Файл: Сущность и функции финансов (Проявление "Финансов" в общественно-экономических сферах).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Появление термина "Финансы" как категории
2. Проявление "Финансов" в общественно-экономических сферах
3. Финансы, распределительные и перераспределительные отношения.
4. Экономические субъекты и их финансовые отношения
5. Финансы как экономические отношения между партнерами и государством
8.Как финансы влияют на условия осуществления эффективного процесса расширенного производства
Введение
Понятие "Финансы" в российской трактовке представляет собой совокупность экономических отношений, появляющихся в процессе возникновения, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Зачастую это понятие применимо для целевых фондов государства или же предприятий
Финансы - важнейшая часть денежных отношений, но далеко не все денежные отношения можно считать финансовыми.
Так же, следует принять во внимае, что финансы различаются от денег не только по содержанию, но и по функциям, которые они выпоняют. Деньги - это общий эквивалент, с помощью которого прежде всего определяются затраты труда ассоциированных производителей, так как финансы считаются экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) и национального дохода, средством контроля, в обязанности которого входит слежение за поступлением и использованием фондов денежных средств.
На данном этапе понимания финансы выступают наиболее значимым инструментом воздействия на систему рыночных преобразований и изменений в стране, преодоления кризисных явлений в общественном развитии экономики. Это обусловлено значительным расширением и разнообразием финансовых отношений экономических субъектов, многогранностью финансовых систем в условиях трансформирующейся экономики, достаточно значимой степенью их влияния на воспроизводственные процессы. Исходя из вышеперечисленного, считаю, что стоит уделить свое время раскрытию сущности финансов, их экономической роли в условиях перехода к рыночным отношениям, так как данная тема затрагивает не только мою жизнь, но и общество в целом.
Целью мой курсовой работы будет являться исследование сущности и функций финансов в современной экономике.
1. Появление термина "Финансы" как категории
Термин "финансы" имеет очень глубокие исторические корни и берет свое происхождение еще с давних времен. В большенстве своем ученые связывают появление этого термина с латинским глаголом "Finis", который означает в буквальном смысле "уплачивать условную сумму денег". В последствие в XIII—XIV веках в итальянском языке этот глагол преобразовался в новый термин "finansia", в дословной трактовке также означающий "денежный платеж". Даже в такой узкой специализации это слово получило международное распространение и характиризовало систему денежных отношений между населением и государством. Если говорить о широкой системной экономической трактовке понятие "финансы" (фр. — "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своем небезысвестном произведении "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов и соответсвенно финансовой науки (1) .
На мой взгляд, стоит уделить отдельное внимание непосредственно формированию и развитию финансов . Само возниктовение финансов, как особой формы экономических отношений причисляют к появлению государственности. На первоначальном этапе финансовые отншения служили формированию государственного дохода, как денежного, так и натурального. ВЫшеприведенная система так же рассматривалась древнегреческими мыслителями, такими как Ксенофонтом (430—355 г. до н.э.) в работе "О доходах Афинской республики" и уже более известным Аристотелем (382-322 г. до н.э.) в работе "Государственное устройство Афин", а так же индийским ученым Вашнагупта (321—297 г. до н.э.) в работе "Наука о политике" и др.
В ходе развития товарно-денежных отношений, форм государственности значительно раздвинулись рамки системы финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и трактование финансов. На пике своего распространения финансы оказалась в последнем пятидесятилетии , когда функции государств преобладающего большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения в развитых экномических системах стали занимать фаворитные места . Таким образом, нынешнее понимание финансов следует рассматривать как результат развития форм государственности и товарно-денежных отношений.
Предлагаю рассмотреть основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик будет представленна далее (2)
Градация "финансы" определяет характер экономических отношений и следовательно входит в систему экономических категорий
Исходя из научной классификации отношения признаются экономическими по факту обмена, производства, потребления и распределения общественного продукта в совокупности, который производит экономическая система . Обеспечивая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая изменение стоимости в процессе его создания, непосредственно воздействуя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов. Финансы могут полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.
Финансы, как категория, отражает состояние экономичесских явлений и процессов в сфере финансового взаимодействия и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От успешности финансовых отношений зависит эффективность экономической системы государства, а так же уровень благосостояния и развития общества.
2. Проявление "Финансов" в общественно-экономических сферах
На мой взгляд, финансы можно отнести к объективной экономическое категории, так как они являются воплощением единой абстрактной сущности системы финансовых взаимодействий во всех общественно-экономических направлениях, хотя их роль в общественном воспроизводстве и функции могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя определяет подходящую для себя систему осуществления своих властных функций, а так же подходящих финансовых отношений.
Экономическое положение отдельного государства можно определить, анализируя формы преимущественных финансовых отношений. Можно привести в пример натуральный обмен и использование денежного распределения. Натуральный обмен осуществлять достаточно проблематично, в связи с потерей ценности предмета обмена, либо же его дефицит и как следствие повышения цены. Переход к единой валюте был важен, на этапе натурального обмена. В результате преобразований повысилось благосостояние граждан, появилось равномерное распределение социальных слоев и упрощенная система взаимодействий.
Я полагаю, что формы и виды этих отношений могут значительно отличаться в отдельных общественно-экономических формациях, но суть финансов как экономической категории при этом остается неизменной всегда. Если брать в пример рабовладельческие и феодальные формации можно заметить, что они принимали преимущественно натуральные отношения, следовательно и финансы, принимающие участие в формировании доходов государства привлекались преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.
В современном мире банки выступают гарантом стабильности и надежности денежных отношений. В этой теме стоить затронуть коммерческие банки, которые являются посредниками между ЦБ (центральным банком) и гражданами страны. На мой взгляд посредническая работа не должна иметь настолько большую статью расходов. По соизмерению пользы- затрат это не выгодно, при том, что банки не обладают таким количеством средств, чтобы выплатить все вклады единовременно.
Подводя итоги раздела, можно сделать вывод, что финансы как объективная экономическая категория связана с фундаментальными закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Но при этом абсолютно любое государство в условиях различных общественно-экономических формациях может активно вмешиваться и воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, планов, поставленных целей и задач, но оно не в силах ни создать,ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.
Финансы, как и любая другая экономическая категория проявляется в функциях, которые она выполняет. Финансы имеют несколько ключевых функций: контрольную и распределительную. Данные функции работают параллельно друг другу, относительно времени, поскольку каждая финансовая операция включает в себя обеспечение распределения общественного продукта и национального дохода, и в то же время осуществляет контроль над этим распределением.
Валовой внутренний продукт включает в себя продукцию, произведенную непосредственно внутри страны за определенный промежуток времени. Чтобы вычислить размер национального дохода, который обеспечивает все необходимые потребности общества (оплаты труда работников, осуществление расширенного воспроизводства, а так же развитие непроизводственных сфер) нужно вычесть из ВВП(валового внутреннего продукта) в стоимостном выражении ту его долю, которая возмещает затраченные средства на производство.
Размер национального дохода в денежном выражении, создаваемого всеми отраслями материального производства, а так же отдельных его частей — фонда потребления и фонда накопления — определяет динамику и пропорции, развития экономики, ее структуру.
Распределительная функция финансов имеет непосредственную связь с распределением ВВП и его ключевой, основополагающей части - НД (национального дохода). Без участия финансов НД (национальный доход) не будет распределен.
Как уже было сказано в предыдущих параграфах, финансовые отношения появляются на стадиях перераспределения и распределения НД (национального дохода). Первоначальное распределение производится по месту создания НД, тоесть в отрасли материального производства. Приведу в пример ситуацию: Предприятие получило свою выручку от реализации различного рода товара. Это будет обезличенная сумма денег, из которой не получится определить порядок распределения этой суммы на составные элементы (Заработная плата сотрудников, прибыль, возмещение потраченных денежных средств и т.д.). Распределение финансов осуществляется на основе целого ряда параметров, установленных властью(государством) : платежи, тарифы, нормы, отчисления и т.п. В следствии первичного распределения НД между участниками материального производства появляются следующие градации и виды доходов: ( зарплаты служащих, рабочих, доходы фермеров и крестьян) и других категорий работников, занятых в сферах материального производства.
Но все же доходы, образуемые в результате начального распределения, не образуют общественные денежные фонды, требуемые для развития важнейших на данный момент отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения, как материальных, так и культурных потребностей населения, а так же обеспечение их социальных благополучия. ( Поэтому требуется дальнейшее распределение или перераспределение НД, связанное с присутствием непроизводственной сферы, в которой НД не создается ( социальное страхование, просвещение, здравоохранение, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием малоимущих слоев населения — пенсионеров, студентов, инвалидов, одиноких и многодетных матерей и так далее.
Чтобы можно было увидеть всю полноту картины, считаю нужным привести второй пример:
Предприятию удалось продать определенный объем товара. Выручка поступила на РС (расчетный счет), Но часть этих денег предприятие должно отправить на выплачивание установленных налогов. Этим налогом будет считаться налог на добавленную стоимость по определенной ставке. Из остатка денежных средств предприятие должно выделить долю, покрывающую потраченные средства производства, обеспечивая этим себе непрерывность процесса производства. Доля выделяемых средств вычисляется исходя из установленной нормы амортизационных отчислений, стоимости основных фондов, норм расхода инструментов труда и их стоимости. Следующей статьей расходов считается оплата труда (ФОТ), опять-таки через установленные нормы затраченного труда и систему его поощрения (оплаты). По нормативам, установленным к ФОТ, выделяется часть стоимости созданного продукта для перевода в пенсионный фонд, фонд занятости и т.д. И уже в завершении процесса обязательных трат остается прибыль. Таким образом, произошло первичное распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Но ФОТ и прибыль подлежат последующему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делится между работниками , бюджетом и пенсионным фондом по законодательно установленным ставкам. Прибыль делится между предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами различных уровней. Таким образом предприятие проходит через процесс обязательных трат связанных непосредственно с распределением ,целью которого является уже последующие перераспределение денежных средств .
На этом конкретном примере, можно убедиться, что ни пенсионный фонд, ни бюджет, ни рабочий класс не получили бы своей прибыли без движения стоимости ( в нашем примере это движение происходит путем распределения выручки от реализации товара). А такое движение могут обеспечить только финансы. Из этого можно сделать вывод, что без распределения финансов, не могло бы существовать производство, а так же денежные фонды, напрямую взаимодействующие и зависящие от него.