Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Теоретические аспекты прав и свобод человека и гражданина ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание и поддержание гармоничных отношений в государстве и обществе требуют не только уважения к правам и свободам, но и выполнения человеком и гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и отказ от осуществления своих прав и свобод. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями. Обязанности представляют собой требования, которые государство предъявляет к индивидам, находящимся на территории страны. Права и обязанности неотделимы друг от друга. Свободы и права человека в любом действующем государстве будут исполняться только в том случае, если они будут подкреплены и сопряжены с выполнением ими обязанностей, установленных законом.

Действующие конституции регламентируют обязанности весьма лаконично. В современной юридической литературе данное понятие определяется по-разному, существует несколько подходов к определению понятия юридической обязанности. Некоторые авторы раскрывают понятие юридической обязанности, используя категорию «должное», указывая, что такая обязанность – это требуемые законом вид и меры должного поведения лица [8, с. 226]. При этом, если обратиться к словарям русского языка, можно увидеть, что слово «должное» означает «такое как нужно, подобающее, соответствующее» [13, с. 149]. Поэтому под «должным» поведение человека и гражданина понимается то поведение, которое признано полезным государством и обществом. Именно в силу указанной полезности соответствующее «должное» поведение находит свое выражение в законодательстве России.

Вышеназванный подход к определению понятия юридической обязанности не является единственным. Некоторые авторы предлагают определять юридическую обязанность, оперируя категорией «необходимость», и, соответственно, понимать под такой обязанностью меру необходимого поведения лица, призванного удовлетворить интересы управомоченного [9, с. 11].

С точки зрения А.П. Панова «в конституционных обязанностях находят свое выражение наиболее значимые требования общества и государства к личности, выполнение которых способствует росту общего благосостояния, безопасности государства, укреплению законности и правопорядка» [14, с. 119].

По мнению Б.С. Эбзеева, обязанности человека и гражданина «в единстве с их правами, обеспечивая согласование и сочетание интересов личности и общества, гражданина и государства, формируют тот баланс индивидуального и социального, без которого общество вообще не может существовать» [15, с. 209].


Некоторые авторы определяют основные обязанности как «конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан» [10, с. 34]. Это конституционные обязанности, которые налагаются на гражданина Российской Федерации основным законом страны, обладающего высшей юридической силой – Конституцией РФ, хотя в отдельную главу обязанности в российской Конституции не выделены. Для каждого гражданина государства они являются важной, незыблемой составляющей правового статуса, а также обязательны к исполнению.

Выделить главную особенность обязанностей, а также раскрыть общественную полезность обязанностей возможно через их классификацию. В науке конституционного права России не существует какого-то единственного и индивидуального подхода к классификации конституционных обязанностей.

Самая распространенная классификация обязанностей на обязанности гражданина и обязанности человека.

Классификацию обязанностей по сферам общественной жизни предлагает Л. Д. Воеводин [10, с. 34]:

 в сфере личной безопасности и частной жизни (обязанности родителей и детей в отношении друг друга);

 в области государственной и общественно-политической жизни (обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; защита Отечества);

 в области экономической, социальной и культурной деятельности (обязанность платить законно установленные налоги и сборы; обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам: обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры) [10, с. 34].

Кроме того, существует классификация обязанностей на активные и пассивные. Авторы, выделяющие это основание, определяют, что активный характер обязанностей предполагает совершение действий, пассивная обязанность означает воздержание от совершения определенных действий [16]. Конституционные обязанности возможно классифицировать на общие и конкретные [11, с. 238].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнение конституционных обязанностей обеспечивает реализацию прав другими гражданами, жизнедеятельность общества, функционирование правового государства, а классификация, многогранность обязанностей показывает их особенность и значимость.


2.2. Реализация международно-правовых стандартов прав и свобод человека и гражданина в обеспечении российской судебной практики

Единообразие судебной практики определяется не только внутренними факторами конституционализации российского законодательства, но и процессами влияния международного права. Необходимость участия России в мировых интеграционных процессах диктуется потребностью взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в рамках современной интегративной международно-правовой модели.

В Конституции РФ закреплены приоритет прав и свобод человека, признаны международно-правовые стандарты, принципы в сфере прав личности, определены ориентиры на формирования открытой правовой системы, что позволяет российскому государству включиться в систему мировой интеграции. Международное право базируется на единых, универсальных, взаимосвязанных, общепризнанных стандартах, принципах, определяющих права личности, являющихся исходными фундаментальными нормами международного права. Они сформированы под влиянием объективных общественных условий, обеспечивают сохранение и совершенствование общечеловеческих ценностей, способствуют единообразному применению норм права.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено положение о том, что принципы и нормы международного права, а также международные договоры, заключенные Российской Федерацией рассматриваются как составная часть ее правовой системы. В случае противоречия между положениями международного договора и законами российского государства, реализуются правила международного договора [1]. Данные нормы становятся частью правовой системы России. Но в законе «О международных договорах Российской Федерации» был уточнен смысл нормы Конституции РФ (ч.4 ст.15) в сторону ее ограничения: не всякий международный договор имеет приоритет перед российским законом, а только ратифицированный федеральным законом, не противоречащий Конституции РФ [4].

В Конституции России (ст.18) закреплено положение, о том, что содержание российских законов соответствует международным стандартам прав, свобод и защиты человека и гражданина. Органы власти государства, местного самоуправления реализуют свои функции в соответствии с международными требованиями соблюдения прав человека.

Российская Федерация официально признала положение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, так с 1996 года стала членом Совета Европы. В Конвенции утверждается право личности на жизнь, и личную неприкосновенность, на свободу, неприкосновенность жилища, право на свободу совести, на свободу мнения и распространения своих идей, на участие в собраниях и мирных митингах. В статье 17 Конвенции закреплено положение о том, что органам государственной власти и должностным лицам государства запрещено незаконно ограничивать, нарушать права и свободы граждан, законодательно закрепленные Европейским Союзом. В качестве отдельного компонента правового статуса личности было закреплено право личности на справедливое судебное решение, которое было подтверждено в Протоколе № 11 Федерального закона от 30 марта 1998 г. «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [2]. В нем была отражена судебная практика государств – участников Конвенции и практика толкования положений Конвенции в Европейском суде по правам человека [7].


В Конституции РФ нашли свое выражение принципы, закрепленные Конвенцией, обеспечивающие единообразие судебной практики: равенство всех перед законом и судом; право на судебную защиту прав и свобод; охрана законом прав потерпевших от злоупотреблений властью; доступ к правосудию потерпевших и компенсация причиненного ущерба; недопустимость отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина законом; право каждого на жизнь, свободное передвижение и выбора место пребывания; неотчуждаемость основных прав и свобод и др.

Равенство всех перед законом и судом (Ч. 1 ст. 19 Конституции) выражает требования Всеобщей декларации прав человека, и Международного пакта о гражданских и политических правах, признающего, что права личности вытекают из присущего человеку от природы достоинства и стремления к свободе. Конституционный суд РФ, опираясь на данные акты, принял постановление от 25 апреля 2000 г. «По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 51 Федерального закона от 24 июня 1999г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в котором подтверждается статья 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом.

Право на судебную защиту, закрепленное в международных документах выражено в постановлениях Конституционного Суда РФ, в частности в постановлениях от 16 марта1998г. «По делу о конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и ст. 123 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан» данные статьи были признаны неконституционными.

В определении Конституционного суда РФ от 8 июня 2004г. с учетом положений международно-правовых актов было закреплено понятие судебной защиты, под которой понимается эффективное восстановление каждого в правах независимым судом на основе справедливого судебного разбирательства, состязательности и равноправия сторон, предоставления достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов.

Статья 55 Конституции РФ закрепляет принцип недопустимости отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина законом. В соответствии с данным конституционным положением Конституционный Суд РФ в постановлении от 4 апреля 1996 года указал, что на законы субъектов о налогах и сборах полностью распространяется положение Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует конституционно значимым целям. Налогообложение, нарушающее конституционные права, должно признаваться несоразмерным.


Международным обязательством Российской Федерации является обеспечение права каждого в процессе рассмотрения предъявленного ему обвинения на выбор защитника. В постановлении Конституционного суда от 27 марта 1996 года «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. «О государственной тайне» было установлено, что на основании закона допускается возможность отстранения защитника из-за отсутствия у него допуска к государственной тайне. Конституционный суд РФ признал правомерность участия адвоката в процессе на основании УПК РФ, а не на основе вышеназванного закона.

В формировании международных стандартов по правам человека значительное внимание уделяется вопросам защиты прав потерпевших. В Декларации основных принципов правосудия для пострадавших от преступлений и злоупотребления властью установлено, что потерпевшие имеют право получить компенсацию за причиненный им ущерб на основе норм внутригосударственного законодательства. В Конституции РФ (ст.52) сформулированы положения о правах жертв преступлений, и их защите, обеспечении их правом доступа к правосудию и получении компенсации за ущерб, причиненный преступлением, способствующей удовлетворению интересов пострадавших. Реализация данного принципа в России способствует единообразию судебной практики, укреплению судебной власти, ее роли и авторитета в обществе [3].

В Конституции РФ (ст. 46) каждому гарантируется право на защиту и справедливое судебное разбирательство, право на обращение в международные судебные органы. Действуют акты, связанные с исполнением решений Европейского суда, определяемые соотношением национального и международного права. В случаях противоречий необходим пересмотр Конституционным Судом РФ решений Европейского суда.

Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин полагает, что решение Страсбургского суда, изменяющее решение Конституционного Суда Российской Федерации представляет собой нарушение государственного суверенитета Российской Федерации [12].

Конституционный Суд Российской Федерации решением от 6 декабря 2013 года сформулировал право самостоятельно определять способы разрешения спорных для российского государства решений Европейского суда по правам человека.

Своеобразное толкование договорных норм в решениях ЕСПЧ, подменяющие конвенционные нормы иными стандартами в сфере прав человека, неадекватное понимание норм российской конституции, стремление навязать России исполнение решений, нарушающий ее суверенитет затрудняет процесс имплементации данных решений в российскую правовую систему. В Постановлении от 14 июля 2015 г. [6].