Файл: Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ (Создание имиджа личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешний вид;

голос;

публичные выступления;

общение с представителями прессы;

поведение перед  телеэкраном;

поддержание постоянной формы.

Программу формирования имиджа можно условно подразделить на пять этапов:

1. Изучение себя (прежде чем создавать имидж,  надо объективно оценить свои внешние данные).

2. Определение цветовой гаммы имиджа.

3. Отражение  психологического портрета во  внешнем облике (следует учитывать  характер, темперамент, внутренний  мир личности; известно, что имиджи  двух сестер-близнецов с одинаковой  внешностью, но разными характерами будут совершенно различными).

4. Приведение  имиджа в соответствие с той  социальной ролью, которую избирают (любая выбранная роль требует  соответствующих антуража и «сценического  костюма» — почти всем нам  приходится становиться собственными костюмерами, играя в «пьесе из своей жизни»).

5. Выбор и  создание прически и макияжа  (свой облик можно успешно менять).

На основе изучения соответствующей литературы можно  предложить следующую технологию формирования имиджа, включающую шесть этапов:

1. Определение  стартовых условий — задач, подготовленности человека (ему предлагается опросник, с помощью которого он сможет определить то, над чем ему необходимо работать, чтобы сформировать свой привлекательный имидж).

2. Создание внешности  (подбор одежды, макияжа, прически, жестов, походки, мимики).

3. Отработка  коммуникативной механики (на этом  этапе необходимо совершенствоваться в искусстве публичных выступлений, ведении переговоров и бесед и т.п.).

4. Овладение  эффективной поведенческой техникой (совершенствование культуры поведения,  искусства оставлять хорошее впечатление о себе, изучение тактики действий в конфликтных ситуациях).

5. Изучение законов  ортобиоза (т.е. здорового образа  жизни, невозможного без рационального питания, систематических занятий спортом, освоения методов снятия напряжения и расслабления).

6. Совершенствование  профессионализма (самообразование,  участие в семинарах и т.д.).

Считается, что  люди судят о нас по впечатлению, которое мы производим на них в первые пять-семь секунд знакомства, что нашло отражение в старой поговорке «по одежке встречают». Теперь «одежка» означает и костюм, и макияж, и походку, и мимику, и жесты.

«Сдержанная»  одежда позволяет коллегам, клиентам видеть именно вас, а не то, что на вас. Таким путем можно ненавязчиво  выразить свою индивидуальность. Если вы уверены в том, что ваша одежда работает на вас и соответствует вашему образу, то можете совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе.


«Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый!» — так  должны говорить о работнике. Внешность  такого человека свидетельствует о его уважении к окружающим. Одежде положено быть безукоризненно опрятной: неряшливость, небрежность ее всегда вызывает неприятное чувство у людей и воспринимается как неуважение к окружающим.

По тому, как  человек стоит, как ходит, как держит руки и ноги, также судят о его уважении или пренебрежении к окружающим. Выбирая позу, необходимо помнить, что она должна быть корректной, естественной и гармонировать с обстановкой. Поза тоже часть того языка, на котором мы столь выразительно говорим без слов. Так, проф. Р. Бердвистел обнаружил, что вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%.

Проведенное исследование зависимости жестов от социального  или служебного положения людей  показало, что человек, находящийся  на вершине служебной лестницы, в разговоре больше использует слова, в то время как менее образованные люди больше полагаются на жесты. Следовательно, чем выше служебное или общественное положение человека, тем меньше он делает жестов и телодвижений.

Имидж формируют не только манеры и позы, но и лицо. Современные исследования головного мозга со всей очевидностью свидетельствуют о том, что черты характера человека тесно связаны с его физическим строением и лучше всего они выражены в лице. Физические черты, характеризующие способы словесного выражения, в основном сосредоточены в области рта; черты, связанные с логическими и оценочными способностями, — в области глаз.

Одна из важнейших  составляющих имиджа — мимика, т.е. выразительные движения мышц лица. В мимике первую роль играют глаза. Поэтому ваш взгляд должен как можно чаще (на протяжении 60—70% времени общения) встречаться со взглядом собеседника. Ведя разговор, представьте, например, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Ваш взгляд, направленный на этот треугольник, будет восприниматься как очень серьезный, и собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому.

Зрачки честнейшим образом рассказывают о вашей  реакции на услышанное. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются (в четыре раза). Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

В мимике очень  важно положение губ. Растянутые в улыбке губы — показатель радости и дружелюбия; плотно сжатые — замкнутости; изогнутые — сомнения или сарказма. Опущенные уголки рта — свидетельство того, что человек расстроен.


Одежда, мимика, жесты, походка очень многое передают непосредственно в подсознание собеседника независимо от его желания, т.е. визуальное воздействие имиджа происходит как «двойной вызов» — на уровнях сознания и подсознания.

Глава II. Влияние потребностей на имидж

2.1.Понятие и виды потребностей

        Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребностью  называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Количество  и качество потребностей, которые  имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.


2.2 Виды  потребностей

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все  виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

Однако можно  обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Различают потребности:

      1. по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
      1. по объекту потребностей:
    • материальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
      1. по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
    • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
      1. по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
    • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая  конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью  индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Потребность — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификации потребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал, что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.

Не мало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года "Мотивация и Личность" (Motivation and Personality).


Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей, не ставя  их в иерархическую последовательность:

1.  Физиологические:  голод, жажда, половое влечение  и т. д.

2.  Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

3.  Социальные: социальные связи, общение, привязанность,  забота о другом и внимание  к себе, совместная деятельность.

4.  Престижные: самоуважение, уважение со стороны  других, признание, достижение успеха  и высокой оценки, служебный рост.

5.  Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение,  самоидентификация.

Позже была составлена более  подробная классификация. В системе  выделяется семь основных уровней (приоритетов):

1.  (низший) Физиологические  потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2.  Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление  от страха и неудач.

3.  Потребность в принадлежности  и любви.

4.  Потребность  в уважении: достижение успеха, одобрение,  признание.

5.  Познавательные  потребности: знать, уметь, исследовать.

6.  Эстетические  потребности: гармония, порядок,  красота.

7.  (высший) Потребность  в самоактуализации: реализация  своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более  актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

2.3 Развитие  потребностей

Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной  сферы личности.

Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап —  это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.

Как правило, на первом этапе потребность для  субъекта оказывается скрыта, «не  расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при  этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.