Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Эффективность деятельности компании
1.2 Методики измерения финансовой эффективности НКО
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ММОО “АЙСЕК”
2.1. краткая характеристика ММОО “АЙСЕК”
2.2 Формирование финансовых ресурсов
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ финансовых ресурсов НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ММОО “АЙСЕК ( AIESEC)
3.1 Оценка эффективности деятельности организации
3.2 Оценка социальной эффективности форума молодых лидеров
Участниками данной организации, а также участниками стажировок может быть молодежь от 18 до 30 лет.
Являясь некоммерческой молодежной организацией, организация имеет право вступать в аналогичные российские и международные организации и ассоциации. На данный момент организация имеет региональные отделения в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Ростов, Томск, Тюмень, Уфа и продолжает расширяться.
Региональные отделения являются частью ММОО “АЙСЕК” и действуют на основании Положения о региональных отделениях.
Основными функциями участников организации является:
▪ Контроль за выполнением решений Конференции Президентов Локальных Комитетов в периоды между Конференциями Президентов Локальных Комитетов;
▪ Контроль за реализацией Годового Плана Организации;
▪ Контроль за соблюдением настоящего Свода Положений .
▪ Принятие решения об участии Организации в крупных общественно-значимых, социальных и культурных мероприятиях, проектах на национальном уровне;
▪ Разработка и представление на утверждение КПЛК/ВЛМ проектов долгосрочных программ и ежегодных планов деятельности Организации;
▪ Поддержка и координация деятельности Локальных Комитетов;
▪Представление Организации на международном уровне и в отношениях с федеральными государственными органами РФ;
▪Информирование Локальных Комитетов о деятельности Организации и международной сети AIESEC;
▪Работа с Советом Попечителей , Организацией Выпускников AIESEC;
▪ Формирование стратегии развития Организации;
▪ Координация образовательного цикла в Организации;
Президент Национального Комитета несет ответственность за функционирование Национального Комитета, за деятельность Организации, поддержание ее дееспособности.
Основными функциями Президента Национального Комитета являются:
▪ осуществление текущего руководства деятельностью Организации;
▪ представление Организации в международной сети AIESEC;
▪представление Организации в отношениях с федеральными государственными органами России;
▪ координация программ Организации;
▪ Координация взаимодей ствия с AIESEC International;
▪ Стратегическое развитие Организации;
▪ Координация отношений с ключевыми партнерами Организации;
▪ Президент Национального Комитета в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения, обязательные для всех членов Организации и Национального Комитета.
Организационно-структурная схема будет выглядеть следующим образом:
Рисунок 1. Структура управления
Некоммерческие организации могут получать доход от выпуска общественных благ, что подразумевает государственные субсидии, гранты и пожертвования. А также доходы от выпуска частных благ – членские и спонсорские взносы, доходы от реализации товаров и услуг.
2.2 Формирование финансовых ресурсов
Источниками формирования дохода ММОО “АЙСЕК” являются:
▪ Взносы за участие в международной программе стажировок;
▪ Добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц в
денежной и натуральной форме, в том числе носящие целевой характер;
▪ Поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
▪ Доходы от осуществляемой организацией в соответствии с уставными целями предпринимательской деятельности;
▪ Другие, не запрещенные законом, поступления.
За период с 2016 года организация не получала никаких грантов и субсидий, поэтому структура доходов полностью состоит из членских взносов региональных отделений организации и реализации услуг.
Структура доходов за 2018-2019 год организации представлена на графике снизу:
Рисунок 2. Структура доходов за 2018-2019
Основной частью дохода (75,3%) организации являются доходы, полученные за реализацию двух крупных всероссийских форумов, а именно форум молодых лидеров «YouLead» и технологический форум «BreakPoint». Форумы являются абсолютно бесплатными для участников, молодых людей от 16 до 30 лет. Доход же организация получает оказывая маркетинговые услуги и услуги по организации ярмарки вакансий среди участников форума, для компаний партнеров. Крупнейшими партнерами организации являются Леруа Мерлен, Coca-Cola HBC, Metro C&C, Mars, X5 Retail Group.
Вторым по уровню дохода (12,8%) следуют членские взносы региональных отделений.
Членские взносы региональных отделений разделяется на две части: Фиксированная часть и Вариативная часть в следующем процентном соотношении: Фиксированная часть (40% Членских Взносов региональных отделений) и Вариативная часть (60% Членских взносов региональных отделений).
Схема распределения Фиксированной части Членских Взносов региональных отделений:
- Выплаты Фиксированной части Членских взносов региональных отделений распределяется помесячно равными долями на весь плановый период Годового Бюджета Национального Комитета.
- Равные доли по каждому месяцу умножается на коэффициент месяца, определяя, таким образом, отклонение выплаты по каждому месяцу от равной доли выплат.
Коэффициенты месяцев:
- Январь = 0,85
- Февраль = 0,85
- Март = 1,55
- Апрель = 1,55
- Май = 1,25
- Июнь = 0,85
- Июль = 0,75
- Август = 0,75
- Сентябрь = 0,9
- Октябрь = 1,05
- Ноябрь = 0,95
- Декабрь = 0,7
3. Общая сумма выплат помесячно распределяется между четырьмя кластерами согласно Организационной модели организации в зависимости от количества региональных отделений в кластере и кластерного коэффициента для начисления Членского вноса по каждому кластеру.
Коэффициенты для начисления членских взносов в Национальный Комитет:
Первый кластер = 1
Второй кластер = 0,9
Третий кластер = 0,7
Четвертый кластер = 0,6
4. Общие суммы выплат ежемесячно делятся по кластерам на количество региональных отделений в кластере. Таким образом, вычисляются суммы выплаты Фиксированной части Членского Взноса региональных отделений для каждого регионального отделения в каждый месяц в течение расчетного года.
Принципы распределения вариативной части Членских Взносов Локальных Комитетов:
Для начисления процента вариативной части членского взноса происходит сбор информации о совершенных международных обменах региональных отделений за прошедший календарный месяц на платформе стыковки форм (experience.aiesec.org), а также данные по открытым формам для Продукта «Входящие социальные стажировки» на платформе работы с клиентами (podio.com). Вариативная часть выплат считается как сумма 20% стоимости Продукта «Исходящие социальные стажировки», 20% стоимости Продукта «Входящие профессиональные стажировки», 20% стоимости Продукта «Исходящие профессиональные и предпринимательские стажировки», 5% Продукта «Входящие социальные стажировки». Сумма добровольного членского взноса выставляется не позднее 5 числа каждого месяца.
Сумма Вариативной части и Фиксированной части и является членским взносом и ежемесячно выплачивается региональными отделениями.
Далее следует часть доходов (10%), полученная от реализации всероссийских волонтерских проектов “Лесомания” и “IT-рост” с участием иностранных волонтеров. В рамках корпоративной социальной ответственности компании выделяют ММОО “АЙСЕК” деньги на реализацию данных проектов.
Последняя по количеству дохода (1,8%) часть - это доходы полученные непосредственно от получения организационного взноса от международных исходящих стажировок членами ММОО “АЙСЕК”.
Расходная часть бюджета организации предусматривает следующие разделы:
▪ Членские взносы Организации в AIESEC International;
▪ Операционные расходы Национального Комитета;
▪Поддержание и развитие соответствующих направлений международной программы стажировок Организации;
Рисунок 3. Распределения вариативной части Членских Взносов Локальных Комитетов
Основные расходы организации это покрытие членских взносов в международную и региональную ассоциацию, а также затраты на проведение форумов для россиян и национальных конференций для участников организации.
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ финансовых ресурсов НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ММОО “АЙСЕК ( AIESEC)
3.1 Оценка эффективности деятельности организации
При оценке эффективности деятельности организации AIESEC в первую очередь необходимо рассчитать социальный индекс Вайсброда. Данный индекс отражает насколько организация способна сама себя финансировать.
PI = Доходы от выпуска общественных благ(гранты, пожертвования, дотации)/Доходы от выпуска частных благ(членские и спонсорские взносы)
PI = 0, с 2016 года не поступало никаких пожертвований, грантов и дотаций со стороны внешних предприятий. Это означает, что НКО полностью финансируется самостоятельно за счет членских и спонсорских взносов.
Из этого следует, что AIESEC имеет достаточно высокий уровень самофинансирования. Несмотря на то, что целью деятельности является создание общественных благ и социальных эффектов, организация, на первый взгляд, не зависит от грантов и пожертвований. Однако стоит учесть, что основная сумма дохода в организации принадлежит спонсорам форумов, фестивалей и социальных проектов. Есть риск, что данное НКО не сможет существовать только за счет членских взносов и международных стажировок для молодежи.
Результаты, полученные в ходе анализа, помогут не только привлечь новых спонсоров и инвесторов, а также помогут найти решение для стабилизации финансового состояния НКО.
Необходимо иметь ввиду, что все данные, представленные в расчетах и таблицах, за 2019 год включают в себя данные за период 1 января - 1 мая 2019 г., так как период еще не закончен.
Таблица 1
Показатели прибыли ММОО «АЙСЕК» за 2016-2019 гг.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (до 1 мая) |
|
Прибыль от продаж |
7 035 000 |
(1 520 000) |
8 980 000 |
4 655 558,47 |
Прибыль до налогообложения |
7 035 000 |
(1 802 000) |
8 980 000 |
144 072,01 |
Рассмотрим динамику изменения прибыли от продаж и чистой прибыли в 2016-2019 гг. (таблица 1).
В 2017 г. произошел существенный спад прибыли от продаж, а чистая прибыль была отрицательной. Это произошло, потому что в 2016 году было сделано большое количество международных обменов, реализовано более пяти социальных проектов с иностранными волонтерами за год, что привело к быстрому росту результатов и показателей. При этом участники организации не были готовы к такому скачку в операциях, что отразилось на следующем году. Руководство было вынуждено уменьшить цели и объемы операций для стабилизации ситуации во всех региональных отделениях, в частности, в ММОО “АЙСЕК”.
Получение прибыли не является целью деятельности организации, поэтому данные показатели не говорят отрицательно об эффективности деятельности организации. В первую очередь нужно оценивать социальный эффект и социальную рентабельность проектов. При этом тенденция уменьшения прибыли может привести к закрытию организации за неимением средств на существование.
Таблица 2
Показатели объемов продаж ММОО «АЙСЕК» за 2016-2019 гг.
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (до 1 мая) |
|
Объемы стажировок, APPROVED |
3 296 |
(1 729) |
1 609 |
1 202 |
REALISED |
2 290 |
(1 320) |
1 110 |
261 |
CR APPR-RE |
69.48% |
76.34% |
68.99% |
21.71% |
Рассмотрим динамику изменения количества международных обменов в 2016-2019 гг..
Как было сказано ранее 2016 год отличается от остальных высокими показателями и после этого года мы видим отрицательную динамику в объемах продаж. При этом здесь указаны данные за календарные годы, а в организации существует два отчетных периода или финансовых года. Для национального комитета с 1 августа по 31 июля, а для региональных отделений с 1 февраля - 31 января. Это значит, что для оценки эффективности работы определенной команды нужно выбирать соответствующий ей период времени. Также стоит отметить, что социальный вклад организации измеряется не в количестве человек, приобрётших стажировку, а в количестве приехавших на нее. Поэтому существенным показателем является конверсия от покупки до реализации, здесь 2017 год является лидером, конверсия составляет 76.34%. В 2018 году конверсия опять снизилась, что свидетельствует об ухудшении работы с потребителями после покупки. Судя по показателям, прибыли и показателям объема продаж, можно сделать вывод, что членам организации не хватает навыка, как работать с большим количеством потребителей, чтобы это положительно влияло и на прибыль, и на последующий социальный эффект.