Файл: Понятие и классификация функций государства ( Признаки государственных функций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек, независимо от пола, вероисповедания, социального статуса является на протяжении всей своей жизни проживает на определенной территории, являющейся частью определенного государства, исполняющего определенные функции. Следовательно, люди, населяющие определенную территорию, -его основная составляющая. Поэтому человеку как составляющей государства необходимо знать основные направления деятельности государства. В этом, на мой взгляд, заключается актуальность выбранной мной темы. Тем более, государственная система постоянно развивается, усовершенствуется. В связи с этим, чтобы получить достоверное и полное понимание определения самого государства, его роли в современном обществе, осуществляемых функций, требуется изучение и обобщение этих понятий.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, на мой взгляд, еще и тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, что дает возможность посмотреть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, а также рассмотреть его разностороннюю деятельность, функционирование. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

В исследовании вопросов, касающихся понятия, признаков и классификации функций современного государства теоретической и практической основой стали научные труды таких российских и зарубежных ученых-юристов: М.И. Байтина, А.Б.Венгерова, В.М. Корельского, Н.И. Матузова, Л.А.Морозовой, Л.П. Рассказова, В.М.Сырых, А.С. Тургаевой и др.

С давних времен осуществлялись попытки дать точное определение государству. По мнению Л. Гумпловича, сколько существовало государствоведов и философов, столько было и определений государства.[1]

По Аристотелю государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.[2] Однако в большинстве теорий о государстве превалирует политико-организационный подход. Учитывая признаки государства, его можно понимать как властно-политическую организацию общества, которая обладает государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливает правовой порядок на ограниченной территории.[3] В литературных источниках можно найти и другие понятия. Например, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную, публичную власть, придающая праву общеобязательное значение гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.[4] Важную роль в понимании государства играют не только его консервативные, устойчивые признаки, но и динамичность данного социального института –работоспособность, изменяемость, развитие; какими способами осуществляет свое социальное назначение.


Функции государства являются следствием его задач. Поэтому первоначально необходимо определить сущность государства. В настоящее время сложилось два основных подхода к пониманию сущности государства:

1) Сущность государства - выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание волеизъявления данного класса всему обществу.

2) Сущность государства - служить обществу (общесоциальная сущность). То есть, сущность государства — есть главное, определяемое его содержанием, целью, назначением, функционированием.3

Ключевыми понятиями при изучении сущности государства являются понятия задач и функций государства. Они тесно связаны, но не совпадают друг с другом. Одновременно данные понятия не противоречат друг другу. Задачи государства определяют его социальное назначение на конкретном этапе существования общества, способствуют развитию функций государства с помощью экономического и политического воздействия. Тем самым, функции государства реализуются и выполняются посредством его задач. Суть государственных функций заключается в их объективности. Они закономерно воздействуют на общество и государство. Невыполнение государством своих функций, приводит общество к различным проявлениям недовольства, следствием чего может явиться даже свержение действующей государственной власти. Только при полном соответствии интересам и потребностям общества возможна полноценная дееспособность и стабильность государства. Поэтому, в первую очередь, необходимо определить объективные потребности общества, а затем, выявить функции государства и способы их осуществления. Причем все это исходит от осознанной деятельности самого общества.[5]

У каждой функции есть свое внутреннее содержание и она направлена на свой определенный объект воздействия в качестве объекта выступает определенная сфера общественных отношений, на которую воздействует государство. Именно объекты разграничивают его функции. Итак, изучая становление, развитие и изменение функций, можно проследить развитие и изменение самой государственной организации общества в процессе исторического развития, начиная от первобытнообщинного общества и, заканчивая

современным этапом. Структурной организацией для осуществления функций государства служит государственный аппарат.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность государства выражается в его функциях, а структура государства, т.е. его внутреннее


строение элементов, определяется главным образом направлением его деятельности, которую оно осуществляет. Нам необходимо сделать так, что бы сложилось правильное и полное представление о государственных функциях в целом.

Поэтому, целью моей работы является: рассмотрение понятия и классификации функций государства.

Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.

В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию и рассмотреть классификацию функций государства.

2. Охарактеризовать основные функции государства.

Предмет исследования: понятия, классификация и признаки осуществления государственных функций.

Методологическую базу и методы исследования определили современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и др.). Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа функций государства.

1. Понятие о функциях государства и их развитии

1.1 Понятие и становление функций государства

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение, которые задаются характером исторически определенного общества.1 Для государства характерен процесс его исторического развития. В результате этого процесса его функции постоянно изменяются: меняют свое внутреннее содержание, исчезают, появляются снова в новом видоизменном содержании. Эти изменения всегда связаны и историческими и социально – экономическими процессами, происходящими в обществе. Поэтому функции конкретного государства следует рассматривать учитывая его принадлежность к определенному типу государства.4

В процессе реализации функций государства осуществляется целенаправленное влияние на различные аспекты жизни, общественные отношения и связи. При выполнении конкретных функций, государство с помощью проводимых им реформ и преобразований, а так же правового регулирования общественных отношений оказывает воздействие на динамическое развитие общества и его состояние в целом. Осуществляя определенные функции, появляется возможность, как стабилизировать развитие общества, так и усилить в нем его состояние кризиса. С учетом вышеизложенного, можно отметить, что функции государства определяются как сложный механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, который определяет основные направления и структуру его деятельности по управлению обществом.


В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а следовательно, и его различные функции. Изменение содержания функций происходит за счет различных процессов, происходящих в государстве: политических, социальных, экономических Таким образом, функции одного и того же государства могут коренным образом отличаться в мирное и военное время, стабильном социально - экономическом развитии и во время экономического кризиса. Существует тесная связь между функциями государства и его сущностью и социальным назначением, которая говорит о наличии в содержании функций любого государства как классовых, так и общесоциальных начал. При трактовке функций государства лишь с классовых позиций, им будет придаваться некая искаженность, политичность. Общество является государственной общностью, которая характеризуется существованием и сотрудничеством правящих и управляемых. Именно поэтому общесоциальная деятельность, которая интересна всему обществу, осуществляется механизмом управления обществом – государством. Например, такой деятельностью является экономическая, национальная и информационная безопасность, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, охрана общественного порядка, борьба с преступностью, и др. Устойчивость отношений и связь внутри общества, его единство обеспечивается определенной степенью общественной деятельности. Чем больше проявлений в функциях государства общесоциальных начал, тем проще будет достичь общего компромисса, преодолеть всяческие противоречия, стабилизировать общественные связи.2

Например, на современном этапе развития российского государства общественная деятельность в управлении государством проявляется по всей вертикали власти от высшей до местного самоуправления через деятельность общественных советов, некоммерческие общественных организации, территориальное общественное самоуправление, институт старост. Для определения направленности деятельности государства, постановки на определенном этапе общественного развития его целей и задач, служит сущность, социальное назначение государства. Но появление у государства новых функций, не во всех случаях будет предопределено новой характеристикой сущности государства. При изменении сущности государства поменяется и содержание его деятельности, так как сама сущность непосредственно влияет на функции государства. Например, многие функции нашего государства претерпели преобразование, видоизменение, если сравнивать с предыдущими этапами развития Российского государства. Формируются государственные функции на этапах его становления, развития и укрепления.[6]


Последовательность возникновения функций зависит от определения в обществе в процессе исторического развития задачи поставленных целей.

Они, в свою очередь, зависят и от потребностей общества, и от духовного развития населения, и от экономических возможностей и профессионализма государственного аппарата и т.д. В зависимости от времени, приоритет

тех или иных целей и задач государства возрастает, а, следовательно, и различных его функций тоже. На определенных этапах все усилия государства направлены на решение экономических либо политических задач, соответственно первоочередную роль играют экономические либо политические функции. Каждая функция предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни и имеет определенное содержание. Какие вопросы решает государство, чем занимаются его властные органы – все это определяет содержание функций государства.

Существует множество факторов, которые оказывают влияние на содержание государственных функций. Например, это национальные особенности, особенности территориального расположения. В разные исторические периоды приоритетными могут оказаться различные цели государства, а следовательно, и его различные функции. Так, анализируя соотношение классового и общесоциального в государстве, можно сделать вывод о том, что следует различать государства:

— с преимущественно классовыми функциями;

— с преимущественно общесоциальными (демократическими) функциями.

В государствах с преимущественно классовой сущностью ведущее значение имеют функции:

— прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения;

— охрана частной собственности;

— поддержка существующих экономических отношений и правопорядка.

В государствах с преимущественно общесоциальной сущностью: утрачивает значение функция прямого подавления какого-либо социального слоя, класса. На смену приходит функция поиска сотрудничества, компромисса между социальными слоями. Ведущее значение приобретают функции:

- охраны всех существующих форм собственности на средства производства;

-организаторские функции во всех сферах жизнедеятельности общества;

-решения задач демократического строительства.

В современных условиях возрастает значение функций:

- поддержания экологического равновесия;

- борьбы с болезнями сердечно-сосудистой системы и онкозаболеваниями;

- международного культурного и научно-технического сотрудничества (освоение космоса, изучение и использование ресурсов Мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана окружающей среды и т.д.);