Файл: Понятие и классификация функций государства (Виды функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. По продолжительности действия:

- постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);

- временные – осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).

3. По социальной значимости:

- главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);

- производные – носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной)[7].

В юридической литературе характеристика видов функций государства чаще всего производится по критерию сферы деятельности. В своей работе я также придерживаюсь данной классификации.

Как уже отмечалось выше, среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки; экологическую, охраны правопорядка.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны[8].

Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой[9]. Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.


Кулапов В.Л. и Малько А.В. выделяют основные задачи в сфере экономики, стоящие перед Российским государством: установление основных правил и координация экономических взаимоотношений; контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота; непосредственное осуществление экономической деятельности; поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте[10].

Обобщая результаты исследований правоведов, экономистов можно выделить основные пути решения поставленных задач:

  • структурная перестройка российской экономики;
  • поддержка стратегических и социально значимых производств;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация, демонополизация и управление государственной собственностью;
  • отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках, создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовых основ организации (управления) экономики и др.

Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы граждан – вкладчиков, акционеров, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей и т.д. Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития общества в целом.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное её назначение – устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Зачатки этой функции отражены в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.

Содержание социальной функции отражено в большинстве статей Конституции Российской Федерации (ст.7, 38 - 41, 43 и др.).


Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Автор статьи Хачиров Р.Б. отмечает, что согласно Конституции РФ социальная функция при ее должной реализации означала бы достижение высокого уровня социальной сферы, удовлетворение или хотя бы создание реальных условий для реализации социальных потребностей граждан. Приоритетные национальные проекты призваны ускорить решение этих и многих других находящихся в социальной сфере задач.

Однако в решении данных задач имеются проблемы, которые ежедневно фиксируются в статистике Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах, об этом свидетельствует и практика Европейского суда по правам человека. Своеобразным социальным барометром являются и бесплатные юридические консультации при юридических факультетах вузов, куда нередко обращаются малоимущие слои населения. Большинство вопросов, с которыми обращаются сюда граждане, затрагивают их социальные права[11].

Родионова О.В. на основе анализа общемировой тенденции сокращения бюджетных расходов на социальные нужды предлагает аналогичную идею модификации социальной функции Российского государства[12].

Правовому обеспечению социальной функции служат Семейный кодекс РФ, «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999г. № 165-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ.

Функция налогообложения является производной от экономической функции государства, её основы закреплены статьёй 57 Конституции РФ.

Содержание функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации и муниципальных бюджетов за счет всех видов налогов и предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Базовым нормативным актом выполнения рассматриваемой функции выступает Налоговый Кодекс РФ. Для реализации данной функции сформированы и действуют органы финансового контроля: Федеральная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции финансового контроля осуществляют органы федерального казначейства. Широкое развитие получил контроль в форме аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности[13].


Чурсина И.А. отмечает, что на сегодняшний день упор Российского государства делается на фискальную функцию, что связано с его потребностью в больших объемах денежных средств для осуществления реформаторского курса и сохранения социальной стабильности. Но налоговая политика правительства может считаться эффективной только тогда, когда налогообложение несет в себе стимулирующее начало, способствует поступательному экономическому развитию[14].

Функция развития культуры, науки и образования.

В содержание этой функции сегодня входит государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек[15].

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию по обеспечению научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям[16].

Основы государственной политики в данной области закреплены ст.43,44 Конституции РФ, в законах Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991г. № 1499-1, Основах законодательства Российской федерации о культуре от 09.10.1992г. № 3612-1 и др.

Экологическая функция

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Государственная функция в области экологии заключается в разработке экологических программ страны, принятии и осуществлении национальных программ охраны окружающей среды, установлении правового режима природопользования, установлении экологических стандартов, контроле за соблюдением природоохранного законодательства[17].

Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ и др.


Функция охраны правопорядка подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.

Охрана правопорядка – необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть[18].

В последнее время некоторые правоведы склонны выделять такие функции как миграционная, информационная.

Например, Леонидова Т.И. определяет миграционную сферу «…как лакмусовую бумажку, универсальное мерило, позволяющее дать довольно точную оценку социальной, демографической и экономической работе государства» и даёт общее понятие и признаки миграционной функции как направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества[19].

Одним из первых, кто обозначил и подробно проанализировал информационную функцию был Просвирнин Ю.Т. Он справедливо утверждает, что в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. Речь идет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к повышенному интересу к этой сфере деятельности государства. Информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке. С точки зрения классификации её смело можно отнести к основным постоянным функциям, но является одновременно и внутренней, и внешней, т.к. государство регулирует информационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами[20].