

1. Первый, направленный преимущественно на профилактику проявлений синдрома.

  1. Второй, направленный на предотвращение рецидива синдрома.

Мероприятия, направленные на психопрофилактику синдрома эмоционального выгорания должны охватывать личностные, организационные и социальные аспекты профессиональной деятельности (качественный профотбор, научение техникам, коррекция когнитивных оценок, повышение квалификации, поиск и проработка фрустрирован-ных потребностей, коммуникативный тренинг, саморегуляции, равномерное распределение обязанностей, тайм-менеджмент, мотивация к деятельности, развитие лидерского потенциала, модернизация корпоративной и организационной культуры, а также системы поощрений, оптимизация трудовой деятельности и взаимоотношений в коллективе и др.). Однако, ряд исследователей считает, что основой психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания является коррекция установки, отношения личности к собственной профессиональной деятельности[31].

В работах исследователей по разработке программ профессионального самосохранения, ориентированных на гуманистический подход, имеется опора на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, и предложены следующие методы профессиональною самосохранения:

1. Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизнедеятельности);

2. Преодоление дезинтегрированного сознания (вытеснение «мотивов ложной самоактуализации», которые формируют несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности личности);

3. Активная позиция в профессиональной жизнедеятельности;

4. Готовность к постоянному личностному развитию, лабильность установок;