Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Причины возникновения права
1.3. Характеристика основных причин возникновения права
2.1. Характеристика основных причин происхождения права
2.2. Общая характеристика различных теорий происхождения права
2.3. Особенности процесса происхождения и развития права в различных государствах
3. Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества
Конечно же, теологическая теория сыграла серьезную роль в развитии общества, но к сожалению на настоящем этапе общественного развития она вряд ли может быть приемлемой.
Естественная теория происхождения права. В ранних теориях естественного права в принципе снималась проблема происхождения права, она гласила, что человеку, как социальному существу, изначально присуще наличие определенной суммы прав.
Оценивая данную теорию нельзя не упомянуть о том какой социальный заряд несла в себе данная теория. Она позволяла оценивать и очевидно критиковать действующее право, с точки зрения справедливости, добродетели и просто разумности, если оно тормозило общественное развитие[40].
Но при всех этих заслугах данных теорий естественного права мы слишком многим из них можем поставить вопросы, на которые мы можем не надеяться получить ответов[41].
В ранней теории естественного права утверждают, что все законы обязаны соответствовать добродетелям. Но при этом никто не может дать ответа на этот вопрос. Также из-за вневременного характера естественных прав, которые и защищают законы, практические полностью обесценивается исторический опыт приобретенный человеком[42]. Но не обстоит ли дело полностью наоборот, не исторически ли формируются неотъемлемые человеческие права, изменяясь при этом на каждом ее историческом этапе? При этом в ранних теориях чувствуется пренебрежение к культурному плюрализму, ведь каждая культура имеет свои собственные ценности[43].
Также и в договорной теории есть вопросы, на которые мы не можем получить ответов[44]. Каким именно образом людям удалось договориться о том, что они даже не встречали в практической жизни? Также в ней предполагается что договор о защите естественных прав государством существует и сейчас, но ведь уже множество поколений, со своими собственными идеалами. сменило друг друга, но не какого соглашения между поколения не было и не могло быть и речи?. И тем более людям удалось прийти к соглашению о защите естественных прав, если всего одном поколе были разные люди которые очевидно враждовали и между собой?
К сожалению из-за того что мы не можем получить ответов на эти вопросы эта теория выглядит достаточно сомнительной.
Историческая теория происхождения права. Основателями исторической теории называют немецких ученых Г. Гуго, Г. Пухту и К. Савиньи. Они рассматривают право как выражение народного духа, народного правового убеждения. Право как и язык складывается постепенно в ходе исторического процесса вне зависимости от субъективной воли государства. Право существует в виде живого представления правовых институтов, из которой юристы лишь извлекают нормы[45].
Представители этой теории утверждают, что право вырастает из народного духа, постулируют его неизменность. Но даже допуская его развития, они понимают развития народного духа не как цепь качественных изменений, а просто как хронологическое его развертывание[46].
Так же они забывают про случаи, когда законы или обычае другого народа воспринимается определенной страной благодаря завоеванию или мирному вторжению.
К тому же подход представителей исторической школы отрицают абстрактный подход к оценке права, не говоря уже о какой - либо его критики[47].
Помимо этого, данная теория слишком сильно гиперболизирует роль одной стороны жизни общество, а именно общественное сознание. При этом опуская другие объективные факторы как военные завоевания, климатические условия, экономику и международное общение и заимствование опыта социальной жизни[48].
Также эта концепция носит какой-то мистический характер. Ведь в ней не предоставлен нам доказательство существования народного духа.
Конечно же историческая теория права дает нам настоящее множество поводов для критики. Но при этом мы не можем не признать ее как одно из крупных продвижений вперед в вопросе изучения происхождения права.
2.3. Особенности процесса происхождения и развития права в различных государствах
Формирование права - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями[49].
Общие пути возникновения и развития права неодинаково отражались при становлении разных регионов, определенных культурных и религиозных сред у конкретных народов.
Это можно объяснить различными природно-климатическими условиями, географическим положением страны, религиозными верованиями, а также важно отметить огромное влияние традиций на процессы социальной стратификации, которые лежат в основе формирования права. Несмотря на то, что процесс возникновения права каждого этноса, народа уникален, существуют страны, у которых были схожие черты формирования права.
Профессора Н.И. Матузов и А.В. Малько выделяют следующие формы возникновения права: азиатскую, рабовладельческую и прафеодальную[50].
Восточный (азиатский) путь возникновения права.
Около пяти тысяч лет назад в долинах таких крупных рек как: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы возникли первые древнейшие права. Благодаря возникновению государств в долинах рек, а именно в зонах поливного земледелия неслучайно, ведь таким образом можно добиться повышения урожая, а значит и производительность труда[51]. Для налаживания поливного земледелия было необходимо построить каналы, дамбы, водоподъемники и другие ирригационные сооружения. Понятно, что это колоссальный объем работы, который не под силу выполнить одному роду, племени, таким образом, произошло объединение общин под единым началом[52].
Таким образом, обуславливается сохранение сельскохозяйственных общин и земли – как основного средства производства.
С развитием экономики происходят и изменения в социальной сфере. Так как все произведенные блага перераспределяется вождями и старейшинами, то именно в их руках сосредотачивается основная власть. С возникновением родоплеменной знати появляется «власть-собственность» - социальное явление, смысл которого состоит в распоряжении общественной собственностью ввиду нахождения на определенной должности. Доля родоплеменной знати при распределении общественного продукта увеличивается, что способствует повышению значимости управления. Управление становится весьма выгодным делом. А в связи с тем, что все зависят от вождей и старейшин появляется жесткий контроль экономики, выборность лиц становится еще более формальной. Все это способствует дальнейшей передачи властных полномочий строго определенным лицам, то есть к появлению наследования должностей[53].
Вышеперечисленное способствует превращению родоплеменной знати в обособленную социальную группу, на которую возлагается осуществление управления, и ее дальнейшему отделению от других слоев общества.
Согласно «Восточному типу» одной из важных предпосылок образования права и классов является использование, находящихся у власти, аппарата управления, осуществляющего контроль над экономическими, политическими и военными функциями[54].
Несмотря на некие общие закономерности, восточные страны все же имели множество отличий. Например, в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В Египте большое количество рабов внесли огромный вклад в экономику. Но, если сравнивать с европейским, античным рабством, которое основано на частной собственности, то в Египте рабы принадлежали фараону[55].
Самой важной общей чертой стран восточного типа это то, что все эти страны являлись абсолютными монархиями, имели очень мощный чиновничий аппарат, экономика находилась под властью права.
Восточный путь возникновения права является постепенный преобразованием родоплеменного общества в государство.
Рабовладельческая форма возникновения права.
Данный тип возникновения права свойственен Афинам и Риму. Данные права образовались в результате появления частной собственности и разложения общества на классы[56].
Экономическое неравенство в Афинах зарождается уже в самом начале этапа разложения общинного строя. В собственности аристократов находятся земельные наделы, рабы, скот. В виду того, что рабы не являлись производительной силой, а использовались только в качестве домашней прислуги, возник наемный труд, батрачество безнадельных общинников. Нарастали противоречия между владельцами частной собственности и наследственной аристократией. Так, только самые богатые были назначены на государственные должности, в следствии чего, господство родовой знати было утрачено[57].
В Риме намного медленнее проходило формирование классов и развитие права. Этому было множество причин. Огромное влияние оказала длившаяся около 200 лет борьба между плебеями и патрициями. Плебеи требовали от патрициев одну уступку за другой.
В результате римский народ стал обладать многими демократичными правами такими как равноправие всех свободных граждан, закрепления принципа, гласившего, что каждый гражданин имеет права быть земледельцем и воином одновременно.
Установившееся социально-политическое значение сельской общины, являющееся собственником земли общины. Все вышеперечисленное существенно тормозило развитие частной собственности в странах рабовладельческого типа.
Существенные изменения произошли только в конце II в. до н.э. в связи с началом с массовым обезземеливанием крестьян-общинников. В результате постоянных завоеваний, скапливается такое количество рабов в городах и сельских местностях, что римская семья не смогла их подавить. В итоге, все вышеперечисленное приводит к созданию мощного государственного аппарата[58].
Прафеодальная форма возникновения права.
Основными представителями данной формы возникновения права являются Россия и Германия.
Существует точка зрения, что именно эти права возникли не как феодальные (с закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю)[59].
Мы рассмотрели первую точку зрения, однако существует и вторая – евроцентристская. Ее сторонники выделяют следующие формы: древнегреческую, древнеримскую и древнегерманскую (древнегерманское государство возникло в результате обширных завоеваний чужих территорий, управлять которыми родовая организация была не в силах).
3. Признаки права, отличающие его от нормативных регуляторов первобытного общества
Право - сочетающая в себе государственные и общественные интересы система общеобязательных и формально определенных норм, санкионируемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений и предусматривающих юридическую ответственность за их несоблюдение[60].
В общем виде можно сказать, что право - это узаконенная, охраняемая и обеспечиваемая государством возможность осуществлять деятельность[61].
Следует выделить следующие признаки права:
1. Нормативность. Право состоит из норм, нормативных предписаний, определяющих желательное или должное поведение людей в обществе, признаки и содержание типичных жизненных ситуаций. Нормативность в узком смысле - проявление воли общества через систему общеобязательных юридических норм, имеющих формальную определенность. В широком смысле нормативность - "реализация потребности общества в упорядочивании и организации общественных отношений и формировании ответственного правомерного поведения, выступающая как необходимость и закон общественного развития". В России фундаментальным нормативным актом является Конституция РФ[62]. В ней раскрываются начала нормативного строения системы права РФ.
2. Общеобязательность. Именно право, в отличие от других регуляторов общественных отношений (этических, профессиональных, религиозных), значение и сфера распространения которых различна, представляет собой систему норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства в силу возможности государственного принуждения и обеспечения санкциями за несоблюдение тех или иных норм[63]. Кельзен считал, что "норма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то определённом направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет"[64].