Файл: Фонд социального страхования РФ(Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Согласно Конституции Российской Федерации[1] права и свободы человека являются наивысшей ценностью. В соответствии с этим социальное страхование граждан – одно из наиболее приоритетных направлений социальной политики в России, в рамках которого охраняются труд и здоровье граждан, осуществляются защита и поддержка семей, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются различные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты. Частью такой государственной системы социальной защиты населения является Фонд социального страхования Российской Федерации, который осуществляет страхование граждан на случай изменения их материального и(или) социального положения.

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней стабильности невозможно без сбалансированной политической и правовой системы, поэтому важно иметь надежный и эффективный механизм его реализации.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день число лиц, пользующихся страховыми выплатами Фонда социального страхования РФ составляет существенный процент от общего числа граждан. Но не все знают о порядке реализации права граждан на социальное страхование и органах, которые занимаются соответствующей деятельностью.

Возрастающая роль обязательного социального страхования, его развитие во многом обусловлены и законодательно установленными обязательными формами его проведения в определённых сегментах экономики и жизнедеятельности общества.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются при осуществлении деятельности Фонда социального страхования РФ.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, которые складываются при деятельности Фонда социального страхования РФ.

Цель работы – рассмотреть деятельность Фонда социального страхования РФ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения;

2. Определить принципы деятельности Фонда социального страхования РФ;

3. Провести анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ;

4. Выявить перспективы развития деятельности Фонда социального страхования РФ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие взаимосвязанные методы. Во-первых, это анализ, который заключается в разделении целого на отдельные элементы и изучении каждого из них в отдельности и во взаимосвязи с целым. Во-вторых, это сравнительный метод, который позволил выявить аспекты, которые имеют актуальность и для российской практики. В-третьих, социологические методы, которые были использованы при изучении специальной литературы.


Из специально-научных методов можно выделить формально-юридический метод, который позволил проанализировать и выявить существующие проблемы в сфере обязательного медицинского страхования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы деятельности Фонда социального страхования РФ

1.1. Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  1. ПФ (середина декабря 1990 года);
  2. ФСС (декабрь 1990 года)[2].

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан.

Но их реализация стартовала только с 1992 года. В результате возникли: фонд занятости населения; ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями). Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ. Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета. Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет. Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения. Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками. Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора)[3].


Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) является государственным внебюджетным фондом и обеспечивает обязательное социальное страхование граждан России: осуществляет страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, обеспечивает инвалидов средствами реабилитации и т.д[4].

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается: если болел сам работник, то первые три дня - за счет работодателя, а остальные дни болезни - за счет средств ФСС; если работник ухаживал за больным членом семьи, то полностью за счет средств ФСС России, но не более: в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7лет за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием; в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком; в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет- за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком; в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях; в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования ­ лимфоид -ной, кроветворной и родственных им тканей, - за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях; в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях- не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ух ода за этим членом семьи[5].


Обратимся к судебной практике. Так решением Верховного Суда РФ от 17 апреля 2017 г. № АКПИ17-178 абзац четвертый пункта 35 Порядка, признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет: при амбулаторном лечении или совместном пребывании одного из членов семьи (опекуна, попечителя, иного родственника) с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в случаях острого заболевания или обострения хронического заболевания[6].

Фонд обязательного социального страхования — единственный из фондов, деятельность которого регламентируется не Федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации. Им также утверждено Положение о Фонде (№ 101 от 12.02.1994 г.)[7]. Этими документами определен его статус, задачи, оргструктура.

Деятельность Фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации[8] и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд осуществляет обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; обеспечивает выполнение государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ.

Деятельность Фонда регламентируется соответствующими официальными документами. Бюджет Фонда является прозрачным, Вы можете получить информацию о структуре и динамике доходов и расходов, ознакомившись со статистикой.

Таким образом, сегодня в России сложилась многоукладная система социального страхования, позволяющая дифференцированно удовлетворять потребности различных категорий населения, лишившихся средств жизнеобеспечения в связи с неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

1.2. Принципы деятельности Фонда социального страхования РФ

Принципы деятельности Фонда социального страхования РФ являются основополагающими идеями и начала, на которых основывается система обязательного социального страхования.

Главными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:


- стабильность системы финансов обязательного социального страхования, которая обеспечивается эквивалентностью страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования;

- обязательным всеобщим характером обязательного страхования, доступностью для застрахованных граждан реализации социальных гарантий;

- государственные гарантии соблюдения прав застрахованных граждан на социальную защиту от страховых рисков и выполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от материального состояния страховщиков;

- паритетность участия представителя субъектов обязательного социального страхования в органе управления системы обязательного социального страхования;

- несение ответственности за направленное применение средств обязательного социального страхования. К примеру, Фонды социального страхования осуществляют внеплановые проверки для того, чтобы проводить контроль над работодателями и иными учреждениями, несущими ответственность в соответствии с законом;

- предоставление надзора и общественного контроля. К примеру, Фонды социального страхования проводят внеплановые проверки для осуществления контроля над работодателями и прочими учреждениями, несущими ответственности в соответствии с законом. Судебная практика по отношению к делам, которые связаны с реализацией принципов, весьма объемна. К примеру, Решением Центрального суда г. Москва от 15.02.2018 по делу №3-621/18[9], было установлено требование о взыскании задолженностей с ООО «Стройпромсервис» по страховым взносам в Фонд социального страхования в размере 175223 рублей 85 копеек;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Проведенный анализ предоставляет возможность выделить принципы равенства перед законом, комплексности страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от производственных несчастных случаев и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, выраженного в разнообразии видов социального обеспечения. Подобные принципы способствуют индивидуализации и полноте социальной защиты пострадавших и нетрудоспособных граждан.

Условиями предоставления выплат Фондом социального страхования РФ являются такие события, как достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и пр. В большинстве случаев данные обстоятельства связаны с наступлением для человека трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь является ему крайне необходимой.