Файл: Нормативный договор ( Классификация и содержание нормативного договора ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА II. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОГОВОРОВ

§ 2.1. Внутригосударственные нормативные договоры

В правовой системе России выделяется группа договоров, предмет и содержание которых непосредственно затрагивает компетенцию государственных органов (договоры о компетенции), их правовой режим носит публично-правовой характер. С точки зрения автора, наиболее приемлем здесь термин внутрифедеральные договоры.

Внутрифедеральные договоры играют заметную роль в качестве источника действующего права и все шире входят в практику Российской Федерации. Это, прежде всего, федеративный договор, различные договоры и соглашения между федеральными, органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимной передаче своих, полномочий и предметов ведения, соглашения между субъектами Российской Федерации. Анализ, развивающегося договорного процесса в РФ позволяет сделать выводы о настоятельной необходимости подписания договоров между федеральным центром и субъектами федерации, диктующейся следующими обстоятельствами: 1)наличием в Конституции РФ п. 3 ст. 11, предусматривающего разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ не только основным законом и федеральным законодательством, но и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий;. 2) спецификой экономического, географического положения ряда субъектов РФ; 3) предусмотренными Конституцией РФ нормами, закладывающими фактическое неравноправие субъектов федерации.

В рамках внутрифедеральных особо выделяются конституционно-правовые (государственно-правовые) и административно-правовые договоры, причем деление проводится по отраслевой принадлежности и имеет практическое значение, в частности, при решении проблемы ответственности.

В специальной литературе наиболее активно и плодотворно среди иных видов нормативных правовых договоров исследуется коллективный договор. Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Различают три вида условий коллективного договора: нормативные, обязательственные и организационные.


Нормативные условия включаются в коллективный договор в случаях:
- когда законодательство прямо предусматривает коллективно-договорный порядок их установления;

- когда общие положения законодательства уточняются и конкретизируются применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения);
- когда в законодательстве существует явный пробел, и разрешение вопросов коллективно-договорным путем не противоречит общим принципам права.
Часть 4 ст. 41 ТК РФ[17] устанавливает, что нормативные положения включаются в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Например, коллективным договором устанавливаются гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173 ТК РФ); конкретные размеры оплаты труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ); работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором (ст. 119 ТК РФ).

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (например, дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, компенсация транспортных расходов). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с принятыми в законах, иных нормативных правовых актах, соглашениях (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).

Организационные условия - это условия о сроках действия коллективного договора; порядке внесения изменений и дополнений; контроле за его выполнением; ответственности за нарушение условий коллективного договора.
Главное содержание коллективного договора - это нормативные и обязательственные положения. Но в коллективный договор включаются и информационные положения. Они не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических отношений, характерные и для работников данной организации.


Структуру коллективного договора стороны определяют самостоятельно. В структуру коллективного договора входят разделы об оплате труда, охране труда, о повышении квалификации, продолжительности рабочего времени и времени отдыха и др. Неотъемлемой частью коллективного договора являются его приложения. Например, согласно ст. 190 ТК РФ приложением к коллективному договору являются Правила внутреннего трудового распорядка[18].

В системе правовых актов коллективные договоры и соглашения выполняют функции, которые призваны обеспечить реализацию возможностей договорного регулирования трудовых отношений в наибольшей степени. В теории трудового права выделено пять таких функций.

Первая функция – конкретизация норм права, которые содержатся в законах и иных нормативных правовых актах, в том числе отраслевых соглашениях любого уровня. Конкретизация необходима, когда применение первоначальных норм за­труднено или невозможно без соответствующих уточнений.

Вторая – повышение уровня трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с теми, что установлены законами, иными нормативными правовыми актами. Эта функция считается основной и отражена в части 3 статьи 41 Трудового кодекса РФ.

Третья – восполнение пробелов в законодательстве. Она обусловлена тем, что развитие общественных, в том числе социально-трудовых, отношений происходит постоянно. Между появлением вопроса, который нужно урегулировать, и принятием соответствующих правовых решений может лежать значительный отрезок времени. Коллективный договор позволяет восполнить пробел оперативно и с учетом особенностей конкретного учреждения, организации.

Четвертая функция – первичное правовое регулирование. Оно необходимо, когда законами, иными нормативными правовыми актами установлено, что те или иные вопросы социально-трудовых отношений являются предметом регулирования коллективного договора, соглашения.

Наконец, пятая функция. Практика заключения и использования коллективных договоров влияет на формирование правового сознания и, как следствие, на содержание государственного правового регулирования. Проще говоря, в коллективном договоре впервые может появиться норма, которая в дальнейшем станет нормой закона. Таким образом, перечень, который мы имеем сейчас в законодательстве, оформился из практики договорного регулирования.

О нормативном характере коллективного договора позволяют говорить также следующие особенности:


- правом на его принятие обладают работники и работодатель, их представители;

- он принимается после проведения коллективных переговоров;

- действует в течение определенного периода времени (заключается на срок не более трех лет). Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либо с днем, установленным в самом договоре. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий;

- занимает особое место в иерархии источников трудового права и выполняет специфическую роль в правовом регулировании трудовых отношений;

- защита прав, предусмотренных этим актом, осуществляется в судебном порядке. При этом если нарушаются права одного работника, то для защиты используется процедура индивидуального трудового спора, если положения договора не выполняются по отношению ко всему коллективу работников, может возникнуть коллективный трудовой спор[19].

Приведем пример из практики.

Зуев А.А. обратился в суд с иском к ответчикам о признании права на получение социальной поддержки неработающим пенсионерам - железнодорожникам в порядке и на условиях, установленных Коллективным договором ОАО «РЖД», возложении обязанности по предоставлению права на бесплатный проезд, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, о признании права на получение социальной поддержки, предоставлении социальных льгот и гарантий, предусмотренных Коллективным договором для неработающих пенсионеров, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей, указывая в обоснование своих требований, что работал на железной дороге, был уволен в связи с выходом на пенсию по старости и до принятия нового Коллективного договора пользовался льготами, предусмотренными для пенсионеров железной дороги. Имеет статус ветерана труда. С принятием нового Коллективного договора в предоставлении льгот Зуеву А.А. ответчик отказывает, ссылаясь на то, что имущество организации-работодателя Зуева А.А. не внесено в уставный капитал ОАО «РЖД».

Оценивая обстоятельства данного спора, с учетом того, что работодатель вправе самостоятельно по своему усмотрению, согласованному с представителями работников, определять круг лиц, которым предоставляются не предусмотренные законом, по сути, дополнительные гарантии, льготы и компенсации, а также принимая во внимание, что действующий Коллективный договор ОАО «РЖД» не противоречит нормам, установленным трудовым законодательством, суд считает, что заявленные исковые требования необоснованным и не подлежат удовлетворению.


Ссылка истца на ранее действовавшие положения Коллективного договора, не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку в настоящее время действует Коллективный договор на 2008-2010 г.г., который как указано выше, содержит положения, не позволяющие отнести Зуева А.А. к неработающим пенсионерам.

Также отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из того, что у суда, который не является стороной коллективного договора, отсутствует право по возложению на работников и работодателей обязанности в действующий договор каких-либо льгот и преимуществ, более благоприятных по сравнению в трудовым законодательством. Данные льготы предусматриваются исходя из финансово-экономического положения работодателя и договоренности сторон.

Кроме того, являются обоснованными доводы ОАО «РЖД» о пропуске Зуев А.А. срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями.

Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008-2010 г.г. вступил в силу с 01 января 2008г.

Из представленных материалов усматривается, что Зуев А.А. обратился в суд 18 августа 2010 г., в то время как узнал он о своем нарушенном праве в декабре 2008 г.

Таким образом, суд полагает установленным факт пропуска Зуевым А.А. срока на обращение в суд с иском по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Зуев А.А. к ОАО «РЖД» удовлетворению не подлежат[20].

§ 2.2. Международные нормативные договоры

В государствах существуют разные порядки взаимодействия международного и внутреннего права, и во всех случаях они определяются правом страны. В теории международного права принято выделять три основных подхода к рассмотрению соотношения юридической силы законов и международных договоров, закрепляемых в конституциях и законах государств: а) установление примата международного договора над внутригосударственным законом (Франция); б) установление примата внутригосударственного закона над договором (Ирландия); в) признание равной юридической силы закона и договора (США).

Конституция Российской Федерации гласит: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15). Это положение воспроизведено в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ч. 2 ст. 5). Приведенные формулировки дают основание утверждать, что в российской правовой системе презюмируется примат международных договоров над законами[21].