Файл: Факторинг как форма кредитования (Понятие, виды факторинга, этапы оформления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1609

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день кредитование является одним из самых распространенных видов банковских операций. Удобство и относительная простота сделали его привлекательным для заемщиков, высокие доходы и возможность увеличения узнаваемости банка – для кредитных учреждений. Указанные преимущества минимизируют недостатки кредита, к которым, в частности, можно отнести высокий риск его невозврата и возможность мошенничества, как со стороны заемщика, так и кредитора.

Работа посвящена факторингу как форме кредитования предприятий. Именно рост кредитования в ближайшие годы предсказывают специалисты, в связи с этим проблематика данного исследования по–прежнему несет актуальный характер. Это в первую очередь связано с тем, что банки ослабят условия факторингового кредитования, и активы этого вида начнут прибывать на балансы.

Таким образом, актуальность проблемы современной практики организации факторингового кредитования в России предопределили выбор темы настоящей работы.

Целью работы является выявление особенностей факторинга как формы кредитования предприятий.

В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи, определившие ее внутреннюю логику и структуру:

Предмет исследования – современная практика организации факторинга предприятий и его развитие на уровне коммерческого банка.

Объект исследования – АО «АЛЬФА-БАНК».

Информационная база исследования. Основными источниками работы явились нормативно–правовые акты: федеральные законы, инструкции и положения ЦБ РФ; учебники практиков банковского дела, а также статьи в периодической печати по вопросам потребительского кредитования и данные официальных источников сети Интернет. В процессе обобщения и анализа информации использовались различные методы экономического исследования: сравнительный анализ, статистическая группировка, метод классификации, наблюдение, метод графического и табличного отображения данных и др.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРИНГА КАК ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ

1.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ФАКТОРИНГА, ЭТАПЫ ОФОРМЛЕНИЯ

Факторинг – услуги, которые банк или факторинговая компания оказывает в обмен на право востребовать с компаньона деньги за отгруженную готовую продукцию или материалы.

«Если говорить простыми словами, то схема следующая. Покупатель отгрузил своему партнеру партию товара, но рассчитаться с ним прямо сейчас он не может. Он обращается в факторинговую компанию или банк, оказывающий подобные услуги. Цель – передать право востребовать с получателя средства за отгруженный товар или продукцию. Факторинговая компания взамен предлагает 80-90% от стоимости перевезенной партии товара. После того, как получатель расплатился с банком (факторинговой компанией), предприятию переводятся оставшиеся 10-20% за вычетом комиссии посредника (в среднем – от 0,5% до 3% от стоимости сделки)» [25].

Участниками подобной сделки выступают:

  • факторинговая компания или банк – фактор;
  • покупатель продукции - дебитор;
  • поставщик товара – кредитор.

«Для вас факторинг дает возможность:

  • не останавливать деятельность компании из-за задержек с оплатой;
  • снизить риски неоплаты отгруженной продукции/товара;
  • предложить дебиторам (покупателям) лояльные сроки оплаты товара» [23].

Применяется четыре классификации факторинговых услуг.

По способу финансирования существует:

  • факторинг с финансированием – классический вариант сделки (факторинг, пример которого был приведен выше);
  • факторинг без финансирования – частный случай факторингового договора. Денежные средства фактор не перечисляет. Смысл услуги – получить от покупателя средства и перечислить их за вычетом комиссии.

В зависимости от степени риска выделяют:

  • регрессивный факторинг – если фактор через определенное договором факторинга время не получит с покупателя денежные средства, то он имеет право взыскать с вас ранее перечисленную вам сумму;
  • безрегрессивный факторинг – если покупатель не заплатит по счету, то убытки понесет сам фактор. Неустойка взиматься не будет.

«По географическому принципу существует:

  • внутренний факторинг – все участники сделки находятся в пределах одного государства;
  • внешний (международный) факторинг» [21].

В зависимости от уровня осведомленности участников выделяют:

  • закрытый факторинг – покупатель не знает о перекупке прав требования оплаты за отгруженную партию.
  • открытый факторинг – получатель продукции о переуступке прав знает, его платежи совершаются в пользу банка или факторинговой компании.

Рассмотрим этапы оформления факторинговой сделки.

Подготовка и сбор информации

«Как и кредит, факторинг требует обширной подготовительной работы. Принятие решения о сделки происходит в три этапа:

  • собеседование;
  • сбор и анализ информации;
  • оценка возможного риска» [19].

Фактору необходимо убедиться, что у покупателя есть реальная возможность оплатить выставленный счет, а в его деятельности не было случаев серьезного нарушения обязательств. После анализа полученной информации происходит оценка риска сделки и принимается решение о ее заключении.

Документарное оформление факторинговой сделки

«Если фактором было принято решение заключить сделку, то необходимо собрать пакет требуемых документов. Обязательно предоставление бумаг как на саму компанию, так и на отгруженную продукцию. Если после проверки документов у фактора нет замечаний, то можно переходить к подписанию договора факторинга» [17].

По своей сути, договор факторинга является финансированием под уступку требования. Это понятие закреплено в 43-ей главе Гражданского кодекса РФ.

«В договоре на факторинговое обслуживание обязательно должно быть отображено:

  • предмет договора;
  • перечень и описание услуг фактора;
  • размер вознаграждения фактора за оказываемые услуги;
  • срок, в течение которого фактор должен выплатить дебитору средства;
  • время, за которое дебитор должен рассчитаться за поставленный товар;
  • права, ответственности и обязанности участвующих сторон;
  • возможные штрафные санкции для всех сторон договора за его ненадлежащее исполнение;
  • действия в форс-мажорных обстоятельствах» [15].

Российский факторинг – сравнительно молодой финансовый инструмент. Если вы решили воспользоваться его услугами, то выбирайте факторов с опытом ведения таких сделок. Среди банков это «Промсвязьбанк», Банк «НФК», «Петрокоммерц» и «Альфа-Банк», среди специализирующихся на факторинге компаний – «Русская факторинговая компания», «Кольцо Урала», «НФК» и ФК «Лайф».


В России есть регулятор, который способен помочь в решении конфликтных ситуаций или оказать консультационные услуги – «АФК» («Ассоциация факторинговых компаний»).

Своим клиентам многие факторинговые компании помимо основных услуг предлагают также страхование, ведение бухгалтерского учета и кредитование под залог товара.

1.2. СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ И БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

«Многие предприятия начинаются с малых компаний с небольшим штатом, управляемых своими владельцами. Общая проблема для новичков - нехватка оборотных средств. Это большая проблема, требующая своевременного, а главное, правильного решения. Многие менеджеры предприятий изначально смотрят на нее неверно и пытаются решить ее, как им кажется, «проще», то есть вместо планирования, разработок, производства и продаж тратят время на поиск кредитов от поставщиков и банков на максимально возможные сумму и срок, проводя при этом многочисленные переговоры и требуя от покупателей более быстрой оплаты. Это влечет за собой не только часто бесполезную трату времени и денег, но и постепенно вообще теряется то, ради чего компания создавалась. Вместо того чтобы искать новых покупателей, предлагая им лучшие товары и максимально (но обоюдно) удобные способы оплаты, приходится постоянно разбираться с нехваткой денег. Конечно, изначально размер средств планируется, и даже предполагаются некоторые задержки в оплате. Но если фактические показатели оказываются хуже прогнозов, бизнес начинает разваливаться» [13].

Наличие оборотных средств – необходимое условие для успешного бизнеса. Их источниками обычно являются дебиторские задолженности и заемные средства. Внимание при этом, как правило, уделяется именно заемным средствам, управление же дебиторскими задолженностями, представляющими собой один из крупнейших активов компании, уходит на второй план.

Многие небольшие компании вынуждены постоянно решать проблемы привлечения финансирования из-за несоответствия финансовых показателей требованиям банков.

«Факторинг – весьма эффективная форма финансирования малого бизнеса. Это связано с тем, что в российской экономике для нормальной деятельности большинства малых предприятий вопрос источников и средств финансирования является непосредственным. Несмотря на то, что о необходимости развития малого бизнеса в нашей стране говорится очень много, а государственными органами различных уровней власти и органами местного самоуправления принимаются многочисленные решения в его поддержку, реальной экономической основы для развития малого бизнеса у нас все еще не создано. Практика показывает, что небольшим предприятиям, возникшим совсем недавно, очень трудно найти надежные источники финансирования. Таким предприятиям банки обычно отказывают в кредитах, так как у них нет достойной кредитной истории. Для вновь созданных малых предприятий особенно важен оборотный капитал, так как в первое время их работы первоначальный капитал обычно не приносит прибыли, необходимой для развития. В связи с этим логично предположить, что такие предприятия невольно будут вынуждены реализовать свою продукцию с отсрочкой платежа. В этой ситуации может быть востребован факторинг, как форма финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятия» [11].


К преимуществам факторинга следует отнести и ускорение платежей; снижение расходов по ведению счетов; ускорение оборачиваемости фондов; гарантии полного погашения задолженности. Перечисленные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи организаций достигают существенных размеров.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что факторинг как источник финансирования малых предприятий имеет ряд преимуществ перед другими финансовыми ресурсами:

    • Стоимость факторинга сравнима с альтернативными источниками финансирования - банковским кредитованием и товарным кредитом.
    • Доступность факторингового финансирования гораздо выше, чем доступность банковского кредитования, так как фактор рассматривает дебиторскую задолженность как достаточное обеспечение, в то время как банки требуют в залог, как правило, основные средства.
    • Клиенту гораздо легче за счет системы ценообразования в факторинге оценить свои затраты и сравнить их с собственной торговой наценкой, нежели сравнить проценты по кредиту и прочие дополнительные расходы, возникающие при кредитовании (оценка и регистрация залога и пр.).
    • Клиенту проще планировать расходы по комиссиям, которые он должен уплатить фактору, так как комиссии фактор списывает только при осуществлении финансирования и при поступлении денежных средств от дебитора, в то время как проценты банку клиент обязан платить ежемесячно.
    • Время, которое нужно для того, чтобы получить финансирование у фактора, существенно меньше времени, которое необходимо затратить для того, чтобы получить новый кредит или возобновить кредитную линию.
    • Дополнительные услуги, предлагаемые фактором, существенно освобождают клиента от тех функций, которые при самостоятельном их выполнении клиентом оказываются либо очень дорогостоящими, либо он их вообще не в состоянии выполнить.

«В противовес перечисленным аргументам и справедливости ради стоит отметить, что существуют недостатки факторинга для крупных компаний

  • Крупная компания имеет ресурсы для привлечения персонала, обладающего навыками управления кредитным риском.
  • Компания, перешедшая в разряд крупного бизнеса, может привлекать источники финансирования более дешевые, чем факторинг, поскольку имеет более сильные позиции при переговорах с банками или со своими поставщиками, если речь идет о торговом финансировании. В конце концов крупная компания может выйти на рынок капитала и привлечь дополнительное финансирование путем выпуска ценных бумаг» [9].