Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические особенности исследования мотивации труда персонала
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Процессуальные и содержательные теории мотивации
1.3. Виды и способы мотивации труда персонала
2. Анализ исследования системы мотивации персонала на примере гостиничного комплекса «Космос»
2.1. Краткая характеристика деятельности гостиничного комплекса «Космос»
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала гостиничного комплекса «Космос»
2.3 Анализ стимулирования, мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
3.1.Проблемы стимулирования, мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
Отобразим структуру потребителей гостиничного комплекса «Космос» на рисунке 4.
Рис 4. Потребители услуги проживания в гостинице «Космос»
Представители данной категории заинтересованы в проживании в номерах гостиницы, а также проведении мероприятий на площадках компании, то есть в развитии, продвижении своего бизнеса, проведении торжественных мероприятий. Соотношение клиентов можно наблюдать на рисунке 5 и 6
Рис 5 Потребители услуг зало и ресторанов в гостинице «Космос»
Компания обеспечена финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования предприятия. Компания является стабильной, финансово устойчивой, а также эффективно ведущей хозяйственную деятельность.
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала гостиничного комплекса «Космос»
Основу деятельности гостиничного комплекса «Космос» составляет квалифицированный персонал. Согласно исследованиям деятельности гостиничного предприятия «Космос» численность персонала более 130 человек. Если более детально подходить к исследованию кадрового состава гостиницы «Космос», то можно сказать о том, что в нем преобладает женский персонал. Гендерная динамика персонала компании отображена на рисунке 7
Рис 7. Гендерный состав персонала гостиницы «Космос» в %
Исследуем структуру персонала гостиницы «Космос» по уровню образования. Данные отобразим на рисунке 8.
Рис 8 Структура персонала гостиничного предприятия «Космос» в %
Как можно заметить из данных рисунка 8., основная доля персонала имеет среднее специальное и высшее образование – 50% и 40% соответственно. Исследуем персонал организации в зависимости от стажа работы. Данные отобразим на рисунке 9.
Рис 9.Структура персонала гостиничного предприятия «Космос» по стажу работы в %
Основными категориями персонала являются:
1.Руководящий персонал
2.Основной персонал
3.Вспомогательный персонал
4.Наемники и разнорабочие.
В общей численности персонала компании, основная доля приходится на основной персонал – более 65%, далее идет вспомогательный персонал 15%, руководители 13% и 7% приходится на наемных рабочих.
Составим таблицу, отображающие расходы компании на заработную плату. Данные отобразим в таблице 2
Таблица 2.
Динамика и состав расходов гостиничного предприятия «Космос» на персонал в тыс.руб. на человека
Примечание – Источник: Собственная разработка
Из данных таблицы 2.1 можно заметить, что за последние годы существенно выросли затраты на персонал.
На развитие персонала гостиничного предприятия «Космос» оказывают существенное влияние система мотивации и оплаты труда, речь о которых пойдет в следующем параграфе.
2.3 Анализ стимулирования, мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
Систему мотивации гостиничного предприятия «Космос» произведем по результатам анкет. Данные анкеты помогут дать ответы на вопросы относительно удовлетворенности персоналом существующих условий труда.
Проведем анализ мотивационного ядра работников рассматриваемой организации. Оценка ценностей труда на уровне ценностного сознания осуществляется на основе блока вопросов об идеальной для работников работе. Для этого проводится расчет среднего балла на каждый из вопросов № 13-26 по всем респондентам по формуле 3:
3 х Ni + 2 х Ni + 1 х Ni
Ср.балл = ----------------------------------- , (3)
N
где: 1,2,3 – баллы соответствия данного варианта мнению респондента (3 балла – полностью соответствует, 2 балла – соответствует частично, 1 балл – не соответствует);
Ni - количество респондентов, ответивших по данному варианту;
N - общее количество респондентов.
В результате проведенного исследования гостиничного предприятия «Космос» были получены следующие результаты:
1.Не соответствует мнению - 4 чел.
2.Частично соответствует - 16 чел.
3.Полностью соответствует - 55 чел.
Подставив данные в формулу получим:
3 * 55 + 2 * 16 + 1 * 4
Ср.балл = ----------------------------- = 2.62
75
На основании полученных данных составим таблицу ранжирования ценности труда на основе ранжирования баллов гостиничного предприятия «Космос».
Таблица 3.
Ранжирование ценностей труда на основе результатов обработки по средним баллам
Ранг |
Ценности труда |
Ср. балл |
1 |
Хорошая работа - это прежде всего интересная работа, доставляющая удовольствие. |
2,8 |
2 |
Хорошая работа та, которая позволяет всесторонне применять свои знания и способности. |
2,83 |
3-5 |
Хорошая работа та, которая дает хороший заработок. |
2,77 |
3-5 |
Хорошая работа обеспечивает достаток в доме, возможность приобретать, что захочется. |
2,77 |
3-5 |
Хорошая работа заставляет повышать квалификацию, пополнять знания. |
2,77 |
6 |
Хорошая работа та, которая дает возможность заслужить уважение окружающих. |
2,78 |
7 |
Хорошая работа позволяет выпускать продукцию, пользующуюся спросом. |
2,85 |
8 |
Хорошая работа та, которая дает возможность приносить пользу людям. |
2,80 |
9 |
Хорошая работа - это самостоятельная работа, позволяющая решать самому что и как делать. |
2,76 |
10-11 |
Если тебя окружают люди, с которыми можно общаться - это хорошая работа. |
2,52 |
10-11 |
Хорошая работа та, которая дает возможность продвижения по службе. |
2,62 |
12 |
Хорошая работа позволяет получить житье, устроить ребенка в детский сад, получить путевку и т.д. |
2,57 |
13 |
Работа - наш долг перед обществом. Любая работа хороша, если она необходима. |
1,87 |
Примечание – Источник: Собственная разработка
Анализируя состав практических требований персонала к работе и структуру трудовой мотивации на уровне практического сознания, следует иметь в виду, что эти требования характеризуют работника применительно к той конкретной среде, в которой он функционирует, и на этом уровне функционирования мотивации мы имеем дело с неудовлетворенными в настоящее время, актуализированными потребностями, которые, по мнению работника, он мог бы удовлетворить посредством своей трудовой деятельности гостиничного предприятия «Космос».
3.Проблемы стимулирования, мотивации и системы оплаты труда и направления их совершенствования в гостиничном комплексе «Космос»
3.1.Проблемы стимулирования, мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
Оценим эффективность системы мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос» по таким показателям как:
1.Уровень определенности цели;
2.Коэффициент охвата цели;
3.Коэффициент охвата функций;
4.Коэффициент дублирования и игнорирования функций;
5.Коэффициент специализации по j-ой функции;
6.Коэффициент специализации по j-ой цели;
7.Удельный вес должностей, для которых определены реальные права и обязанности;
8.Средняя оценка достаточности прав j-го подчиненного для выполнения обязанностей;
9.Удельный вес численности руководителей в численности ППП.
Составим таблицу и оценим эффективность системы мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
Таблица 4
Оценка эффективности системы мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос».
Показатель |
Значение |
Рекомендуемое значение |
Степень отклонения |
Качественная оценка |
Бальная оценка |
1 |
0.9 |
1 |
0.1 |
соответствует |
8 |
2 |
1.1. |
1 |
0.1 |
соответствует |
8 |
3 |
1.15 |
1 |
0.15 |
удовлетворительно |
7 |
4 |
0.7 |
1 |
0.3 |
удовлетворительно |
7 |
5 |
1.1 |
1 |
0.1 |
соответствует |
7 |
6 |
1.23 |
1 |
0.23 |
соответствует |
8 |
7 |
1 |
1 |
0 |
соответствует |
8 |
8 |
0.4 |
0.33 |
.0.07 |
соответствует |
8 |
9 |
1.18 |
1 |
0.18 |
соответствует |
8 |
Примечание – Источник: Собственная разработка
На основе проведенного исследования было выяснено, что на сегодняшний день система мотивации и оплаты труда в рассматриваемой организации достаточно эффективна.
Однако, несмотря на это в действующей системе оплаты труда гостиничного комплекса «Космос» можно выделить несколько проблем:
1.Различия в системе начисления надбавок и премий
2.Зависимость уровня оплаты труда от объема выполненных работ
3.Различия уровня оплаты труда в зависимости от региона, в котором расположен филиал компании и т.д.
На сегодняшний день, руководством гостиничного комплекса «Космос» разрабатывает коллективный договор на определенный временной период и на основе действующего договора работники компании получают заработную плату за выполненную работу.
Заработная плата каждого работника гостиничного комплекса «Космос» напрямую зависит от квалификации работника, стажа, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и состоит из должностного, выплат стимулирующего и компенсационного характера. В гостиничном комплексе руководством компании применяются две основные формы оплаты труда - повременная и сдельная.
Помимо вышеназванных проблем, которые негативно влияют на развитие системы мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос», существует и ряд проблем, затрагивающих всю финансово-хозяйственную деятельность организации:
1.мировая финансовая и политическая нестабильность мирового хозяйства
2.кризис перепроизводства
3.увеличение издержек и т.д.
Для того, чтобы преодолеть данные проблемы, необходимо применять комплекс мероприятий, речь о которых пойдет в следующем параграфе.
3.2. Пути преодоления проблем стимулирования, мотивации и оплаты труда гостиничного комплекса «Космос»
В качестве механизма по решению существующих проблем, связанных с оплатой труда в компании можно предложить следующее:
1.Стабилизация системы премирования и стимулирования работников
2.Уравнивание премий и материальных стимулов между различными категориями работников и т.д.