Файл: Центральный банк РФ (Центральный банк и его функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Центральный банк и его функции
1.1 История Центрального Банка
1.2 Структура Центрального Банка
1.3 Цели и функции Центрального Банка
Глава 2 Проведение Центральным банком единой денежно-кредитной политики
2.1 Цель Центрального Банка в проведении единой денежно-кредитной политики
2.2 Операции и инструменты Центрального банка в проведении единой денежно-кредитной политики
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные соглашениями и договорами;
- осуществляет контроль над соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
- организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям
- выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Глава 2 Проведение Центральным банком единой денежно-кредитной политики
2.1 Цель Центрального Банка в проведении единой денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан.
Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции. С учетом особенностей российской экономики установлена цель - инфляция вблизи 4% постоянно.
Стратегия или набор мер достижения цели называют «таргетированием» (англ. targeting) или «целеполаганием». Оно включает определение цели, использование инструментов для ее достижения и ответственность за результаты политики. Соответственно, различают три базовых режима денежно-кредитной политики в зависимости от номинального якоря:
- денежное таргетирование (таргетирование денежного предложения);
- таргетирование валютного курса (курсовое таргетирование);
- инфляционное таргетирование (таргетирование инфляции).
Режимы денежно-кредитной политики различаются как по целям, так и инструментам. Для каждого из номинальных якорей характерен свой набор инструментов денежно-кредитной политики.
Таблица 1
Типовые характеристики режимов денежно-кредитной политики
Характеристика |
Инфляционное таргетирование |
Таргетирование денежного предложения |
Таргетирование валютного курса |
Конечная цель |
Ценовая стабильность |
Ценовая стабильность и сбалансированный экономический рост |
Ценовая стабильность и устойчивый валютный курс |
Промежуточная цель |
Отсутствует прогноз инфляции |
Денежный агрегат |
Валютный курс |
Промежуточная цель |
Процентная ставка денежного рынка |
Денежная база/компоненты баланса центрального банка, чистые международные резервы |
Валютный курс или валютная корзина |
Инструменты денежно-кредитной политики |
Операции на открытом рынке, инструменты постоянного действия |
Операции на открытом рынке, инструменты постоянного действия, резервные требования |
Валютные интервенции, операции рефинансирования, резервные требования |
Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики над экономикой Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.
Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.
В рыночной экономике центральные банки не могут напрямую достигать цели денежно-кредитной политики, обозначенные в национальном законодательстве. По этой причине, они устанавливают второстепенные цели денежно-кредитной политики, способствующие достижению конечной цели. Цель денежно-кредитной политики или целевой ориентир (англ. monetary policy target) представляет собой фиксированный количественный показатель (экономическую переменную), к достижению которого стремится денежно-кредитная политика путём выбора комбинации и значений инструментов политики (инструментальных переменных).
Цель денежно-кредитной политики может быть явной (публичной или эксплицитная) и скрытой (имплицитной). Явная цель денежно-кредитной политики (англ. explicit target of monetary policy) – это экономическая переменная, которую денежные власти публично объявляют как цель своей деятельности. Их характеризует конкретное количественное значение целевого ориентира политики. Как правило, до 1970-х гг. центральные банки публично не заявляли о целях денежно-кредитной политики (превалировали скрытые цели). Обнародование целей политики через СМИ и публичные заявления, объяснение целей перед общественностью вошло в практику в 1990-е гг., когда были доказаны преимущества транспарентности деятельности центрального банка.
Раскрытие цели денежно-кредитной политики помогает рынку сформировать представление о том, что ожидать от центрального банка, а также оценить результаты его деятельности. В большинстве экономик цели центрального банка раскрываются в его годовом отчете и заявлениях о политике. В России документ о цели политики раскрывается в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики», ежегодно публикуемых на трехлетний период. Кроме того, денежные власти дают пояснения в регулярных официальных отчетах, публикациях и выступлениях руководства.
Публично объявленная цель денежно-кредитной политики становится ее номинальным якорем (англ. nominal anchor of monetary policy), под которым понимается номинальная экономическая переменная, выступающая количественной целью политики центрального банка в среднесрочной перспективе, за которую он несет ответственность и которая обладает влиянием на конечную цель денежно-кредитной политики, закреплению на законодательном уровне.
Номинальный якорь денежно-кредитной политики является своеобразным внутренним ограничителем стоимости денег. Он выполняет две функции:
- способствует поддержанию ценовой стабильности, поскольку благодаря ему закрепляются рыночные ожидания (прежде всего, инфляционные ожидания),
- обеспечивает дисциплину денежно-кредитной политики, в результате чего исчезает так называемая «проблема временной несогласованности».
Использование номинального якоря денежно-кредитной политики позволяет решить проблему, которая возникает в связи с тем, что денежные власти склонны отдавать предпочтение краткосрочным задачам и игнорируют более важные долгосрочные макроэкономические цели. Даже если денежные власти провалили своевременное и полное достижение цели, ее наличие оказывает положительный эффект, поскольку стабилизирует ожидания экономических агентов и задает траекторию будущего движения экономики.
Номинальный якорь может принимать одну из трех форм:
- денежный (монетарный) якорь: роль якоря играет денежная база, её компоненты или один из агрегатов денежного предложения;
- валютный якорь: якорем является номинальный или реальный валютный курс;
- инфляционный якорь: в качестве якоря выступает обязательство по количественному значению инфляции или ее прогноз.
В связи с тем, что центральный банк не может достигнуть конечную цель напрямую, номинальный якорь служит промежуточной целью денежно-кредитной политики. При выборе промежуточной цели центральный банк должен руководствоваться двумя соображениями. Во-первых, центральный банк должен быть в состоянии ею управлять. Во-вторых, промежуточная цель должна иметь устойчивую и прогнозируемую связь с конечной целью политики
2.2 Операции и инструменты Центрального банка в проведении единой денежно-кредитной политики
Банк России проводит денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые закреплены за ним законодательно. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) статья 35» установлено, что основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени;
- другие инструменты, определенные Банком России.
(п. 9 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При этом Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.
Также инструменты бывает нескольких типов: инструменты прямого контроля или же административно-количественные инструменты и инструментами рыночного (косвенного) регулирования.
Инструменты прямого контроля (или административно-количественные инструменты), как правило, имеют форму директив, инструкций, издаваемых Центральным банком и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов являются примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).
Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).
Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.
Под инструментами рыночного (косвенного) регулирования подразумеваются способы воздействия Центрального банка на денежно- кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты воздействуют на мотивацию хозяйствующих субъектов и отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда могут быть точно определены заранее и не всегда оказываются в полной мере адекватными намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается все больший переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным, что означает финансовую либерализацию в денежно-кредитной сфере.
Важным аргументом в пользу финансовой либерализации является развитие системы, которая содействует эффективному распределению сбережений в экономике. Косвенные инструменты действуют благодаря тому, что Центральный банк контролирует цену или объем предложения своих обязательств — резервных денег (денежной базы), которые, в свою очередь, могут оказать более широкое воздействие на процентные ставки, а также на количество денег и объем кредитования во всей банковской системе.