Файл: ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА (Анализ теорий происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий . Одним из первых ее выдвинул китайский политик Шан Ян в IV в. до н. э. Но главным образом данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский в XIX веке. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в других насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие) .При внутреннем насилии в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). К этой группе теорий возникновения государства в какой-то мере можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, а государство является органом и средством насилия господствующего класса.4

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством в виде сбора дани дружинниками; расширения подвластных королю (феодалу) территорий; огораживания (сгон крестьян и присвоение угодий) и иных форм.

Для поддержания установленного порядка в государстве также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства в том случае, если данные [4]

обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (преодоление феодальной раздробленности в

Германии "железом и кровью" Бисмарком, собирание русских земель вокруг Москвы Иваном III, Иваном IV, и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Золотая Орда; Великобритания и др.


Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, не сформировались внутренние предпосылки, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод - ирригации.

Крестьяне-индивидуалисты не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек Имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия "восточного пути" образования государства. Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.5

Теория включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его "общие дела". [5]Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства Согласно данной теории государство возникло по следующей схеме: произошло разделение труда - возник прибавочный продукт - в результате присвоения результатов чужого труда общество расслоилось на классы эксплуатируемых и эксплуататоров - появились частная собственность и публичная власть - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения, т.е. государство.


Теория имеет рациональное зерно: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными или различными интересами - классов. Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, форм собственности повлияли на появление государства.6

Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории. Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. Кроме наличия публичной власти, теория учитывает и другие немаловажные признаки зарождающегося государства: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; территории; права; взимание налогов.

Недостатки классовой теории:

  • на образование государственности оказали воздействия не только экономические факторы, но и политические, идеологические, религиозные, психологические, нравственные, этнические, военные.
  • государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели этой теории, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.
  • в странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой [6]

прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими. Если на Западе государственная власть не отличалась жестокостью в отношении народа, то на Востоке она была деспотична .7

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому, по мнению Шершеневича "в конечном счете, можно увязать "даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования. Во всяком случае, экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений".


1.2. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства

В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья.

Древнегреческая теория, согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) [7]

досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Древнеиндийская теория Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

Древнекитайская теория Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т.д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба.

Господство мифологических и первоначальных религиозных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, вавилоняне, индусы, китайцы, ассирийцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе - установленные и действующие в их обществах (и государствах) законы и власть - к надчеловеческим, небесным силам и существам, к богам. Свои законы, формы правления и институты власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам и ставленникам (мифическим полубогам и героям - основателям городов-государств, законодателям вроде индийского Ману, спартанского Ликурга, афинского Тесея, еврейского Моисея и т.д.).О соответствующих воззрениях египтян греческий историк Геродот (V в. до н.э.) рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, - сообщает Геродот со слов жрецов, - до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном.


Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте».

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и научении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V-IV вв. до

н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, - пишет Платон о временах Кроноса, - не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей»

Появление государства в эпоху Зевса Платон со ссылкой на древние мифы освещает следующим образом. После Кроноса боги вновь поделили между собой по жребию все страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида - Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными мужами, порожденными землей, и вложили в их умы понятие о государственном устройстве». Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали

Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Тогдашние афиняне, по словам Платона, «справедливо управляли своей страной и Элладой».

Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины).

Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей.

Основы этого государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова - внутри храма Посейдона».

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и мощной страной. Это процветание продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в демократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.