Файл: Понятие и виды правосознания (труктура правосознания ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Профессиональная деформация правосознания
2.1. Составляющие профессионального правосознания юриста
 

Профессиональное правосознание юриста включает:
– знание законодательства и возможностей юридической науки. Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;
– убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.
Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;
– умение пользоваться правовым инструментарием – законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.
Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает мастерство и находится на уровне последних достижений теоретической и практической юриспруденции.[6]
Исключительно важное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма юриста, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки работников-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего уровня в своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др. [14]

Разумеется, что культура профессионала должна быть более высокой по сравнению с правовой культурой иных граждан.


2.2. Понятие и виды деформации правосознания
 

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.[8]
Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Если учитывать, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, то, в таком случае, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.
Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.
Автор придерживается сложившегося в научных кругах мнения о том, что в функционировании правосознания важную роль играют различные его состояния, под которыми понимаются определенные виды его настроенности и направленности под влиянием доминирующих в нем идей и взглядов, представлений и чувств.[9] Деформация правосознания – это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения). [9]
Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.
Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.
Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.
В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления – Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях. [5]
Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, который заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Прежде всего правовой инфантилизм проявляется прежде в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».[10] Можно выделить два вида пробельности правосознания:


1) «Первичная» пробельность. Это когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности,

2) «Вторичная» пробельность, характеризующаяся либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ееприпоминания и получения данной информации.
Правовой нигилизм – это следующая и весьма распространенная форма деформации правового сознания граждан России.
Среди отечественных ученых нет какого-то единого подхода к пониманию его сущности. Одни[11] относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с совершением преступлений и иных правонарушений. Другие[12] к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма. [10]
Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм — форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Самой тяжелой формой деформации правового сознания является феномен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива.[13] Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.
Перерожденное правосознание проявляется в различныхформах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.[14]
Социальная опасность различных видов деформации правового сознания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.
Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.
Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы деформации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.[15] Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки. [4]


3.3. Причины и последствия профессиональной деформации правосознания

Многие негативные реалии современной жизни, в том числе и деформации общественного правосознания, по нашему мнению, связаны с тем, какой образ юриста (особенно работника правоохранительных структур) наблюдает сегодняшнее население России. Равнодушие, формализм, бюрократизм, откровенный карьеризм, цинизм, моральная лабильность, корыстное двуличие и лицемерие - к сожалению, это довольно типичные черты среднестатистического представителя правоохранительной деятельности, с которым сталкивается среднестатистический обыватель.
Деформация правосознания это нарушение структуры правосознания.
Со стороны правовой идеологии деформация может быть вызвана негативным воздействием со стороны общества, коллектива. Проявляться это может по-разному. Например, если судья будет выносить приговор, дискредитируя человека по полу, национальности и т.д. [16]
С психологической стороны деформация может быть вызвана отрицательной оценкой права. Это может вызвать превышение должностных полномочий сотрудниками милиции, невыполнение должностных обязанностей и.т.д.
Низкий уровень знания права управомоченым лицом может стать препятствием применению правовых норм. Неверное понимание толкования права может вызвать отрицательное отношение к праву.
Система ценностей человека оказывает большое влияние на его отношение к праву. Жизненные обстоятельства могут подтолкнуть человека к совершению преступления, не говоря о других проявлениях деформации правосознания.
Отсутствие воли может помешать осуществить право.
 

Заключение

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины. В современных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, поразивший многих людей, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такому состоянию правовой системы и общественной морали.


Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российских граждан являются социальный мир, гражданское согласие, активное сотрудничество всех общественных групп населения, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Средствами повышения правовой культуры граждан являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности. Большое воспитательное значение, воздействие на граждан, особенно молодежь, оказывает пример руководителей, в том числе должностных лиц государственного аппарата, в неукоснительном соблюдении законов, в борьбе с преступностью. Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом и государством. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Список использованных источников

1. Абрамов, А.И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права [Текст] // Правоведение. – 2015. - № 5. – 57 с.

2. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) [Электронный ресурс] URL:http://www.levada.ru/опрос граждан «Россияне о Конституции» (дата обращения 05.06.2015).

3. Беденков В.В. Филимонова И.В.Проблема повышения уровня правовой культуры молодежи в России, 2016.

4. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.

5. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. №4. С. 60-62.

6. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

7. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.

8. Конституция РФ-1993г.

9. Кравцова А. Н., Манжосова О. И. Влияние социальной среды на правовую культуру личности // Science time. 2015. № 9(21). С. 156-158.

10. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции "Юридические науки: проблемы и перспективы" Казань, 20-23 мая 2016 - С.16-17.