Файл: Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика розничной торговли
1.1 Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация розничных торговых предприятий.
1.3 Правила работы предприятий розничной торговли
2. Роль и перспективы развития розничной торговли в РФ
2.1 Развитие розничной торговли в концепции развития внутренней торговли РФ
2.2 Некоторые тенденции развития розничной торговли в РФ
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ
Западные сети предложили два новых для нашей страны торговых формата – гипермаркеты и мелкооптовые магазины «кеш энд керри», работающие в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичные по сравнению с супермаркетами. С разворачиванием сети гипермаркетов и мелкооптовых магазинов первая волна освоения новых торговых форматов делает своего рода изгиб, но не меняет своей принципиальной направленности: большинство западных компаний избирают в качестве непосредственного ориентира уровень цен открытых рынков, стремясь к привлечению наиболее массового и не слишком обеспеченного покупателя. Это проявляется, в частности, в тенденции к относительному удешевлению стандартной потребительской корзины, которую демонстрируют, например, магазины «Metro Cash & Carry» . Вторая тенденция в эволюции торговых форматов – переход от внемагазинных к более цивилизованным магазинным формам торговли. До начала XXI века ведущие участники рынка, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали товары более дорогих брендов, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной азиатской продукции, включая разного рода имитации известных брендов и откровенный контрафакт. Сейчас различные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно, они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. В этом отношении конкуренция в торговли обостряется, переходя от первой ко второй стадии, когда происходит «наложение» рыночных ниш – прежде всего в силу того, что множатся интересы розничных сетей.
С повышением требовательности покупателей и нарастания конкурентного давления со стороны цивилизованных форм торговли рынки проявляли способность к адаптации: здесь стало больше относительно недорогих товаров; они предоставляют дополнительные услуги. Более того, рынки переезжают с улиц под крыши павильонов и торговых центров, маскируясь под цивилизованные магазины. Таким образом, с течением времени наблюдается переориентация торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов: супермаркеты, начав с обслуживания относительно узкого среднего класса, становятся более демократичными; гипермаркеты претендуют на то, чтобы заменить собой открытые рынки; дискаунтеры «нащупывают» более жесткие и экономичные формы торговли. При этом «наполнение» покупательских тележек становиться все большим: эффект экономии от масштаба, субординация поставщиков, использование собственных торговых марок,
- все это способствует относительному сдерживанию цен в условиях растущих реальных доходов населения. В результате в магазинах большинства торговых форматов увеличивается размер средних товарных чеков, в условиях растущего рынка повышается общий уровень покупательной способности во всех основных сегментах.
Наблюдается ярко выраженная волнообразная тенденция распространения новых магазинных форматов – от элитных к массовым сегментам потребительского рынка. Причем по мере завершения первичного завоевания потребительского рынка «сверху вниз» рождается другая волна, связанная с появлением новых торговых форматов. С помощью последних потребительский рынок вновь осваивается, начиная с элитных и заканчивая все более широко доступными сегментами. Характерно, что при переходе от форматов первой волны к форматам второй волны возрастает степень специализации нацеленности этих форматов на соответствующие потребительскиегруппы.
2.3 Роль и перспективы развития малых предприятий розничной торговли РФ
Развитие малого и среднего предпринимательства влияет на экономический рост, на ускорение научно – экономического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические и социальные проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. В принятых в РФ законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в странах малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, создание новых рабочих мест Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» направлен на права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной деятельности, не запрещенной законом. Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятие и выполнение принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для реализации своих идей, высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.
В то же время субъекты малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки:
более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).
Недостатки и неудачи в деятельности малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями формирования малых предприятий. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу малого бизнеса.
Поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания; приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм,компаний);
Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с другими странами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
3. Состояние розничной торговли в 2010 году
В январе-августе 2010 года оборот розничной торговли составил 10334,4 млрд.руб., 104,3% к соответствующему периоду 2009 года. При этом в августе 2010 года розничный товарооборот составил 1410 млрд. руб., 106,5% к августу 2009 года и 101,4% к июлю 2010 года
В структуре оборота розничной торговли в августе 2010 года доля непродовольственных товаров составила 51,6% (51,7% в августе 2009 года), доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий – 48,4% (48,3%).В разрезе отдельных видов товаров по итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями вырос на 5,7%, непродовольственными товарами – на 3,1% к январю-августу 2009 года. В августе 2010 года по сравнению с августом 2009 года наблюдается достаточно высокий прирост оборота розничной торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами: на 7,5% и 5,5% соответственно. По отношению к июлю 2010 года оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос на 0,4%, непродовольственными товарами – на 2,3 процента. В августе 2010 года по сравнению с июлем 2010 года в организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в группе основных продуктов питания отмечался наиболее существенный рост продаж соли (на 8,5%), яиц куриных (на 4,9%), макаронных изделий (на 4,3%). Продажи мясных продуктов, рыбы и морепродуктов, растительных масел, молочных продуктов, крупы возросли на 0,8-2,3%. Снижение продаж наблюдалось по следующим видам продовольственных товаров: сахар, кондитерские изделия, чай, хлеб и хлебобулочные изделия, свежие овощи и фрукты.
В группе непродовольственных товаров в августе 2010 года отмечался рост продаж верхней одежды, компьютеров, стиральных машин, книг, газет и журналов, мобильных телефонов, телевизоров (на 2,5-14,4%). В то же время снизились продажи кожаной обуви, бытовой мебели, холодильников (на 0,9-6,3%).
В разрезе форматов торговли сохраняется тенденция динамичного развития торговли вне рынка и сокращение продаж товаров на рынках и ярмарках. По итогам января-августа 2010 года оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка вырос на 5,2% (в августе 2010 года вырос на 7,7% к августу 2009 года), а продажи на розничных рынках и ярмарках сократились на 1,2% к январю-августу 2009 года (в августе 2010 года - сократились на 1,7%).
В августе 2010 года торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 87,4% оборота розничной торговли (в августе 2009 года – 86,4%), розничные рынки и ярмарки – 12,6% (в августе 2009 года –13,6%).
По предварительным данным, в январе-августе 2010 года реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 5,6% к соответствующему периоду 2009 года (в январе-августе 2009 года - сократились на 0,1% к январю-августу 2008 года). В августе 2010 года прирост данного показателя составил 7,9% к августу 2009 года. Потребительские цены на товары и услуги в августе 2010 года выросли на 0,6%, в то время как в августе 2009 года роста цен не наблюдалось. За период январь-август 2010 года цены на товары и услуги выросли на 5,4% (январь-август 2009 года – на 8,1%).
Цены на товары (без услуг) в августе 2010 года выросли на 0,7% (за январь-август 2010 года – на 4,7%), в том числе на продовольственные товары – на 0,9%, непродовольственные товары – на 0,4%. При этом цены на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции в августе 2010 года выросли на 1,2%, на плодоовощную продукцию – снизились на 1,4%. В целом за январь – август 2010 года продовольственные товары подорожали на 6,6%, непродовольственные – на 2,5 процента.
В разрезе субъектов Российской Федерации в августе 2010 года цены изменялись достаточно неравномерно. Рост потребительских цен на 1% и более отмечался в 16 субъектах Российской Федерации, в том числе наибольший рост отмечен в Чеченской Республике – на 2,1%. Снижение потребительских цен в августе 2010 года наблюдалось в Чукотском автономном округе – на 1,6%, Калининградской и Тюменской областях – на 0,1%. В Москве потребительские цены за месяц выросли на 0,4% (с начала года – на 5,8%), в Санкт-Петербурге – увеличились на 0,1% (с начала года - на 5,6%).
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце августа 2010 года составила 2372 рубля, увеличившись за месяц на 0,7% (за период с начала года – на 10,8%).
В группе продовольственных товаров наибольший рост цен в августе 2010 года пришелся на отдельные виды крупяных изделий, в том числе на крупу гречневую-ядрицу - возросли на 31,4% (в 45 субъектах Российской Федерации цены выросли более чем на 30%). Максимальное удорожание гречки зафиксировано в Орловской и Волгоградской областях – в 1,7 раза. Цены на пшено выросли на 8,8% (в Тверской, Кировской и Калужской областях – более чем на 30%), на муку пшеничную - на 10,8% (в Пермском крае, Вологодской и Омской областях – более чем на 30%).