Файл: Построение организационных структур (Понятие, значение, определение организационных структур управления. Типы структур и их характеристика).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления
1.2 Типы структур и их характеристика
1.3 Способы проектирования организационных структур
2. Аналитическая основа оптимизации структуры управления
2.1 Характеристика конкретной организации
2.2 Характеристика существующей структуры управления
С момента своего создания 1940 года предприятие выпускает кожгалантерейные изделия. Во время войны на базе эвакуированного шорного цеха Москожкомбината, выпускалась шорно-седельная продукция. В 1961 году сельхозупряж была снята с плана и фабрика стала чисто кожгалантерейным производством с объемом валовой продукции 3209 тысяч рублей.
В 1966 году Московская кожгалантерейная фабрика была передана в подчинение Главному Управлению кожгалантерейной промышленности МЛП РСФСР. В то время работало 527 человек, и специализировались на выпуске сумок, портфелей, папок, перчаток, рукавиц, были в ассортименте ремни, портмоне, кошельки.
В годы 1Х пятилетки выпуск валовой продукции в оптовых ценах возрос с 5602 тыс. руб. в 1971 году до 8626 тыс. руб., в 1975 году выпуск сумок доведен до 4358тыс. штук, портфелей и ранцев до 532 тыс. штук, перчаток до 365,5 тыс.пар.
Росли объемы выпускаемой продукции, росли требования к качеству изделий и фабрике, стало тесно на старых площадях, не соответствующим экономическим требованиям. Выпуск товарной продукции в розничных ценах в 1989 году достиг 19000 тыс. рублей.
В мае 1990 года фабрика перебазировалась в новое здание, состоящее из четырехэтажного производственного корпуса и восьмиэтажного АБК, расположенного по улице Рязанская 1. Общая площадь фабрики 0,83 га. Полезная производственная площадь 6686 кв.метров. Общая площадь застройки производственного корпуса - 1754кв. метров. Общая площадь застройки АБК – 1269 кв. метров.
В 1992-1993 производство легкой промышленности было направлено на увеличение товаров массового потребления в натуральном выражении и получение максимальной прибыли. На фабрике на этот период достигнуты темпы по этим показателям соответственно 106 и 101%. Резко возросла прибыль с 5млн.руб в 1991 году до 45 млн.руб в 1992 году. А в 1993 году получено 345 млн.руб. прибыли.
1993-1996 гг. были тяжелыми для фабрики. Снизились объемы производства.
Начиная с 1997г. На предприятии прекратился спад производства, удалось добиться роста объемов производства на 131,7% к уровню 1996 года.
1998 год фабрика проработала стабильно с улучшенными финансово-экономическими показателями. Выпущено товарной продукции в оптовых ценах на сумму 5332 тыс.руб с ростом к 1997г. На 101,4%. Реализовано продукции за 1998год на сумму 8,7 млн.руб. с ростом к прошлому году на 187%. От реализации продукции получена прибыль в сумме 1054 тыс.руб.
Предприятие продолжает работу по совершенствованию ассортимента выпускаемой продукции с использованием современных материалов и фурнитуры.
В 1998 г. Разработали и выпустили около 130 новых моделей.
По итогам работы 1998 года Кабинет Министров Республики Башкортостан выразил благодарность Хамидуллиной Н.Н. за обеспечение стабильно устойчивой работы предприятия.
В 1999 году предприятие продолжало увеличивать объемы производства и реализации продукции. Рост объемов производства составил 193%.
В 2000 году ОАО «МКФ» работала стабильно, с улучшенными финансово-экономическими показателями в режиме полной рабочей недели.
В 2000 г. Фабрика увеличила объём производства по сравнению с 1999 годом на 46%. Индекс физического объема составил 110%.
Объем реализации – 129% к уровню 1999 года. Получен балансовая прибыль 3,5 млн.руб.
За 2000 г. Начислено налогов в бюджетные и внебюджетные фонды в сумме 7,1 млн.руб., уплачено – 8,1 млн.руб, что составляет 118,9% от начисленной суммы.
По итогам работы 1-го квартала 2001 года среди предприятий легкой промышленности РБ фабрика награждена Кабинетом Министров РБ переходящим Кубком и Дипломом.
В течение года фабрика приняла участие в 12 оптово-розничных выставках, где была награждена дипломами и грамотами за широкий ассортимент и качество выпускаемой продукции.
В сентябре 2000 г. Фабрика участвовала в Федеральной оптовой ярмарке «Галантерея - 2001», где получила Диплом победителя конкурса «Лучший отечественный товар».
На 5-ой юбилейной выставке-ярмарке «Регионы России – 2000» фабрика была награждена Дипломом. Были отмечены на этой выставке сумка женская, портфель мужской Дипломом 3-ей степени победителя конкурса «Лучший отечественный товар». Генеральному директору фабрики вручена медаль лауреата Всероссийского Выставочного Центра «НАДЕЖНОСТЬ, КАЧЕСТВО, ПАРТНЕРСТВО».
В ноябре 2000 года предприятие участвовало в днях экономики Республики Башкортостан в Турции, проводимой в рамках выставки «Экспортные возможности России – 2000 год», где была награждена Дипломом за активное участие в Российской национальной выставке и представленные наукоемкие и конкурентоспособные экспонаты и технологии.
В июле 2000 и 2001 года принимала участие в татаро–башкирском празднике «Сабантуй – 2001», проходившем в г. Москве.
Таблица 1.
Технико-экономические показатели ОАО «МКФ
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
Источник |
|||
начало |
конец |
начало |
конец |
начало |
Конец |
||
Выручка от реализации |
24149,2 |
23826 |
32024 |
24149,1 |
42166 |
32024 |
Ф №2 |
Себестоимость |
19369,4 |
19065,7 |
29711 |
19369,4 |
36954 |
29711 |
Ф №2 |
Валовая прибыль |
2313,1 |
4616,2 |
2313,1 |
4616,2 |
5212 |
2313 |
Ф №2 |
Чистая прибыль |
2122233 |
212233 |
248004 |
212233 |
2303 |
248 |
Ф №2 |
Ср.год.ст-ть оборотных средств |
6157 |
7663 |
8991,1 |
7638 |
7637 |
12409 |
Ф№1 разд1 |
Ср.год.ст-ть основных средств |
12862,8 |
13943 |
12615 |
13252 |
13252 |
13647 |
Ф №1разд2 |
Средняя численность |
188 |
188 |
192 |
192 |
211 |
211 |
|
Фондоотдача |
1,25 |
1,24 |
1,1 |
1,25 |
3,2 |
2,3 |
|
Коэффициент оборачиваемости |
3,9 |
3,1 |
3,6 |
3,2 |
5,5 |
2,6 |
|
Производительность |
128,5 |
126,7 |
166,8 |
125,8 |
200 |
152 |
|
Рентабельность продаж % |
9,6 |
19,3 |
7,2 |
19,1 |
12,4 |
7,2 |
|
Рентабельность затрат |
11,9 |
24,2 |
7,8 |
24 |
14,1 |
7,8 |
|
Фондовооруженность |
68,4 |
74,2 |
65,7 |
69 |
63 |
64,7 |
|
Затраты на 1руб. реализуемой продукции |
0,80 |
0,80 |
0,92 |
0,80 |
0,88 |
0,93 |
Из таблицы 1 сделаем выводы, что в 2002 году уровень выручки от реализации составил 24149,2 тыс.руб., 2003 году составило 24149,2 тыс.руб., в 2004 году в сравнении с предыдущими годами увеличилось на 12% что составило 32024 тыс.руб.
2.2 Характеристика существующей структуры управления
Рассмотрим организационную структуру ОАО «Московский кожгалантерейной фабрики» (сокращенно МКФ).
Совет директоров в составе 7 человек осуществляет общее руководство деятельностью Общества. Структура управления предприятия является линейно-функциональной, которая представлена в приложении 1.
Рассмотрим организационную структуру ОАО «МКФ». Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет исполнительный орган – Генеральный директор. В его подчинении находятся достаточно много людей. Генеральному директору подчиняются замдиректора по качеству, который выполняет свои обязанности согласно должностной инструкции. В управлении зам директора качества находятся почти все звенья руководства, исключая главного бухгалтера, секретаря и юриста. У всех руководителей отделов есть исполнители, которые успешно выполняют свои задачи. На функциональном уровне 13 связей. На линейном уровне у главного бухгалтера 2 связи. У замдиректора по снабжению в подчинении находятся 4 человека. У замдиректора по сбыту 4 человека. В техническом отделе технолог и конструктор. Начальнику цеха подчиняются 8 человек.
Совет директоров, который состоит из:
-
- Хамидуллина Н.Н – генеральный директор фабрики
- Кетурко В.Н. – главный бухгалтер фабрики
- Соколова В.Г. – заместитель директора
- Шмельков В.В. – представитель государства
- Майорова Г.Л. – представитель государства
- Нурмухаметов М.Г. – ООО «КЦ Дюртюлинский промышленный комбинат
- Нурмухаметов Р.Г. – ООО «КЦ Дюртюлинский промышленный комбинат
На предприятии действуют такие документы как «Устав предприятия» и должностные инструкции, которые приведены в приложении.
Вывод по второй главе. Московская кожгалантерейная фабрика работает стабильно, с улучшенными финансово-экономическими показателями в режиме полной рабочей недели. Структура управления предприятия является линейно-функциональной, что требует изменений на дивизионную структуру управления. В следующией главе рассмотрим совершенствования структуры управления на примере предпрития.
3. Совершенствование структуры управления организации
Общая тенденция в совершенствовании оргструктур состоит в необходимости перехода от линейно - функциональных к дивизиональным структурам управления.
Любую перестройку структуры необходимо оценивать, прежде всего, с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена на то, чтобы путем совершенствования повысить эффективность работы организации. При этом следует иметь в виду, что основным критерием эффективности организационной структуры является степень достижения целей предприятия при заданных ограниченных ресурсах и сроках. Общим критерием эффективности является динамика нормы прибыли, ускорение технического развития производства. Способность быстро реагировать на изменения спроса и в соответствии с этим перенастраивать производство, рост производительности труда, способность системы производственного контроля ориентировать производство на полное использование имеющихся ресурсов.
Задача проектирования и преобразования организационной структуры является сложной и труднопрограммируемой. Поэтому при проектировании оргструктур весьма важным является соблюдение правил (принципов) их построения. К числу основных принципов относятся:
- структурные блоки должны быть ориентированы на товары, рынок и покупателя, а не выполнения функций.
- базовыми блоками любой оргструктур должны быть целевые группы специалистов и команды, а не функции и отделы.
- Необходимо ориентироваться на минимальное число уровней управления и широкую зону контроля.
- Сопряженность подразделений структуры по целям, решаемым проблемам и задачам.
- Каждый работник должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Важнейшим фактором, влияющим на выбор типа оргструктур управления, и её формирования, является норма управляемости.
Норма управляемости – это допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю.
Рассмотрим организационную структуру ОАО «МКФ». Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет исполнительный орган – Генеральный директор. В его подчинении находятся достаточно много людей. Генеральному директору подчиняются замдиректора по качеству, который выполняет свои обязанности согласно должностной инструкции. В управлении зам директора качества находятся почти все звенья руководства, исключая главного бухгалтера, секретаря и юриста. У всех руководителей отделов есть исполнители, которые успешно выполняют свои задачи. На функциональном уровне 13 связей. На линейном уровне у главного бухгалтера 2 связи. У замдиректора по снабжению в подчинении находятся 4 человека. У замдиректора по сбыту 4 человека. В техническом отделе технолог и конструктор. Начальнику цеха подчиняются 8 человек.
Начальник экспериментального цеха исполняет обязанности маркетолога, также в его подчинении находятся 4 модельера и мастера-швеи 6 человек. Также он должен координировать работу пошивочного цеха, раскройного. Исполнять обязанности специалиста по маркетингу не остается времени, или ему нужно оставить обязанности начальника экспериментального цеха и делать работу маркетолога. В общем, на принятие решений начальник тратит 11 часов, а действительный фонд рабочего времени 8 часов. А от принятия решения специалиста по маркетингу зависит многое.
Значит нужно ввести отдельную должность специалиста по маркетингу, который будет полностью посвящать свой рабочий день своим делам. На фабрике многие рабочие - это молодые коммуникабельные девушки, большинство с высшим и средне специальным образованием. Из их числа можно взять работника, который бы справился с должностью маркетолога, которая будет проходить дополнительно курсы маркетолога в соответствующем учебном заведении за счёт предприятия. Специалист по маркетингу будет работать под присмотром начальника экспериментального цеха, который ранее исполнял эту должность.
Его место нужно разместить рядом с начальником экспериментального цеха, так как маркетолог должен изучать потребности покупателей, сегменты рынка и передать результаты модельерам, которые будут разрабатывать новые модели, соответствующие потребностям покупателей.
В условиях рыночной экономики одной из первоочередных задач предприятий легкой промышленности является увеличение выпуска продукции расширение ассортимента, повышение качества и снижением себестоимости, на основе всестороннего изучения потребностей и спроса населения. Поэтому маркетинговые исследования играют ведущую роль при планировании выпускаемого ассортимента.
Так как маркетолог проводит исследования и занимается переработкой полученной информации, то ему нужно на рабочем столе поставить компьютер и соответствующую оргтехнику.
На приобретение оргтехники затрачено будет 40000рублей.
Заработную плату назначить следующим образом:
Оклад 4000 рублей + премия 40%(1600руб.)+УК(840руб.)=6440руб. У фабрики будут затраты на оплату ЕСН 26,8% т.е. 1726рублей. В итоге на зарплату уйдет 6440+1726=8166 рублей в месяц.
Вывод по третьей главе. Предложенная нами меропрития по изменению организационной структуры управления с линейно – функционально на дивизионную структуры управления потверждаются своей успешностью. На фабрике в настоящее время расширяется площадь дополнительного цеха, который будет расположен напротив экспериментального участка. В новом цехе будут производиться изделия из натуральной кожи, и ассортимент будет расширен, например, планируется пошив чехлов для сотовых телефонов, модные молодежные ремни, т.е. аксессуары, мелкая кожгалантерея высокого качества, так как будут пошивщики высшего разряда - выпускники колледжей. Чтобы реализовать новую продукцию, нужна будет реклама, поиск сегментов, это задача специалиста по маркетингу. Рекламные акции будут проводиться на различных ярмарках и выставках, которые проходят в республике и в РФ.