Файл: Формы правления в прошлом и настоящем ( Понятие формы правления и ее виды ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Теория государства и права – общетеоретическая юридическая наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их неразрывной взаимозависимости. Являясь фундаментальной, она занимает ведущее место в системе юридических наук и имеет методологическое значение для всех направлений научной мысли, в той или иной степени затрагивающей проблемы государства и права, выполняя как академическую, так и (опосредованным путём) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.

В науке сложились многообразные подходы к определению формы правления и характеристике их видов. В каждой из стран мира, есть присущие им особенности в сфере построения государственной власти, выбора политики страны и прочих аспектов. Раскрывая проблемный аспект в сфере установлении формы правления в Российском государстве, следует учитывать факт того, что особое влияние на «выбор» формы оказывал тот исторический этап развития государственности, который приходился на момент избрания более подходящей формы.

Объектом исследования данной работы являются формы правления.

Цель работы – исследование форм правления в прошлом и в современное время.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и виды форм правления.
  2. Исследовать факторы, влияющие на формы правления.
  3. Рассмотреть влияние политического режима государства на существующую в нем форму правления.
  4. Исследовать особенности формы правления в России.

Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем применения историко-правового и логико-юридического методов.

Научно-методическая основа работы: учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Понятие и классификация форм правления

1.1 Понятие формы правления и ее виды

Форма правления для науки теории государства и права выступает одной из основных научно-правовых категорий, формируя наряду с формой государственного устройства и формой политического режима, так называемую «форму государства».

Некоторыми специалистами в области теории государства, различаются форма государства в узком и широком смысле. Так, в узком смысле понимают форму правления как таковую, а в широком, - форму правления и форму государственного устройства. В данном контексте «политический режим рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства»[1].

Л. А. Морозова под формой государства трактует «особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности»[2].

В. И. Червонюк форму государства определяет как способ организации и осуществления государственной власти.

В. М. Сырых отмечает, что формой государства является «совокупность органов государства и конкретные способы их связи между собой и населением в процессе осуществления функций»[3]. В свою очередь, под формой правления он определяет «структуру и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий».

М. Н. Марченко рассматривает форму правления как «организацию государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними»[4].

В. В. Лазарев и С. В. Липень определяют форму государства как «совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти», а форму правления, в свою очередь, в качестве «организации высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением»[5].


В конечном счете, обобщая вышеприведенные подходы, можно сказать, что форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

В широком смысле, форма правления выступает ведущим элементом в форме государства. Античный мыслитель Аристотель в своих работах, посвященных форме правления разграничивал их в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично, ограниченным числом лиц или всем населением, выделяя различные их комбинаторные варианты[6].

Рассматриваемый критерий сохранил свое значение и поныне - формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

Исходя из деления по вышеназванному критерию выделяют республиканскую и монархическую формы правления. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, то есть кто осуществляет в нем верховную власть.

Указанные выше формы правления актуальны и поныне, существуя в различных государствах мира, однако, наряду с этим, путем совмещения и появления новых признаков возникают иные, альтернативные формы правления. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В. Е. Чиркиным[7]. В данном контексте исследование предпосылок и условий формирования в конкретно взятом государстве той или иной формы правления представляется достаточно актуальным.

Возникновение и распространение смешанных (комбинированных) форм правления – вполне закономерный, последовательный и поступательный процесс. Такие формы являются более гибкими и адаптивными. Они позволяют учитывать специфические особенности тех или иных государств, стоящих перед ними на разных этапах эволюции задач, оттенки менталитета народов, традиции и другие факторы. За счет этого достигается относительная стабильность управления государством, нивелируется возможность частой смены правительств и обеспечивается консолидация всего общества. Данный процесс способствует укреплению роли государственной власти, обеспечивает сохранение единства государства и его суверенитета[8].

Таким образом, нетипичные формы правления являются результатом поиска наиболее рациональной и эффективной модели организации публичной власти, они позволяют исключить недостатки, присущие типичным формам, и способствуют развитию и процветанию государства.


Большинство специалистов в области теории и истории государства рассматривают предпосылки и условия существования формы государства в конкретно взятой стране, не детализируясь до условий возникновения отдельно формы правления, формы государственного устройства и, что еще реже, формы политического режима, которая является более социально-политической, нежели теоретически-правовой категорией.

Русский философ И. А. Ильин писал, что «...каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным»[9].

Так, например, В. М. Сырых отмечает, что «....на форму государства влияют разнообразные политические, экономические, социальные и иные факторы. Особое значение имеет классовая борьба, непосредственное участие того или иного класса в деятельности государства. Форма государства представляет собой совокупный итог соотношения классов на том или ином этапе развития общества, способность и решимость каждого класса участвовать в формировании государственной воли и отражать свои интересы в законах и иных нормативно-правовых актах»[10].

1.2 Факторы, влияющие на форму правления

Факторы, обуславливающим возникновение и существование в государстве конкретной формы правления, следует свести к следующим: территориально-географические, экономические, социально-политические, социально-духовные, социально-исторические и фактор политического режима. Рассмотрим каждый их них подробнее.

Территориально-географические факторы. Для формы правления определенное значение придает климатические условия. В свое время, в трактате «Государь»[11] Н. Макиавелли связывал форму правления и географическим расположением государства - северным государствам более типична монархия, а, в свою очередь, южным народам свойственная республика.

Расположение государства также оказывает определенное влияние на форму правления косвенно. Наличие выхода к морю, полезных ископаемых, особенность территории государства (островное или континентальное), единство и целостность территории государства (колонии, доминионы и метрополии), отсутствие анклавов и проч. оказывает влияние на экономические факторы, влияющие на форму правления в государстве.


Экономические факторы. В рамках классического подхода, в обществах, не имеющих прочных экономических связей, появляется потребность в сильной централизованной стабильной власти, естественной формой правления которой становится монархия. В свою очередь, общества, основанных на отношениях экономического обмена между свободными, политически эгалитарными субъектами (собственниками) свойственна республиканская форма правления. В аналогичных связках влияние оказывают экономический уклад (одноукладная или многоукладная экономика), уровень экономического развития общества, тип и характер производственных отношений (производящая экономика или ресурсная), степень экономической стабильности общества и проч. Так, монархической форме правления более свойственна одноукладная, ресурсная экономика, низкий уровень экономического развития общества, а республиканской форме правления, наоборот, многоукладная производящая экономика соответственно.

Социально-политические факторы, которые выражаются в наличии и расстановке политических сил в обществе, степень их организации, социальной поддержки (чьи интересы эти политические силы выражают), какое влияние они имеют на формирование и осуществление государственной власти, а также доминирующая государственная и общественная идеологии по поводу управления государством (например, идеи реставрации монархии в России, хотя и культивируются рядом монархических движений, идеологически населением практически не поддерживаются). Исходя из этого, социально-политические факторы предопределяют, какую политическую идею, а, следовательно, форму правления поддерживает общество. Например, реставрация монархии в Испании после режима Франсиско Франко.

Серьезное влияние также оказывает уровень политического сознания и политической культуры общества, а также степень политической активности населения. Более политически культурное общество стремиться к республиканской форме правления. В свою очередь, элементами и, соответственно, факторами политической культуры выступают степень политической стабильности общества, а также характер и степень социальной стратификации общества (степень совместимости социальных интересов, состав групп и проч.).

Социально-духовные факторы, в котором находят свое отражение отношение государства к религии (отделение церкви от государства свойственно республикам, сближение - монархиям), а также национальный состав населения - моноэтнические государства более склонны к монархической форме правления, многонациональные государства способны учитывать и защищать интересы всего своего многонационального народа посредством республиканской формы правления.