Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
То, что налоги несут в себе фискальное содержание изъятия доходов налогоплательщиков в бюджеты, как нам представляется, не отменяет необходимости налоговых изменений по ставкам, а также порядке регулирования налогообложения как системы, ориентированной, в том числе, на стимулирование налогоплательщиков. В этой связи уточним определенности логической последовательности подходов к решаемым задачам.
Во-первых, особо следует выделить проблематику и значимость учета экономической основы формирования бюджетно-налоговых факторов, целей их реализации и результативности. В более конкретном смысле можно говорить о производственно-экономических и бюджетных эффектах системного характера налогообложения.
Во-вторых, перераспределительные бюджетные процессы и их влияние на уровень сформированности отдельных (конкретных) налогов.
В-третьих, реальная налоговая платежеспособность субъектов налогообложения. В этом контексте существенным является не только учет факторов формирования налоговой платежеспособности, но и методы определения ее исполнения.
В-четвертых, обоснованность и применение регулирующих механизмов и инструментов в сфере и практике налогообложения, налоговых изъятий доходов в бюджеты разных уровней в их системной согласованности. Это можно расценивать как составную часть проблематики налогового маневрирования, о чем нами говорилось выше.
В-пятых, уточнение и учет приоритетов – как фактора принятия налоговых решений (изменение ставок налогов, введение налоговых каникул, освобождений, льгот, с оценкой тех преимуществ, которые будут иметь место в их реализации).
Заключение
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Оценка всех вышеприведенных вариантов подходов к решению возникающих задач налогообложения должна происходить систематически и при этом с учетом характера воздействия не только на состояние бюджетов, на бюджетный процесс, но и на финансовое положение, а также доходные интересы налогоплательщиков. Другой подход к проблематике чреват отрицательными последствиями, как для бюджетов, так и налогоплательщиков. Нами делается общий вывод, что системная оценка факторов и масштабов воздействия бюджетов на уровень налогообложения происходит:
- через изменения производственно-экономического потенциала;
- изменения направлений использования бюджетных средств, сформированных налогами;
- применение механизмов и инструментов стабилизирующего влияния бюджетов (исключение дестабилизации);
- эффективное изменение потоков доходов, как в государственном, так и частном секторе экономики и финансов;
- через учет непредвиденных доходов и их своевременное налогообложение.
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро-, так и на микроуровне. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер.
Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего, его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом.
В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. // Справочно – правовая система «Консультант плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». Послед. обновление 27.11.2018 г.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824. // Справочно – правовая система «Консультант плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант плюс». Послед. обновление 27.11.2018 г.
- Федеральный закон от 06 августа 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №33. – Ст. 3413.
- Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6647.
- Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ «О несении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2026.
- Приказ Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02» // Российская газета. – 2003. – 14 января.
- Баснукаев М.Ш., Мусостова Д.Ш. Применение налоговых льгот и инвестиционная привлекательность региона // Вестник Чеченского государственного университета. Научно-аналитический журнал. – 2015. – №2(18). – С.27-32.
- Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб.: издательство Юридический центр Пресс , 2013.
- Дитер Брюммерхофф. Теория государственных финансов. – М.: ПИОНЕР-ПРЕСС (перевод по общей редакцией А.Л. Кудрина, В.Д. Дзагоева) 2002. – С. 12-13.
- Истомина Н.А. Бюджетное планирование в субъекте Федерации в условиях экономического кризиса // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 3 (125). – С. 12-14.
- Мандрощенко О.В., Пинская М.Р. Налоги и налогообложение. – М.: «Дашков и Ко», 2010. – 344 с.
- Назаров М.А., Широков А.Е. Проблемы повышения эффективности осуществления налогового контроля. – Пенза, 2014. – С. 66-70.
- Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Минфина РФ. URL: http://minfin.ru/
- Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2015.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. – М.: «Юрайт», 2011. – 688 с.
- Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. – 2015. – №2. – С. 34-35.
- Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: «Юрайт», 2012. – 912 с.
- План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году // Правительство России. URL: http://govemment.ru/media/files/X6NrRVuOjjj1ALG5ZoCbVm5G3IQ0lCkh.pdf.
- Попова Л.В., Дрожжина И. А., Маслова И. А., Коростелкин М.М. Теория и история налогообложения. – М.: «Дело и Сервис», 2011. – 368 с.
- Постановлением Правительства РФ от 01 июля 1995 г. № 661 «О внесении Изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 28. – Ст. 2686.
- Приказ Минфина России от 26 декабря 1994 г. № 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» (утратил силу) // Российские вести. – 1995. – 18 мая.
- Приказ МНС России от 29 декабря 2001 г. № БГ-3-02/585 «Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций» (утратил силу) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти – 2002. – 18 февраля.
- Приказ МНС России от 7 декабря 2001 г. № БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций» (утратил силу) // Российская газета. – 2001. – 26 декабря.
- Проект антикризисного плана РФ на 2016 год. Цифры и задачи // Аргументы и Факты. URL: http://www.aif.ru/dontknows/file/proekt_antikrizisnogo_plana_rf_na_2016_god_cifry_i_zadachi.
- Путин В.В. // Личный сайт Путина В.В.. URL: http://putin.kremlin.ru/
- Росстат // Официальный сайт Росстата РФ. URL: http://www. gks.ru/
- Слабинская И. А. Методология и организация учета налогов в системе бухгалтерского учета. – М.: «Экономистъ», 2003. – 298 с.
- Слабинская И. А., Ровенских В. А. Значение налогового анализа в современной экономике // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 4. – С. 101-105.
- Слабинская И.А., Гущина Т.Н. Корректировочный счет-фактура для учета налога на добавленную стоимость // Белгородский экономический вестник. – 2011. – № 4 (64). – С. 117-121.
- Федеральный закон от 24 ноября 2014 №366 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. -Ст. 6647.
- Черноусова К.С., Черноусова Н.Г., Утюшева Ю.Р. Влияние налоговой безопасности на состояние налоговой системы в современных условиях // ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет». – 2014. – №4. – С. 25.
-
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: «Юрайт», 2012. – С. 36. ↑
-
Слабинская И. А. Методология и организация учета налогов в системе бухгалтерского учета. – М.: «Экономистъ», 2003. – С. 194. ↑
-
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. – М.: «Юрайт», 2011. – С. 216. ↑
-
Попова Л.В., Дрожжина И. А., Маслова И. А., Коростелкин М.М. Теория и история налогообложения. – М.: «Дело и Сервис», 2011. – С. 137. ↑
-
Попова Л.В., Дрожжина И. А., Маслова И. А., Коростелкин М.М. Теория и история налогообложения. – М.: «Дело и Сервис», 2011. – С. 95. ↑
-
Слабинская И.А., Гущина Т.Н. Корректировочный счет-фактура для учета налога на добавленную стоимость // Белгородский экономический вестник. – 2011. – № 4 (64). – С. 117-121. ↑
-
Слабинская И. А., Ровенских В. А. Значение налогового анализа в современной экономике // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2013. – № 4. – С. 101-105. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2000. – № 32. – Ст. 3340. ↑
-
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. – М.: «Юрайт», 2011. – С. 256. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824. ↑
-
Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2015. ↑
-
Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2015. ↑
-
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6647. ↑
-
Истомина Н.А. Бюджетное планирование в субъекте Федерации в условиях экономического кризиса // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 3 (125). – С. 12-14. ↑
-
План действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году // Правительство России. URL: http://govemment.ru/media/files/X6NrRVuOjjj1ALG5ZoCbVm5G3IQ0lCkh.pdf. ↑
-
Проект антикризисного плана РФ на 2016 год. Цифры и задачи // Аргументы и Факты. URL: http://www.aif.ru/dontknows/file/proekt_antikrizisnogo_plana_rf_na_2016_god_cifry_i_zadachi. ↑
-
Назаров М.А., Широков А.Е. Проблемы повышения эффективности осуществления налогового контроля. – Пенза, 2014. – С. 66-70. ↑
-
Черноусова К.С., Черноусова Н.Г., Утюшева Ю.Р. Влияние налоговой безопасности на состояние налоговой системы в современных условиях // ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет». – 2014. – №4. – С. 25. ↑
-
Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Минфина РФ. URL: http://minfin.ru/ ↑
-
Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов // Официальный сайт Минфина РФ. URL: http://minfin.ru/ ↑
-
Баснукаев М.Ш., Мусостова Д.Ш. Применение налоговых льгот и инвестиционная привлекательность региона // Вестник Чеченского государственного университета. Научно-аналитический журнал. – 2015. – №2(18). – С.27-32. ↑
-
Дитер Брюммерхофф. Теория государственных финансов. – М.: ПИОНЕР-ПРЕСС (перевод по общей редакцией А.Л. Кудрина, В.Д. Дзагоева) 2002. -С. 12-13. ↑
-
Федеральный закон от 24 ноября 2014 №366 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 48. -Ст. 6647. ↑
-
Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. – 2015. – №2. – С. 34-35. ↑
-
Росстат // Официальный сайт Росстата РФ. URL: http://www. gks.ru/ ↑
-
Путин В.В. // Личный сайт Путина В.В.. URL: http://putin.kremlin.ru/ ↑