Файл: Фонд социального страхования РФ(Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы деятельности Фонда социального страхования РФ
1.1. Фонд социального страхования РФ как орган социального обеспечения
1.2. Принципы деятельности Фонда социального страхования РФ
Глава 2. Анализ деятельности Фонда социального страхования РФ
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.2. Перспективы развития деятельности Фонда социального страхования РФ
Государство преследует определенные цели, когда предоставляет гражданам тот или иной вид социального страхования. Подразделить их условно можно на:
- Ближайшие;
- Промежуточные;
- Конечные[10].
Например, ближайшей целью при обеспечении матери пособием по беременности и родам является материальная поддержка, в которой нуждается женщина при освобождении от работы перед родами или после них. Забота о здоровье матери и ребенка является промежуточной целью. Конечной же целью является рост народонаселения страны и воспитание здорового поколения.
Однако не стоит забывать про то, что основной целью каждого вида обеспечения также является социальное положение, а именно выравнивание его у отдельных категорий граждан с остальными членами общества для нормального существования. Ведь в действительности от граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, требуются, как правило, повышенные материальные затраты, либо дополнительные физические, нравственные, психические усилия по сравнению с другими членами общества.
Таким образом, сущностная база рассматриваемого вопроса прав весьма широка, многообразна и располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права.
Глава 2. Анализ деятельности Фонда социального страхования РФ
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
Источниками формирования финансовых ресурсов фонда являются:
- страховые взносы работодателей; граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и обязаны уплачивать взносы; граждан, которые осуществляют трудовую деятельность на других условиях и имеют право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- ассигнования из федерального бюджета, предусмотренные на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот, пособий и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;
- прочие поступления, возмещаемые страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и других санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда; средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других[11].
Основную долю доходов Фонда составляют страховые взносы. Российское законодательство предусматривает уплату работодателями следующих видов страховых взносов:
1. Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисляемые по ставке 2,9 %.
2. Страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, исчисляемые по дифференцированному тарифу, который зависит от соответствующего виду деятельности класса профессионального риска (32 класса). Минимальный размер данного тарифа составляет 0,2%, максимальный - 8,5 %. Такая система позволяет размерам страховых тарифов наиболее полно соответствовать реальным затратам страхователей на страховое обеспечение работников, которые пострадали на производстве[12].
Плательщиками страховых взносов являются юридические и физические лица, в том числе иностранные. Не являются плательщиками взносов общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
Плательщики перечисляют в бюджет Фонда разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.
Фонд социального страхования имеет ряд существенных проблем, которые снижают эффективность выполнения его задач, что оказывает отрицательное влияние на уровень социальной защиты граждан и уровень их социального обеспечения. Одной из самых значимых проблем развития фонда можно выделить, во-первых, дефицитность бюджета фонда, что вызвано увеличением расходов фонда и отставанием темпов роста доходов (рис.1). Отметим, что доходы бюджета ФСС формируются за счет страховых взносов организаций и работающих; доходов от инвестирования, а именно от размещения средств фонда в государственные ценные бумаги, а также на депозитах в коммерческих банках; добровольных взносов граждан и юридических лиц; бюджетных ассигнований и других разрешенных законодательством доходов.
Рисунок 1- Динамика расходов и доходов бюджета ФСС за 2014-2018 года (в млрд рублей)[13]
Далее проанализируем в таблице 1 структуру доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2014-2018 года.
Таблица 1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования за период 2014-2018 года (в млрд рублей)[14].
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы: - неналоговые доходы - безвозмездные поступления |
565,02 532,1 32,92 |
538,66 503,63 35,03 |
610,79 571,17 39,62 |
642,20 601,15 41,05 |
664,01 623,67 40,34 |
Расходы: - на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством - на несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания - на исполнение отдельных государственных полномочий |
564,92 450,28 81,72 32,92 |
594,08 471,21 87,85 35,02 |
648,16 516,89 91,65 39,62 |
683,41 543,00 94,49 Нет данных |
715,13 570,67 98,75 Нет данных |
По данным таблицы 1 видим увеличение взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2015 года. Также наблюдаем, что средства, поступающие из федерального фонда обязательного медицинского страхования, ежегодно уменьшаются.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что в Федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования в 2014-2018 гг. строился довольно пессимистический прогноз. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на протяжении всего изучаемого периода реальные объемы поступления средств в бюджет Фонда превышали прогнозные значения. Стоит отметить, что существенную роль в этом сыграло уменьшение ежегодных поступлений из федерального бюджета. В то же время сумма страховых взносов зачастую оказывалась меньше ожидаемой. В рассматриваемом периоде размер страхового тарифа в ФСС стабилен (2,9%), поэтому причиной недостаточного объема взносов мог послужить несовершенный контроль за уплатой налогов и взносов, а также экономическая ситуация в стране.
Социальное страхование в России имеет свои определенные недостатки. Одной из важных проблем является то, что расходы на цели социальной защиты довольно низкие. Если взять расходы на социальное обеспечение развивающихся стран, которые обладают относительно невысоким экономическим потенциалом, то они составят не более 16-18% ВНП (валового национального продукта), высокоразвитых стран – 30% ВНП. В России же данный показатель составляет всего лишь около 13 %, что говорит о низком уровне страховой защиты в стране. Такой низкий показатель позволяет выплачивать пенсии и пособия, размер которых составляет лишь 30-35% заработной платы. Размеры страховых выплат в зарубежных странах замещают около 60 – 80 % прежней заработной платы. Стоит также отметить, что в России и сам средний размер зарплаты намного меньше, чем в европейских странах.
2.2. Перспективы развития деятельности Фонда социального страхования РФ
Развитие обязательного социального страхования от производственных несчастных случаев и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, на данном этапе отклоняется от принципов, которые установила теория страхования. По этой причине проведение анализа свойств данного вида и его развития невозможно, опираясь на принципы коммерческого страхования.
Первоначально необходимо формирование модели, в которой будет возможность абстрагироваться от различий между страховыми системами, определить уровень несущественности данных различий, для обеспечения требуемой аналогии, после этого возможно проведение анализа.
Анализ развития страхования от производственных несчастных случаев и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, должен содержать исследование начала процесса развития, а также подготовки его предпосылок. Характеристика предпосылок является неоднозначной. С одной точки зрения они не касаются лишь фактов истории возникновения страхования, поскольку на их базе развивался современный страховой рынок, то есть коммерческое страхование. Предполагается, что обязательное социальное страхование на определенном этапе воспринимало страховые принципы, и переводило их в область социальной деятельности, в которой они начали собственное развитие. Историки по страхованию и социальному страхованию видят предпосылки возникновения страхования, а также предпосылки возникновения социального обеспечения и социальной защиты.
Целесообразно обратиться к данным Заключения Счётной Палаты по разделу «Социальная политика». Наблюдается резкое снижение расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджету ФСС. Их доля составляет — 0,4 % в 2015 году и 0,1 % в 2016—2017 годах в общих расходах федерального бюджета по указанному разделу, что обостряет проблему дефицита бюджета ФСС.
Можно предположить, что данная статистика негативно отразится на развитии социального страхования и социальной поддержке населения.
С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ. Например:
1. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов.
2. Облагаемых взносами выплат стало больше.
3. Утвержден период, за который уплачиваются пени.
4. Расширен перечень застрахованных лиц – иностранцев и др[15].
Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция.
Подводя итог вышесказанному, целесообразно указать выводы (приоритетные направления совершенствования):
1. Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, влияет на качество жизни населения, поэтому необходимо обеспечить эффективную реализацию функций социального страхования.
2. При реформировании социального страхования в России важно учитывать опыт применения подходов и методов, используемых в системах государственной социальной поддержки развитых стран.
3. В связи со снижением уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, требуется провести серьезные институциональные изменения, а значит, необходимо прибегнуть к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.
Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это является на данный момент проблемой.
Заключение
В нынешнее время основным механизмом, в пределах которого реализуются права граждан страны на социальное обеспечение, признается механизм осуществления обязательного социального страхования. Этому свидетельствует и текущее законодательство, и судебная практика, который фактически признало страхование главной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения граждан.
Страховые принципы обязательного социального страхования от производственных несчастных случаев и заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью, проявляются следующим образом: они строятся, как и любые другие виды коммерческого страхования, то есть для возмещения образовавшегося ущерба происходит аккумулирование страховых взносов, которые в виде страховых выплат поступают пострадавшим лицам. Для расчета страховых взносов существует уровень тарифных ставок. Страховщики, как и в коммерческом виде страхования, определяются ограничение своей ответственности в системе страховых выплат, которое закреплено определенными законами. Способ организации финансовых потоков в социальном страховании заметно отличается от коммерческого страхования поскольку различаются цели, которые имеются в обеих системах. Коммерческое страхование преследует цель, которая заключается в обеспечении экономической безопасности гражданам посредством децентрализованных страховых фондов, наличие которых дают государству возможность отказаться от формирования общественных фондов потребления. Социальное страхование нацелено на обеспечение социальной страховой защиты застрахованных лиц от профессиональных и социальных рисков в течение их жизни, принимая участие в воспроизводстве трудовых ресурсов.