Файл: История конституционного развития России(История развития идеи конституционализма в России в первой половине 19 века.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция Российской Федерации ‑ нормативно-правовой акт Российской Федерации, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации. Посредством Конституции народ путем Референдума в 1993 году учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Каждая цивилизованная страна имеет свою собственную конституцию, так как данный правовой акт регулирует функционирование всех органов государства.

Сущность конституции ‑ выражение социального компромисса или согласия, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Актуальность темы. Роль развития конституционализма на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Конституция - основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.

Предметом исследования работы являются основные этапы развития российского конституционализма.

Объектом исследования данной работы является развитие конституционных основ в Российском государстве.

Цель работы ‑ анализ развития российского конституционализма и на основе анализа выявить проблемы правового развития Российской Федерации в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- выявить особенности развития конституционализма в дореволюционный период;

- изучить основные положения конституций советского периода;

- выполнить тщательный анализ ныне действующей Конституции 1993 года;

- определить проблемы конституционного строя современной России.

Глава 1. Развитие конституционного права в России в дореволюционный период.


1.1.История развития идеи конституционализма в России в первой половине 19 века.

Многогранное понятие конституционализма включает в себя конституционные проекты, конституционный строй, конституционное законодательство, конституционную практику.

В современной юридической литературе можно выделить две противоположные точки зрения на характер происхождения идей, принципов и институтов конституционализма. Согласно первой, в России идеи конституционализма не были заимствованы с Запада, а они имеют свои традиции и уходят корнями в глубь веков. Такой подход проникнут теорией автохтонного происхождения конституционализма[1]1. Доведенный до крайности, он является оборотной стороной представлений о возможности развития только самобытных, национальных государственно-правовых форм и институтов в отдельном государстве. Вторая точка зрения предполагает, что для большинства государств, в том числе и России, конституционализм может иметь только заимствованное происхождение. Теория полной рецепции конституционализма исходит из того, что вызревший в недрах западной цивилизации политико-правовой феномен переносится в неадекватную социальную среду, не имеющую необходимых внутренне присущих условий развития.

Первые идеи конституционализма появились в России только в 18 веке. Истории известны проекты графа Н.И. Панина, А.Р Воронцова. В 60 ‑ 80х годах того столетия особенный интерес к конституционным вопросам проявляли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков. Видную роль в развитии конституционной мысли в России сыграли А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов.

Именно в XVIII веке были заложены основы двух направлений в развитии конституционализма ‑ дворянского и просветительского, которым и дано было оказывать влияние на формирование и развитие общественного мнения, повышение его роли в жизни общества на протяжении длительного исторического периода.

В конце 18 ‑ начале 19 вв. в России становятся все более популярными идеи конституционной монархии, ограниченной парламентом, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и другие. Здесь условно можно выделить следующие направления: радикально-демократическое, либеральное и консервативное.


Известно, что в первой половине 19 века возникают тайные общества, в которые входили представители высших аристократических кругов, ставящие целью проведение государственно-правовых преобразований, принятие конституции. Весьма любопытны, например, проект конституции "Русская правда" П.И. Пестеля и проект Никиты Муравьева. Декабристов, членов этих тайных обществ, особенно их руководителей, можно отнести к радикал-демократам (или, точнее, радикал-либералам), так как они, имея слабое представление о традиционных, глубинных основах российского общества, для достижения своих, в целом добродетельных, целей делали ставку не на эволюционные процессы, а на радикальные революционные преобразования.

В это же время реформаторские настроения, связанные с принятием конституции, не были чужды и императору Александру I, друзьями юности которого были молодые, любознательные, мыслящие и деятельные молодые люди: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, П.А Строганов,

Значительное явление в развитии конституционализма первой четверти 19 века ‑ конституционный проект 1820 года «Государственная уставная грамота Российской империи», в разработке которого, кроме Н.Н. Новосильцева, принимали участие еще князь П.А. Вяземский и французский юрист А. Дешан. Текст этой Грамоты включал в себя 191 статью, сгруппированных в шесть глав.

По нему царь был единственным источником всех в империи властей: гражданских, политических, законодательных, военных. Носителем исполнительной власти выступал Государственный совет, состоящий из Общего Собрания и Правительственного совета (Комитета министров) Государственный совет, в котором председательствовал император, имел совещательный голос. Предусматривалось образование 10 министерств.

Провозглашалось народное представительство, органом которого объявлялся Государственный сейм (Государственная дума), включающий в свой состав императора и две палаты: Сенат (верхняя палата) и Посольская палата (нижняя палата). Он должен был созываться на 5-летний срок и был призван рассматривать законопроекты, вносимые от имени императора через Государственный совет, бюджет и налоги. Состав Сената был пожизненный, Посольская палата назначалась императором из кандидатов, избранных посольскими палатами наместничеств.

В качестве основной государственно-территориальной единицы предусматривались наместничества, каждое из которых включало несколько губерний.

Административная власть отделялась от судебной. Судьи должны были руководствоваться в своих действиях только законом.


Подданным империи предоставлялись определенные права. Провозглашался принцип, согласно которому закон в равной мере оказывает покровительство всем. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, постановленного и обнародованного до совершения преступления, и по приговору того суда, которому он подсуден.

«Государственная уставная грамота Российской империи» ‑ этапная веха в развитии российского конституционализма, свидетельство достаточно высокого уровня интеллектуальной мысли и культуры того времени в области права и государственности.

Однако тогда ни один из этих проектов конституции не состоялся. 19 ноября 1825 года Александр неожиданно умер в Таганроге. А плохо организованное выступление декабристов "Северного общества" 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге было быстро и жестоко подавлено правительственными войсками, принесшими присягу новому императору Николаю I. Не увенчалось успехом и вооруженное выступление декабристов "Южного общества".

В 80-е годы 19 века М. Т. Лорисом-Меликовым при активном и непосредственном участии Великого Князя Константина Николаевича был разработан проект, который известен как «конституция Лорис-Меликова». В нем предусматривалось создание представительных учреждений, допущение представителей общественности в законодательном процессе. Он был положительно оценен Александром II 17 февраля 1881 года с поправками даже утвержден. Но он все же не был принят. 1 марта 1881 года Александр II был убит. А его преемник Александр III отклонил этот проект.

1.2. Конституционное развитие России во второй половине 19 и начале 20 века.

Следует сказать об эпохе "великих реформ", когда вслед за достаточно кардинальным для России того времени решением крестьянского вопроса, разработкой прогрессивных военной, земской и судебной реформ, а затем после польского восстания 1863-1864 гг. в повестку дня вновь был поставлен вопрос о "народном представительстве"[2]2.

Реформаторские усилия П.Д. Киселева были поддержаны Николаем I, а "великие реформы"1860-1870-х гг. проходили при непосредственном руководстве и поддержке того же Александра II. Александр III вызвал к жизни реформаторские таланты Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте, а Николай II, как известно, привлек на правительственный Олимп таких ярких деятелей реформаторского толка, как тот же С.Ю. Витте уже в качестве Председателя Совета министров и П.А. Столыпин.


Все политические реформаторские тенденции должны были учитывать два кардинальных обстоятельства российской жизни, которые стали проявляться со второй половины 18 в. и в сильнейшей степени влиять на всю общественную обстановку в стране: проблему крепостного состояния крестьянства и связанную с этим реакцию на эту проблему дворянского сословия и рост радикальных политических настроений в обществе, появление тайных обществ, которые в конце концов привели к восстанию 14 декабря 1825 г. и положили начало мрачной левоэкстремистской эстафете в течение всего 19 в. и, наконец, выродились в формирование мощных подпольных экстремистских организаций уже в начале 20 в.

В начале 20 века произошло оформление российского конституционализма как политического течения. Наиболее прогрессивными и последовательными представителями российского конституционализма были конституционные демократы (кадеты), относившиеся к левому крылу либерализма. Под влиянием государственной школы русской юриспруденции 19 века (А.Д. Градовского, К.Д. Кавелина), а также старых либералов (Б.Н. Чичерина), они восприняли идею о государстве как главном орудии общественного прогресса в России. Именно государство в России должно было обеспечить проведение необходимых конституционных и социальных преобразований в связи с тем, что буржуазия была слабым и зависимым от власти социальным слоем. По своим убеждениям, приемам политической борьбы и содержанию партийной программы кадеты были конституционалистами, выдвигавшими требование установить в России систему парламентаризма, при которой правительство должно было формироваться из членов партии парламентского большинства и нести перед ним политическую ответственность. Идеалом кадетов была парламентарная монархия английского типа с той особенностью, что для них неприемлемой оказывалась консервативная верхняя палата (палата лордов), существовавшая в Великобритании. Поэтому они не приняли установившийся в российских политических реалиях после государственной реформы 1905–1906 годов октроированный[3]3 монархический конституционализм с преобладающим положением монарха в механизме государственной власти, юридическим основанием которого стали Основные государственные законы 23 апреля 1906 года.

В начале 20 века в России сложилась модель монархического конституционализма. Под монархическим конституционализмом понимается система правления, основанная на дарованной монархом конституции, в которой источником всех властей в государстве признается монарх. При этом он сохраняет преобладающее влияние в системе органов государства, доминируя над парламентом и правительством. Российская форма монархического конституционализма возникла вследствие принятия следующих октроированных правовых актов: Учреждение Государственной думы 20 февраля 1906 года, Учреждение Государственного совета 23 апреля 1906 года, Правила о порядке рассмотрения государственной росписи 8 марта 1906 года, Основные законы 23 апреля 1906 года. Политическим основанием данной формы конституционализма в России стала институционализация политического плюрализма, многообразие политических партий различной социально-политической и социально-экономической ориентации.