Файл: Соотношение системы права и системы законодательства».pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
Введение
В последние годы в Российской Федерации происходит стремительное и масштабное развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление коренных преобразований в различных сферах общественной жизни. Российское законодательство представляет собой сложное, многоотраслевое образование, в котором переплетены вертикальные и горизонтальные связи в структурировании нормативных правовых актов, сохраняют свое действие разноуровневые законодательные массивы. К сожалению, при осуществлении своих полномочий законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления допускают нарушения федерального законодательства.
Различия в системах законодательства субъектов Российской Федерации, актах местного самоуправления, между ними и федеральной системой законодательства обусловлены целым комплексом причин. Значительное влияние на законодательную деятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления оказывает низкий уровень взаимодействия законодательной и исполнительной власти, отсутствие программирования и планирования законотворческих работ, слабая научная экспертиза, нарушение юридико-технической регламентации.
Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей соотношения системы права и системы законодательства.
Задачами данного исследования являются:
исследование теоретических основ понятия системы права и системы законодательства;
анализа проблемных аспектов взаимодействия системы права и системы законодательства.
Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, характеризующих особенности соотношения системы права и системы законодательства.
Предметом исследования выступают закономерности соотношения системы права и системы законодательства.
Важные положения теоретических особенностей соотношения системы права и системы законодательства.были сформулированы в работах А. Д. Анюшиева, И. С. Зуйкова, А. П. Кириенко и др.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся особенностей соотношения системы права и системы законодательства, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно– правовой, структурно – системный и друние методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Понятие и особенности системы права и системы законодательства
1.1 Понятие системы права и системы законодательства
Система права любой страны складывается под влиянием общественных отношений (политических, экономических, идеологических, культурных).
Существует даже мнение, что система права – «юридический слепок» действительности. Однако система права чаще стабильна, даже в условиях глубоких общественных преобразований. Любому государству необходим порядок, а система права оказывает влияние на развитие и регулирование общественных отношений, обеспечивает правомерную деятельность граждан. Организует само государство. Знание строения права помогает правильно ориентироваться в законодательстве, квалифицировать правонарушения.
Система права – это совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу элементов, частей, обусловлена эта совокупность системой общественных отношений.
Основными её элементами являются:
а) норма права;
б) отрасль права;
в) подотрасль права;
г) правовой институт;
д) субинститут[1].
Все они выполняют самостоятельную роль и своеобразно воздействуют на деятельность людей, организаций. В отечественной юриспруденции долгое время понятия «система права» и «правовая система» отождествлялись, то есть в нормативно-правовом аспекте они рассматривались как синонимы. В работе известного советского учёного – юриста Льва Семёновича Явича «Общая теория права» эта связь чётко прослеживается. По его мнению, отдельные нормы права в каждой стране группируются в особую структурированную совокупность, которая образует целую правовую систему. Ее автономиями (элементами правовых систем) в итоге являются институты и отрасли права, большие группы отраслей (материальное и процессуальное право, публичное и частное право[2]. В то же время автор убеждает нас в том, что систему права надо отличать от системы законодательства, которая представляет собой систему форм выражения нормативного материала. Позднее же понятия «система права» и «правовая система» стали дифференцировать.
Так в своей двухтомной работе «Общая теория права» в главе «Структура права» советский и российский юрист Сергей Сергеевич Алексеев рассматривает право как сложную целостную систему, которая связана с политической системой и входит в общую систему социального регулирования. А вот правовую систему он рассматривает как более широкое понятие, включающее в себя и право, и юридическую практику, и правовую идеологию. Автор отождествляет понятия «система права» и «структура права», но в то же время советует отличать эти понятия от структуры источников права, в частности системы законодательства.
Если первое – это деление внутри самого права, то второе – это «состав, соотношение, построение форм права, в том числе нормативных актов…»[3]. Система права чаще всего понимается как организованная определенным образом совокупность норм, разделенная по предметному признаку (отраслям права), а система законодательства – как совокупность источников права, нормативных актов, которая построена как с учетом отраслевого признака, так и без его учета.
В широком понимании правовой системы мы видим, что система права и система законодательства выступают в качестве её основных элементов, которые характеризуют, прежде всего, нормативную сторону правовой системы. Эту мысль подтверждает А.С. Бобылёв в своей статье «Современное толкование системы права и системы законодательства»[4].
Не вызывает сомнений утверждение о том, что эти два понятия связаны между собой. Но характер этой взаимосвязи, соотношение рассматриваемых понятий трактуются неоднозначно.
Кандидат юридических наук, доцент СПбГУ А.В. Кузьменко в статье «Системный взгляд» на систему права» исследует различные подходы к пониманию понятий «система права» и «система законодательства»[5]. Он отмечает, что многими учеными система права и система законодательства рассматриваются в качестве тесно взаимосвязанных, но вместе с тем самостоятельных понятий, которые являют собой два аспекта права. Эти аспекты можно трактовать как форму права и содержание права.
Система права представляется как его внутренняя структура, которая соответствует характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства – как его внешняя форма, т. е. система нормативных правовых актов.
Право не может существовать вне законодательства, которое в широком смысле и есть право[6]. А.А. Кононов в своей статье «Общенаучная концепция права» также проводит анализ понятий «система права» и «система законодательства». Автор утверждает, что «система права» объективна и связана с системой общественных отношений, а «система законодательства» формируется под влиянием субъективных факторов и связана с потребностями юридической практики[7].
Не следует забывать, что система законодательства должна соответствовать «системе права» так же, как и последняя соответствует системе общественных отношений. Общественный строй определяет ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие составляющие его части.
1.2 Особенности права как системы и разделение системы права на части
Разделение системы права на части обусловлено многообразием сфер общественной жизни, которые нуждаются в правовом регулировании. Чтобы разобраться с характерными чертами системы права, обратимся к работе С.С. Алексеева «Общая теория права». В ней автор выделяет следующие особенности права как системы:
право представляет особый системный объект, сочетающий черты неорганичных и органичных систем, причем с развитием государства уровень органичности права возрастает;
право – функциональная социальная система: ее возникновение, существование и развитие происходит под влиянием классовых целей;
право – система формализованная: юридический материал находит отражение в правовых актах;
право, отличаясь стабильностью, имеет всё же свойства динамической системы, а также некоторые механизмы, осуществляющие саморегуляцию;
право – социальная система, связанная с деятельностью компетентных органов (правосудием);
право имеет структуру, отличающуюся сложностью и многоуровневостью[8].
Современные правоведы приводят другие черты системы права:
1 Формируется под влиянием реальной системы общественных отношений;
2 Дифференцированность (внутреннее разделение на части);
3 Правовые нормы, как структурные элементы, характеризуются целостностью, единством и взаимодействием;
4 Структурное многообразие.
Система права состоит из различных структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности. Говоря о системе права, мы имеем в виду сложное системное иерархическое образование, состоящее из норм права, отраслей и подотраслей права, правовых институтов и субинститутов[9].
Элементы системы права непротиворечивы, взаимосвязаны между собой, что придает ей целостность и единство. Она находится под влиянием социально-экономических, политических, религиозных, культурных, исторических факторов, в первую очередь всей системы общественных отношений, носит объективные характер. В современной России происходит процесс становления правового государства и гражданского общества, большие изменения наблюдаем и в праве. Идёт разработка нового законодательства, его реконструкция. Реформирование права требует модернизации системы права в условиях обновляющегося общества. Многие российские правоведы высказывались о необходимости разработки концепции развития системы права в условиях реформирования общества. Например, В.П. Казимирчук в своей работе «Конфликт закона и правовая реформа» отмечает такие особенности современной модели системы права, как структурная незавершенность, несбалансированность, субъективизм и противоречивость содержания, а также активная рецепция права[10]. Таким образом, теоретическое построение динамической модели системы права современными российскими правоведами позволяет учитывать различные качественные состояния развития системы права и адекватно подбирать средства и способы правового регулирования.
2 Проблемные аспекты соотношения системы права и системы законодательства. Тенденции развития системы права и системы законодательства в Российской Федерации
2.1 Проблемы соотношения системы права и системы законодательства
Проблема соотношения системы законодательства и система права представляет сложность в определение. Действительно, данные понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. К тому же, система права и система законодательства имеют прямое отношение к одной и той же сущности права. Следует отметить, что теория государства и права соотносит данные понятия как содержание и форма. Содержанием в этом конкретном соотношение выступает система права, представляющая собой внутреннюю структуру права, регулирующую определенные общественные отношения. Система законодательства же представляет собой внешнюю форму выражения права, раскрывающую ее источники, то есть нормативно – правовые акты, что составляют законодательную базу государства. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право[11].
Система права носит в большей мере объективный характер, нежели система законодательства. Система права формируется общественными отношениями, она ими продиктована. Изменения в правоотношениях между людьми, изменение какой – либо правовой базы может изменить систему права. Система права не зависит от волеизъявления законодателя и не может быть им изменена и дополнена, в этом состоит ее объективность. Её элементами является норма права, институт права, подотрасль и отрасль права. Необходимо отметить, что несмотря на объективность системы права, ее нельзя рассматривать обособленно от других систем, в особенности от системы законодательства. Ведь, именно она является ее внешним выражением, без которого исполнение права было бы невозможно. Законодательство – это прежде всего совокупность изданных и действующих нормативно – правовых актов, регулирующих существующие в государстве общественные отношения. Но законодательство не сводится только к совокупности, а представляет собой дифференцированную систему, состоящую из структурных подразделений, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Законодатель заинтересован в грамотном соотношении и функционирование этих элементов. Ведь, организовывая свою деятельность должным образом, система законодательства действует наиболее результативно. Взаимосвязь между элементами осуществляется через предмет регулирования[12]. Система законодательства и система права имеют ряд различий: Во – первых, первичным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – нормативно – правовой акт. Различаются также определения отрасли права и отрасли законодательства. Возможны три варианта: отрасль права существует, а отрасли законодательства нет, и наоборот, и самый идеальный случай, когда они совпадают. Отрасль права – эта та база, на которой строится отрасли законодательства, но в каком соотношение и в каком размере предугадать сложно, отсюда разногласия[13].