Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Анализ теорий происхождения государства и права).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 472
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Анализ теорий происхождения государства и права
1.2. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
ГЛАВА 2.ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1.Теологическая теория в условиях современности
2.2.Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы понять сущность и особенности существующих государств, а также попытаться выявить исторические тенденции их развития в будущем, необходимо, прежде всего, изучить, как эти государства возникают, какой путь они проходят и чем они становятся сейчас. В. И. Ленин, несомненно, был прав, когда писал, что если рассматривать какое угодно общественное явление, включая государство, под углом зрения его возникновения и развития, то в нем, безусловно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. Наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано, поскольку процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни. В данной работе будут рассмотрены основные теории происхождения государства, однако сначала, на мой взгляд, необходимо разобраться в самом понятии государства, его характерных особенностях и признаках.
Цели данной работы:
- дать характеристику теориям возникновения государства;
- показать разнообразие мнений и теорий по вопросу возникновения государства.
Задачи:
- раскрыть сущность основных теорий возникновения государства;
- выявить достоинства и недостатки данных теорий.
Объектом исследования являются существующие в юридической литературе теории происхождения государства.
Предметом курсовой работы является комплексный анализ основных теорий происхождения государства, их особенности и значение.
Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Анализ теорий происхождения государства и права
Наиболее распространенные теории происхождения государства Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский - XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак Маритен, Мерсье и др.).
Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность.
Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.[1]
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства.
В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.
Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев.
В большинство концепций этих авторов входит идея "естественного права",
т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.);
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;2[2]
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство;
Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.
Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:
- были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
- сделан шаг к созданию гражданского общества;
- фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
- признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе.
обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;
- теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.
Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием;
- ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу.
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам; низшие классы реализуют внутренние функции
(обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние
(оборона, нападение);3
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Достоинствами органической теории является восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.
К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным .Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются [3]
- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
- желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
- способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов (совершать преступления, например) и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, основанная на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.