Файл: Управление миграционными процессами ( Зарубежный опыт миграционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире миграция населения приобрела небывалый размах, поставив перед человечеством комплекс сложных и многоплановых проблем. Миграция выступает универсальным средством приспособления к происходящим социально-экономическим, политическим и другим изменениям, а роль и значение миграционной политики в международной жизни и обеспечении национальной безопасности государств повышается.

Россия относится к числу стран, в которых процессы миграции населения традиционно играли важную роль, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы. По словам В.О. Ключевского, многовековая история Российского государства - это история непрерывно колонизуемой страны[1].

Современная миграционная ситуация в России сформирована в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века. Глобальные последствия распада СССР чрезвычайно обострили проблемы миграции в России, качественно изменив ее характер, мотивацию миграционного поведения населения, направления, масштабы и структуру миграционных потоков. Становление новых межгосударственных отношений как с ближним, так и с дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической почве, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе незаконных, а также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

В разработке государственных концепций социально-экономического развития, национальной безопасности, национальной политики миграции предстоит сыграть роль одного из основных государственных приоритетов в достижении позитивных целей общественного развития[2]1.

Рассмотрение проблем миграции и необходимость ее эффективного регулирования на государственном уровне приобретают особую значимость и актуальность, что определяется следующими условиями:

Феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем современности, оказывающих воздействие на направления и интенсивность всех наиболее значимых политических, экономических и социальных процессов в мире, напрямую связанных с проблемами устойчивого развития. Ключевой проблемой проведения миграционной политики в условиях глобализации является проблема повсеместного обеспечения свободы передвижения, выбора места жительства и проживания.


Процессы миграции имеют повсеместное распространение и оказывают огромное влияние на социально-экономические, политические и демографические характеристики общества и государства. Мигранты превратились в многозначный по своему воздействию фактор современной жизни. Интенсивный миграционный приток вызывает напряжение на рынках труда, усиливает нагрузку на социальную инфраструктуру. Изменения, привносимые миграцией в жизнь принимающих обществ, стали для них испытанием на демократичность, политическую и социально-экономическую стабильность.

Приток различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства оказывает все большее воздействие на внутриполитическую ситуацию в России, сказывается на социальной сфере, влияет на национальный рынок труда, усугубляет криминогенную обстановку. При этом связь незаконной миграции и международного терроризма, организованной преступности создает угрозу национальной безопасности страны и становится опасной для всего мирового сообщества.

На данный момент миграционные исследования в целом представляют набор отдельно взятых в зависимости от субъективных интересов направлений. Кроме того, не уделяется должного внимания изучению роли и значения государства в решении проблем, связанных с перемещениями людей. Также в настоящее время недостаточно представлены исследовательские и аналитические работы в области изучения миграционных процессов в субъектах Федерации, а особенности их значительны.

Объектом исследования выступают миграционные процессы в России, а предметом исследования – государственное регулирование миграционных процессов в северных районах Российской Федерации.

Цель исследования - выявить особенности управления миграционными процессами в России и обосновать пути совершенствования государственной миграционной политики в северных регионах РФ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Уточнить специфику управления миграциями как особым объектом в системе управления социально-демографическими процессами;
  2. Изучить эволюцию отечественного опыта управления миграционными процессами и выявить возможность использования его элементов в современной ситуации;
  3. Обобщить опыт государственного регулирования миграционных
    процессов в период социально-экономических реформ в России и обосновать
    необходимость дальнейшего использования положительных результатов;
  4. Определить наиболее проблемные компоненты современной
    миграционной ситуации в России, требующие активных мер
    государственного управления.

Методологической основой исследования стал системный подход к исследованию проблем, связанных с миграцией населения. В качестве основных научных методов применялись:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
  • сравнительный (сравнительно-правовой, сравнительно-исторический).

При поиске и обобщении эмпирического материала использованы специальные методы сбора информации (анализ документов, метод экспертной оценки, метод опроса).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки и корректировки государственной миграционной политики Российской Федерации на региональном уровне.

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

  2. 1.1 Миграция как социальное явление

Народонаселение и миграция являются двумя неразрывными понятиями. С тех пор, как появились люди, они перемещаются по планете. Людей всегда отправляли туда, где, по их мнению, было бы лучше жить, где можно получить средства к существованию. На критических этапах истории, наблюдая, куда и зачем идут люди - можно получить более четкое представление о сути социальных процессов.

Миграция (от лат. миграция) - этимологически означает переселение, перемещение. Понятие» миграция «неоднозначно. Под миграцией населения в широком смысле понимается любое территориальное перемещение населения за границы определенной территории (обычно - поселение), независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. Однако в научной литературе гораздо чаще используется узкая трактовка этого понятия-как движение, связанное с пересечением территориальных и административных границ и сменой места (поселения) постоянного проживания[3]1.

Согласно самому широкому толкованию, миграция включает все виды перемещения населения, имеющие общественное значение. Это касается не только всех пространственных перемещений, но и текучести кадров, их перемещения внутри предприятия, социальных перемещений. Отраслевое, профессиональное и иное движение, не являющееся собственно миграцией, связано с ней, но только в том случае, если оно сопровождается территориальным перемещением.


Под миграцией понимается разнообразие пространственного перемещения населения, независимо от его характера и цели. Сюда входит переезд из одного населенного пункта в другой, ежедневные командировки на работу или учебу за пределы населенных пунктов, прибытие в определенный район для временного, в том командировки, отпуска и других перемещений.

В области миграции к ним относятся пространственные перемещения между населенными пунктами, которые приводят к постоянным и временным изменениям местожительства, а также регулярное двустороннее перемещение между местами проживания и местами работы и учебы. В этом определении нет возврата, случайных поездок из одного населенного пункта в другой.

К миграции относится процесс пространственного перемещения населения, который приводит к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим перемещением из одного места в другое. В результате переселения место жительства привязывается к месту работы, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте.

С учетом целей и задач нашего исследования, мы будем исходить из первого понимания миграции в широком смысле. Следует отметить, что нормативные правовые акты, направленные на регулирование различных аспектов миграционного процесса, не дают формулировки понятия «миграция».

Согласно первому подходу к определению миграции, выделяют четыре основных типа пространственных перемещений населения:

случайные миграции-это деловые, рекреационные и другие поездки, которые происходят нерегулярно с течением времени и не обязательно в одних и тех же направлениях. По своим масштабам этот вид миграции, кажется, превосходит все остальные, но изучен очень слабо; маятниковая (челночная) миграция - ежедневные или еженедельные поездки населения от места жительства к месту работы (учебы) и обратно, расположенные в разных населенных пунктах. В большом масштабе, эти миграции происходят в тех агломерациях, центрами которых являются крупные города; сезонные миграции - это движение, главным образом, экономически активного населения к местам временной работы и жительства на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного проживания. Такие миграции происходят из-за того, что доминирующее положение в экономике некоторых районов занимают отрасли, в которых потребность в рабочей силе неравномерна во времени;


безвозвратная миграция - это понимание миграции в узком смысле как переселения, в отличие от представления миграции как любого пространственного перемещения населения. Ряд исследователей называют безвозвратную миграцию полной, т. е. совершаемой постоянно. Безвозвратная миграция отвечает двум условиям одновременно: во-первых, перемещение населения из одного населенного пункта в другой, и, во-вторых, перемещение сопровождается сменой постоянного места жительства. Этот вид миграции в статистической практике называется механическим перемещением населения.

В зависимости от того, происходит ли миграционное движение внутри одной страны или между государствами, существует два типа миграции: международная (межгосударственная, внешняя) и внутренняя (внутренняя).

Международная миграция связана с такими понятиями, как иммиграция (въезд в другую страну) и эмиграция (выезд из страны). Она также делится на межконтинентальную (например, миграция из Европы в США и Австралию) и межконтинентальную (например, внутри Европы).

Внутренние миграционные потоки делятся на следующие направления: из города в город; из села в село; из села в город; из города в село. В определенной степени такие направления можно выделить в международной миграции.

Также, учитывая внешнюю миграцию, существует еще один вид-нелегальная (нелегальная) миграция. В то же время нелегальными мигрантами являются лица, которые в поисках работы въезжают в другую страну как нелегально, так и легально, с последующим переходом к нелегальной ситуации и нелегальной занятости.

В настоящее время наблюдается беспрецедентный рост числа нелегальных иммигрантов по всему миру, и это почти невозможно определить истинные масштабы этой миграции. Проблема нелегальной миграции признана в современном мире одной из самых серьезных.

Для классификации миграционного движения необходимо учитывать причины, влияющие на принятие решений по миграции: экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные и др. Но каковы бы ни были причины современной миграции населения, основная роль среди них принадлежит социально-экономической.

Некоторые исследователи рассматривают миграционные процессы с использованием формирующего подхода: форма миграции определяется на основе анализа процессов, происходящих в обществе, с учетом исторической, философской, социально-экономической точек зрения[4]1. К традиционным формам миграции относятся: переселение (эта форма характерна для первобытного общества); колонизация (сопровождается захватнических войн или мирного расселения людей, что приводит к формированию новой культуры и создание мигрантской политики, или влияние определенных элементов культуры иммигрантов); расселение (сопровождается сменой места жительства, зачастую насильственное); рабочий объем (проводится на определенный срок, принимая во внимание цель миграции - например, исполнение бизнес-функций).Государства могут создавать препятствия для движения миграционных потоков по причинам сохранения чистоты нации или угрозы национальной безопасности. Однако данные препятствия будут носить либо формальный, либо временный характер — из-за исключительно миграционного способа эффективного решения отдельных государственных проблем (например, демографических или связанных с заполнением рабочих мест), а также из-за того, что мигранты, как наиболее активная часть населения, найдут пути проникновения через государственные границы, доказательством чему являются данные о незаконной миграции.