Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Управление: сущность, основные функции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы особенностей управления организациями в современных условиях
1.1.Управление: сущность, основные функции
1.2 Система управления организацией
2. Внутренняя и внешняя среда организации
2.1 Сущность, основные элементы построения внутренней среды организации
2.2 Построение внутренней среды организации на примере ООО «Башак»
Уборщица осуществляет уборку помещений в конце каждой рабочей смены.
Основные производственные рабочие осуществляют положенные им операции.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство продукции на основе передовых технологий и ее реализация;
- оптовая и розничная торговля;
- маркетинговая деятельность;
- закупка и реализация сельхозпродукции;
- приобретение, реализация продовольственных и других товаров народного потребления;
- внешнеэкономическая деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Проблемой, с которой сталкивается руководство предприятия, является определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Процесс, используемый для диагноза внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
С целью упрощения в обследовании рекомендуется включить пять функций: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную структуру и имидж фирмы.
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон ООО «Башак»
Функциональные зоны организации |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
1. высокая доля рынка 2.широкий спектр выпускаемой продукции 3. лидерство в качестве 4. поиск постоянных клиентов и создание для них благоприятных условий 5. многолетний опыт работы на рынке |
1. отсутствие отдела маркетинга 2. слабая реклама и продвижение 3. отсутствие контроля над изменениями на рынке, интересами потребителей Продолжение таблицы 1 |
Финансы |
1. недостаточно полно используются планирование и прогнозирование 2. малая степень защиты от инфляции |
|
Производство |
1. использование высококачественного сырья 2. наличие упаковки 3. наличие разработанной технологии производства |
1. высокая себестоимость сырья и материалов 2. старое оборудование, необходимость частых ремонтов и проверки технического состояния оборудования 3. низкая загруженность производственных мощностей |
Кадры |
1.высокая квалификация работников 2.наличиеболее образованных и динамичных молодых кадров |
1. сравнительно низкая заработная плата 2. высокий процент пожилых людей, не принимающих современные условия рынка 3. отсутствие маркетинговых умений, продуманной стратегии |
Культура и образ фирмы |
1. хорошая репутация у покупателей 2. культура и имидж оказывают хорошее влияние на деятельность организации |
1. недостаточная работа по улучшению имиджа предприятия в глазах существующих и потенциальных клиентов |
Таким образом, подводя итог, по всем перечисленным пунктам, можно сделать вывод, внутренняя среда предприятия находится в удовлетворительном состоянии, так как такие важнейшие факторы развития, как производство и персонал имеют ряд существенных негативных моментов.
2.3 Характеристика внешней среды
Внешняя среда организации - это условия и факторы, возникающие независимо от её деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее.
Средой прямого воздействия ООО «Башак» - являются поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.
Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить [13, с.51].
Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и рекламирующими её на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние её покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.
Конкуренты
На территории города функционируют следующие хлебокомбинаты: ЗАО Городской хлебозавод, ООО «Колос». Доли на рынке хлеба города распределяются следующим образом: на долю ЗАО Городской хлебозавод приходится 67% рынка, ООО «Колос» занимает 33% рынка.
Лидером в производстве хлеба является АО «Хлебозавод», который специализируется на выпуске хлеба 1 и 2 сортов, хлеба ржаного, выпечке кондитерских изделий. На предприятии заняты около 200 человек, работающих в круглосуточном режиме. Предприятие имеет развитую сеть дистрибьюции, созданная на предприятии компьютеризированная система заказов позволяет оперативно работать с клиентами.
Для всех предприятий характерны большие объемы выпуска, высокие производственные мощности, большой парк оборудования, они выпускают хлебобулочные изделия в масштабах города. Их продукция поступает на прилавки магазинов, супермаркетов, и соответственно не доходит до потребителя в свежем виде, поскольку от момента производства до момента реализации проходит иногда больше суток.
Мини-пекарня ООО «Башак» является маленьким предприятием с небольшим парком оборудования, рассчитанное на выпуск небольшого объема продукции. Изделия «Башака» реализуются непосредственно в месте их выпечки, что позволяет покупателю приобретать хлеб и булочки свежеиспеченными. Это является главным конкурентным преимуществом мини-пекарни «Башак».
Непосредственным конкурентом можно считать ЗАО Городской хлебозавод, которое производит аналогичную продукцию.
Но стоит отметить, что в том микрорайоне, где будет располагаться мини-пекарня «Башак» нет ни одного специализированного отдела АО «Хлебозавод», поэтому ООО «Башак» будет единственным подобным предприятием, что позволит ей завоевать потребителей без лишних затрат.
Чтобы удовлетворять разнообразным вкусам потребителей мини-пекарня ООО «Башак» будет выпускать следующие виды хлебобулочных изделий:
- пшеничный хлеб белый,
- хлеб итальянский с изюмом,
- хлеб черный с отрубями,
- ржаной хлеб,
- булка французская.
С учетом сложившейся структуры производства хлеба по видам в среднем по отрасли, установлены следующие объемы выпуска: 50% от общего дневного объема белый хлеб - 1000 булок; 30% ржаной хлеб - 600 булок; 20% другие виды хлеба -134 булки черного хлеба с отрубями, 133 булки итальянского хлеба и 133 булки французских.
Производимую продукцию планируется распространять в собственном магазине, который находится в одном здании с пекарней. Распространение нашей продукции будет, таким образом, производить по следующей схеме «Производитель - розничная торговля - конечный потребитель».
Самое трудное - привлечь покупателей и сделать так, чтобы они приходили к нам вновь и вновь. Нам нужно спокойно и со вкусом объяснить людям, что если они выберут нашу продукцию, то приобретут нечто необычное и полезное для них.
Данный товар является товаром ежедневного потребления и в широкой рекламе не нуждается.
Вывод
ООО «Башак» лидирует практически по всем показателям, одним из которых является качество продукции - самая важная характеристика для большинства потребителей. Исследование многоугольника конкуренции показывает, что в настоящий момент предприятие занимает выгодное положение на рынке: представлен широкий ассортимент его продукции, потребители хорошо знакомы с его продукцией, которая всегда имеется в продаже в магазинах города, сбытовая сеть развитая (заключены договора со многими организациями, учреждениями, частными предпринимателями на поставку хлеба и хлебобулочных изделий). На данный момент ООО «Башак» выпускает самое большое количество хлеба среди своих конкурентов, поэтому по праву считаться лидером на рынке хлебобулочных изделий города . Фирме нужно стремиться удержать такое положение, но для этого ей необходимо ориентироваться на:
- улучшение качества производимой продукции;
- проведение рекламной кампании;
- повышение эффективности каналов товародвижения и распределения;
- расширение ассортимента, т.к. в настоящее время, с точки зрения спроса, наиболее перспективной является продукция с новыми свойствами, отличными от массовых сортов, например, с полезными добавками, с длительным сроком хранения, с лечебными свойствами.
Заключение
Все более признанным становится приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического экономического, организационного и социального характера, не только фактором, регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой.
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменение психологии работающих (в том числе менеджеров), повышение их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.
Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Если менеджер ставит перед собой задачу совершенствования организации, не уточнив ее целей, то рискуем предположить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов, что может нанести материальный ущерб. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.
Невозможно управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять – значит побуждать других к достижению ясной им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.
Следовательно, в современном менеджменте понятие цели – одно из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношения целей, средств достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления. Это означает, что без четкого формулирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности, разработкой ее стратегии.
Список использованной литературы
1. Акимов Т.А. Теория организации / Т.А. Акимов. - М.: Юнити, 2016. – 410 с.
2. Алиев В.Г. Теория организации: учебник / под ред. В.Г. Алиева. - М.: Экономика, 2015. – 440 с.
3. Гайфуллин Б. Современные системы управления предприятием / Б. Гайфуллин, И. Обухов // Компьютер Пресс, 2016. - №9. - С. 23-27.
4. Деминг У.Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами = Out of the Crisis / У.Э. Деминг. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 400 с.
5. Журавель В.И. Менеджмент в системе производства / В.И. Журавель, В.Н. Запорожан. - Одесса: Изд-во ОМУ, 2014. - 432 с.
7. Завьялов А.А. Пособие для пекаря / А.А. Завьялов. – М.: Экономика, 2012. – 540 с.
8. Коротков Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. -М.: ДеКА, 2016. - 183 с.
9. Кудрявцев Е.М. Организация, планирование и управление предприятием / Е.М. Кудрявцев. - М.: АСВ, 2016. - 416 с.
10. Кузнецов Е.В. Теория организации: учебник / Е.В. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2015. – 480 с.
11. Кунц Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г.Кунц, С.О. Доннел. - М.: Прогресс, 2011. - 250 с.
12. Лисецкий Ю.М. Модель и система управления предприятием // Ю.М. Лисецкий. - Черкаси, 2014. - С. 55 – 61.
13. Менеджмент: учеб. пособие / под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. - СПб: Бизнес-пресса, 2014. – 512 с.
14. Мескон М. Основы менеджмента: учеб. пособие / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
15. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 380 с.
16. Олянич Д. В. Теория организации: учебник / Д.В. Олянич. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 408 с.
17. Радченко Я.В. Теория организации: курс лекций / Я.В. Радченко. - М.: Финстатинформ, 2017. – 240 с.
18. Райченко А.В. Теория организации: учебник / А.В. Райченко, Г.Р. Латфуллин. - СПб.: Питер, 2014. – 540 с.