Файл: Органы местного самоуправления (Система органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и природа местного самоуправления
1.1 Исторические корни и современное развитие местного самоуправления
1.2 Система органов местного самоуправления
1.3 Российский и мировой опыт взаимодействия органов государственной и муниципальной власти
Глава 2. Взаимодействие органов публичной власти как процесс
А.В. Безруков выделяет следующие формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в федеральном избирательном процессе: законодательная инициатива, участие в принятии законов по предметам совместного ведения, одобрение законов о поправках к Конституции Российской Федерации в субъектах, направление в региональные парламенты информации о планах законопроектных работ федерального парламента, методическая помощь региональным законодателям, юридическая экспертиза законопроектов.
Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе других принципов:
· законности,
· сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, учета исторических и местных традиций,
· самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий,
· взаимного согласия органов государственной власти и органов местного самоуправления при выработке совместного решения;
· обеспеченности финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения,
· добровольности заключения договоров и соглашений;
· взаимной ответственности,
· гласности.
Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
1) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль исполнения соответствующего законодательства;
2) разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления,
3) совершенствование разграничения компетенции государственных органов и органов местного самоуправления,
4) обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления,
5) содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций,
6) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организационных формах:
-во-первых, главными взаимодействующими структурами являются сами органы государственной власти и местного самоуправления;
-во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии;
-в-третьих, для решения вопросов требующих постоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;
-в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус.
Таким образом, конституционно-правовая связь государственной власти и местного самоуправления обнаруживается и в том, что значительное количество вопросов, связанных с реализацией публичных функций государства, особенно в социальной сфере, имеют как местное, так и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
В связи с этим необходимо отметить, что проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из важнейших в деле формирования законодательных установлений, определяющих деятельность муниципалитетов.
Вопросы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления урегулированы в конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ о местном самоуправлении.
Помимо конституций и уставов субъектов в ряде регионов страны принято значительное число нормативных правовых актов, регулирующих такую форму взаимодействия государственных и муниципальных органов, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Заключение
Сейчас система местного самоуправления в нашей стране получила достаточно полное развитие. Без местного самоуправления центральная и региональная государственная власть не в состоянии своевременно отслеживать и эффективно решать разноуровневые проблемы.
Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики государства в сфере развития местного самоуправления, а также о механизмах ее реализации.
Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.
С функциональной точки зрения самоуправление представляет собой особый вид профессиональной управленческой деятельности, с юридической - основополагающий принцип осуществления управления территорией.
Система органов местного самоуправления представляет совокупность организационных форм прямого и опосредованного волеизъявления жителей данной территории:
- Собрания и сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства решаются местные вопросы.
- Представительные органы, которые избираются непосредственно населением, - муниципальные собрания, советы, думы, ревизионные комиссии.
- Исполнительные органы – главы местного самоуправления, главы муниципальных администраций, мэры, старосты.
Основным звеном системы местного самоуправления являются муниципальные органы. Эти органы не входят в систему государственной власти. Обособленное место занимают они и в механизме государственного управления.
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы.
Таким образом, поддержка местного самоуправления со стороны государства и создание условий для устойчивого самостоятельного развития муниципальных образований должны быть ориентированы на эффективное и согласованное функционирование федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных и гражданских институтов в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан России, повышения жизненного уровня и благосостояния многонационального народа Российской Федерации
Список использованных источников
Список использованных нормативных актов
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. - № 4. - Ст. 445.
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. - № 10. - Ст. 1152. (ред. от 27.12.2018)
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. - № 40. - Ст. 3822. (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019)
- Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»//Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993.- № 44.- Ст. 4188.
- Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. - № 230.
Список использованной литературы
- Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России//Местное самоуправление в России. Состояние, проблемы и перспективы. М., 2004. - С. 43 - 57.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 2005. 584 с.
- Барзилов С.И., Чернышов А.Г. Безумство власти: Провинциальная Россия: Двадцать лет реформ. М., 2005, - 198 с.
- Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия// Конституционное и муниципальное право №6, 2009
- Васильев В. И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2013.
- Еремин А.Р.О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации// Журнал российского права. 2006. - № 10. - С. 35 - 44.
- Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. 2007. - № 19. - С. 33 - 38.
- Ковалев В.А. Российская политика и федерализм в рамках «управляемой демократии»: последствия отмены губернаторских выборов //Политическая наука. 2010. № 2. С. 22.
- Масловская М.В. Административная реформа и местное самоуправление: точки соприкосновения//Конституционное и муниципальное право №12, 2006
- Плюснин Ю.М, Кордонский С.Г, Скалон В.А. Муниципальная Россия: образ жизни и образ мыслей. Опыт феноменологического исследования. – М.: ЦПИ МСУ, 2011. – 146 с.
- Симонова Н.В., Шилина Е.В., Бакаева О.Ю. Взаимодействие органов публичной власти: конституционно-правовые аспекты: Автореф, дисс. конд.юр.наук. Волгоград, 2011, с.16
- Симонян Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления//Конституционное и муниципальное право №1, 2012, с.16
- Станкевич A.C. Правовая основа местного самоуправления в России на разных этапах его развития. //Местное самоуправление: теория и практика. Труды Академии управления МВД России. М., 2008.
- Тасеев В.Б. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе реализации функций государственного управления//Современные проблемы управления под ред. Тасеева В.Б.,Изд-во Самара: Глагол, 2010, с.112
- Чеботарев Г. Н., Черепанов М. А., Шишкин А. А. Муниципальное право РФ, 2011, -153 с.