Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Анализ теорий происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы понять сущность и особенности существующих государств, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин, несомненно, был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.

Цели данной работы:

  • дать характеристику теориям возникновения государства;
  • показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.

Задачи:

  • раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;
  • выявить достоинства и недостатки данных теорий.

Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.

Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Анализ теорий происхождения государства и права

Наиболее распространенные теории происхождения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский - XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).

Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.

Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.[1]

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства.

В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.


К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев.

В большинство концепций этих авторов входит идея "естественного права",

т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения

  • первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.);
  • каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;2[2]
  • чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  • в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство;

Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

  • были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • сделан шаг к созданию гражданского общества;
  • фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
  • признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе.

обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;

  • теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

  • "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием;
  • ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  • сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  • общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу.

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:


  • люди образуют государство, как клетки - живой организм;
  • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам; низшие классы реализуют внутренние функции

(обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние

(оборона, нападение);3

  • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным .Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются [3]

  • желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
  • желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
  • способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
  • желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов (совершать преступления, например) и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, основанная на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.