Файл: Формирование федеративных отношений в России: тенденции и перспективы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Пятнадцатилетний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция – это справедливо необходимый для любой Федерации процесс. Следует усовершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого нужно исследование правовых основ российского федерализма, бюджетных средств, существующих в современном мире практик распределения полномочий и иных ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также иных проблем федеративных отношений.

Федерализм, демократический принцип государственного обустройства общества и средство обеспечения стабильности и согласия в отношениях между федеральным центром и регионами, сегодня стоит на повестке дня укрепления российской государственности. Не вызывает сомнений необходимость формирования такого типа федерализма, который полагает организацию отношений между федеральным центром и регионами на основе партнерства, разграничения предметов ведения и полномочий. Федеральный центр и регионы должны обладать теми правами и обязанностями, которые соответствуют их историческому и политическому предназначению, а также задачам укрепления мощи и территориальной целостности Российской Федерации. Особо нужно отметить, что указанная цель не может достигаться любыми способами (через губернизацию республик или республиканизацию краев и областей).

С учетом всех названных обстоятельств, выбранная мной тема исследования нуждается в изучении и анализе.

Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью нынешнего периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль над деятельностью правительственных структур.

Актуальность темы исследования в свою очередь заключается в том, что проблема формирования качественных новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции данного сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным сторонам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в социуме перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.


Объектом данного исследования является сложный и динамично развивающийся процесс развития и становления качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.

Предметом данного исследования является специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течение последних пятнадцати лет (1992–2006 гг.).

Цель данного исследования – выявить трудности федеративных отношений в России

Информационной базой данного исследования являются учебная литература по теме, авторские работы известных политологов, историков, правоведов и социологов, а также статьи в прессе и на сайтах сети Интернет.

Глава 1 Теоретические основы изучения федерализма в России

Проблемы федеративных отношений глазами исследователей

Степень научной разработанности трудности формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации остается недостаточной. Это объясняется самой спецификой политического процесса в России, новизной тематики и проблемными обстоятельствами экономической обстановки роста современного российского федерализма. Предметом исследования выступают проблемы качественно новых федеративных отношений отечественных политологов, конфликтологов, историков, правоведов, социологов и ученых иных направлений. Осмысление и анализ рассматриваемой проблематики отражается в сумме многоплановых трудов ученых. Важнейшие методологические аспекты глубокого и многостороннего изучения становления подлинно федеративного типа государственности, требуют постоянного внимания. Такое положение связано с тем, что данный процесс носит длительный характер и в Российской Федерации он пока не завершен. Мало специальных работ, посвященных исследованию 15-летнего опыта новых федеративных отношений в Российской Федерации и перспективам их развития.

Проблемы развития федеративных отношений, вопросы, связанные с определением их сущности, характера, возможностей, стали предметом внимания многих зарубежных исследователей. Концептуальные проблемы современного федерализма освещаются в исследованиях П. Лабанда, В. Уиллоуби, Г Еллинека, Д. Элазара, М. Зайделя, Д. Кальхауна, П. Кинга, Р. Дэниелса, Д. Кола, В. Острома, Ч. Рэгина, К. Росса, Р. Уотса, Т. Флейнера, П. Хенэ, X. Линца, Э. Яна и др.


В дореволюционной российской и советской науке проблемы федерализма тоже были предметом всестороннего изучения. Отечественная федералистика упирается на прочную теоретическую базу, которая предоставлена исследованиями Л.А. Камаровского, Н.А. Костомарова, Ф.Ф. Мартенса, А.С. Ященко и других ученых. Фундаментальный анализ федеративных элементов и процессов в истории дореволюционной России был дан профессором А.С. Ященко в его монографии «Теория федерализма» (1912). Другой известный русский исследователь Н.А. Костомаров отлично проанализировал взгляды декабристов и панславистов на федерализм. Данная проблематика была также исследована в трудах по международному праву (Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов (1895); Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права (1895)).

Советский период федерализма является одной из важных его страниц. Он отличается детальным освещением этнополитических и межнациональных проблем, идеологией многих концептуальных положений, касающихся федеративных отношений, и в СССР, и в РСФСР. Известный политолог В.Н. Лысенко подчеркивал, что «Россия в XX веке прошла три основных этапа с точки зрения территориального устройства: от империи начала XX века к советской псевдофедерации, построенной по национально-территориальному принципу (а фактически унитарному государству), и от него к федерации, сочетающей в себе национальный и территориальный принцип построения субъектов». Советские специалисты рассматривали федерализм через его классовый характер. С 1990-х годов в российской политической науке ясно прослеживались тенденции нарастания исследовательской активности, освоения достижений мировой федералистики, становления новых научных школ.

Исторические, правовые, философские и политические аспекты современных федеративных отношений в Российской Федерации исследуются Р.Г. Абдулатиповым, А.Н. Арининым, М.В. Баглаем, Э.A. Баграмовым, Л.Ф. Болтенковой, Т.М. Баликоевым и Е.О. Медоевым, Д. Валентеем, В.Д. Дзидзоевым, С.И. Каспэ, А.И. Ковлером, А.Е. Левинтовым, В.Н. Лысенко, Г.В. Марченко, Т.В. Зоновой, И.П. Ильинским, А.А. Мацневым, Н.П. Медведевым, Б.С. и И.М. Модель, Д.В. Ольшанским, В.В. Пустогаровым, P.M. Романовым, М.В. Столяровым, И.А. Умновой и другими. Большинство из них рассматривает федерализм как наиболее благоприятный путь развития государственного устройства Российской Федерации. Причем ряд ученых придерживается взглядов которые отражают необходимость конституционного укрепления российского федерализма. Другие защищают конституционно-договорные отношения.


1.2 Федерализм и федеративное государство

В последнее время федерализм превратился в важную проблему мировой политики и политических наук. Во многих исследованиях, посвященных федерализму в отечественной, зарубежной литературе, федерализм определяется как «процесс разрешения конфликтов», как форма, которая дозволяет, в границах большого государственного образования, сохранить исторически устоявшееся многообразие традиций, обычаев, культуры разных групп, народа и наций, как «организованное сообщество, призванное удовлетворять» потребности людей и интересы государственных институтов, территориально распространяющие политическую власть для свободы и одновременно концентрирующие ее от имени правительства», как «средство решения национального вопроса и форма демократизации управления государством», как «единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок».

Федерализм в XX в. играл такую же роль, как и либерализм в XVIII веке, марксизм в середине XIX веке – т.е. он соответствует идеям современности, позволяя их использовать в теории и практике, как «принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и плюрализм государственной организации на нескольких уровнях». Современные исследователи вкладывают в теорию федерализма новое, более широкое содержание. Федерализм рассматривают в первую очередь не как сумму структур и норм, а как процесс, заглушающий конфликты центра и мест, устанавливающий их взаимодействие, обеспечивающий наиболее целесообразные в данных условиях методы управления.

Федерализм – это, во-первых, принцип политико-территориальной организации государства. Обычно он выступает как принцип государственности, под которым различные авторы подразумевали целый комплекс многих постулатов. Федерализм представляет собой основную идею построения многонационального государства в силу с определенными принципами. Само понятие федерализма имеет собирательный характер и сожержит не только характеристику федерации, но и теоретическую базу построения федерации. Это служит превращению федерализма в базу государственного строя, внутреннюю структуру концепции охватывающую политическое сознание.


Глава 2 Анализ актуальных проблем федеративных отношений в России

2.1 Российская Федерация как демократическое федеративное государство и его конституционно-правовая основа

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа в построении федерализма как формы настоящей демократизации власти. Конституция 1993 г. закрыла рассуждение о природе РФ, ясно определив ее конституционно-правовой статус, обозначила равноправие субъектов Федерации. Отметив определенную «асимметричность» входящих в состав Конституции субъектов (республики, края, области, автономные округа, автономные области, города федерального значения), она заложила основные принципы и рамки построения настоящей федерации (ст. 4 и 5):

  • суверенитет на всей ее территории РФ;
  • единство системы государственной власти;
  • государственная целостность страны;
  • верховенство во всей стране федеральной Конституции и федеральных законов по предметам исполнительного ведения Российской Федерации и полномочий общего ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
  • равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
  • юридическое равноправие субъектов федерации, независимо от их наименования (все субъекты равны в правах; все субъекты равны между собой в отношениях с федеральными органами государственной власти; никому из субъектов федерации федеральная Конституция и федеральный центр не дают преимуществ).

С принятием Конституции в 1993 г. формирование государственного устройства РФ не завершилось. Наверное, поэтому Конституцией была предусмотрена подготовка общих законов, которые регламентируют различные условия построения федерации и федеративных отношений. С начала 90-х гг. у России начался длительный переходный период, в рамках которого идет поиск оптимальных форм взаимодействия национальных моментов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными.