Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Эффективность деятельности компании
1.2 Методики измерения финансовой эффективности НКО
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ММОО “АЙСЕК”
2.1. краткая характеристика ММОО “АЙСЕК”
2.2 Формирование финансовых ресурсов
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ финансовых ресурсов НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ММОО “АЙСЕК ( AIESEC)
3.1 Оценка эффективности деятельности организации
3.2 Оценка социальной эффективности форума молодых лидеров
1.2 Методики измерения финансовой эффективности НКО
Е.Г. Тарханова выделяет несколько проблем оценки эффективности деятельности НКО. Их можно разделить на две группы: первая - проблемы, специфичные для НКО, вторая - проблемы, не специфичные для НКО. Самая часто встречающаяся проблема в некоммерческих организациях - недостаточная конкретность выражения целей НКО. Из этого следует специфичность результатов деятельности и сложность в анализе показателей прибыли, так как не все применимы к организациям данного типа. В качестве неспецифических проблем для НКО автор выделяет: услугооказывающий характер деятельности и разнообразие целей деятельности НКО. Так как услуга чаще всего имеет непостоянный характер и неосязаема, следует знать не только состав услуг, но и уровень удовлетворенности потребителя.
Е.И. Борисова и Л.И. Полищук в своей статье “Анализ эффективности в некоммерческом секторе: проблемы и решения” также исследуют, чем оценка эффективности некоммерческих организаций отличается от оценки эффективности коммерческих организаций. Авторы отмечают, что на данный момент НКО обладают некоторыми конкурентными преимуществами: кроме того, что они производят ресурсы, НКО влияют на развитие общества и экономики в стране.
Прибыль в коммерческой организации является естественным критерием успешности. Услуги, производимые НКО, чаще всего не имеют рыночных цен, что также осложняет оценку[18].
- Эмпирический способ исследования эффективности НКО
Подобные исследования зачастую предлагают способы, удовлетворяющие цели оценки эффективности в конкретно данном случае, и часто в неполной степени следуют за теоретическими моделями эффективности, что вызывает сомнения в обоснованности применяемых способов оценки.
По причине отсутствия необходимых статистических данных, которые помогли бы оценивать эффективность НКО, исследователями широко используется метод анкетирования заинтересованных в получении оценок эффективности организаций людей или экспертов, владеющих знаниями относительно оцениваемых организаций , с целью получения наборов показателей и/или весов, отражающих их значимость. Несмотря на очевидную субъективность подобного метода для получения критериев эффективности, при оценке эффективности НКО она неизбежна и, на данный момент, мало разрешима.
Одной из теоретически обоснованных работ можно назвать исследование (Brown, 2005), опирающееся на теоретические концепции эффективности организации и совета директоров, и в части эффективности организации использующее концепцию social constructivism и модификацию критериев Хермана и Ренза (Herman, Renz, 1997). Однако и в нем авторы не предлагают адекватного метода агрегирования критериев эффективности, общая эффективность в их работе опять же най дена как ответ на соответствующий прямой вопрос.
Таким образом, эмпирические работы по оценке эффективности НКО демонстрируют разнообразие подходов, большинство из которых не может считаться в полной мере решающими задачу и неуязвимыми для критики[26].
- Сравнительный метод оценки эффективности в некоммерческом секторе
При массовости определенного вида НКО, функционирующего в сопоставимых условиях и направленные на одни и те же цели, задача оценки эффективности НКО представляется не более реальной. Схожесть организаций позволяет получить необходимые данные для сравнения эффективности. Сопоставляя результаты, достигнутые данной организацией, с успехами других подобных НКО. Подобный сравнительный подход (benchmarking) имитирует использование рыночной информации при оценке коммерческих фирм и, таким образом, в какой-то части компенсирует отсутствие в некоммерческом секторе такой информации в прямой форме.
- Метод аппроксимации множества производственных возможностей
Для использования метода необходимо рассматривать отдельно взятые НКО как реализации различных точек множества, представленные затратами ресурсов и достигнутыми результатами. Суть метода заключается в восстановлении тем или иным способом по имеющимся точкам границы множества производственных возможностей (см., напр., Murillo-Zamorano, 2004), после чего для оценки эффективности данного НКО («наблюдения» из рассматриваемой совокупности) используется должным образом определенная отдаленность от такой границы, на которой производственные возможности НКО реализуются в полной мере.
Располагая так или иначе полученным описанием производственной границы, можно измерить эффективность данного НКО, рассмотрев луч в пространстве затрат ресурсов и целевых показателей , исходящий из должным образом выбранной точки отсчета и проходящий через подлежащее оценке наблюдение. Расстояние от начала отсчета до наблюдения относится к расстоянию от начала до границы, измеренное вдоль того же луча, и полученное отношение рассматривается как мера эффективности данного НКО; наивысшее значение данного индекса эффективности оказывается таким образом равным единице.
- Статистический метод
Статистический подход сравнивает целевые и фактические показатели организации. Финальный показатель считается отношением плановых и фактических результатов работы НКО.
- Динамический метод
Данный метод определяет чистые денежные потоки, возникающие в результате реализации различных социальных проектов. Динамический метод оценки эффективности подобен инвестиционному анализу коммерческих предприятий, тем не менее отличается сложностью выражения социальной деятельности в денежном эквиваленте.
- Корреляционно-регрессионный метод
Корреляционно-регрессионный анализ позволяет рассмотреть дает возможность просчитать связь между социальными продуктами НКО и ее расходами. Полученные данным методом регрессионные модели позволяют прогнозировать показатели успешной деятельности организации.
Основываясь на исследованиях, представленных в статье Е.Г. Тархановой «Методы оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций», можно сделать вывод, что ни один из методов не устраняет полностью все проблемы, связанные со спецификой НКО. Однако, наиболее предпочтительны динамические методы, решающие проблемы учета во времени затрат и социальных результатов инвестиционных проектов предприятия.
- Эмпирический способ исследования эффективности НКО[32]
Подобные исследования зачастую предлагают способы, удовлетворяющие цели оценки эффективности в конкретно данном случае, и часто в неполной степени следуют за теоретическими моделями эффективности, что вызывает сомнения в обоснованности применяемых способов оценки.
По причине отсутствия необходимых статистических данных, которые помогли бы оценивать эффективность НКО, исследователями широко используется метод анкетирования заинтересованных в получении оценок эффективности организаций людей или экспертов, владеющих знаниями относительно оцениваемых организаций , с целью получения наборов показателей и/или весов, отражающих их значимость. Несмотря на очевидную субъективность подобного метода для получения критериев эффективности, при оценке эффективности НКО она неизбежна и, на данный момент, мало разрешима.
Одной из теоретически обоснованных работ можно назвать исследование (Brown, 2005), опирающееся на теоретические концепции эффективности организации и совета директоров, и в части эффективности организации использующее концепцию social constructivism и модификацию критериев Хермана и Ренза (Herman, Renz, 1997). Однако и в нем авторы не предлагают адекватного метода агрегирования критериев эффективности, общая эффективность в их работе опять же най дена как ответ на соответствующий прямой вопрос.
Таким образом, эмпирические работы по оценке эффективности НКО демонстрируют разнообразие подходов, большинство из которых не может считаться в полной мере решающими задачу и неуязвимыми для критики.
Для того, чтобы измерить социальную эффективность проекта нужна система индикаторов, подобранных индивидуально для анализа.
Одним из основных индикаторов эффективности в социальной сфере является социальная рентабельность. Чем выше показатель, тем больше проект привлекателен для инвестиций.
SROI (Social Return On Investment) – социальная рентабельность.
SROI = Социальный эффект / Затраты
Главной трудностью в подсчете данного показателя является формула социального эффекта. Социальный эффект отражает, как повлиял на материальный и культурный уровень жизни граждан. Социальный эффект должен быть выражен в денежных средствах, что зачастую невозможно сделать в некоммерческих проектах. В связи с этим, для каждой оценки разрабатывается своя формула социального эффекта.
Также ученые выделяют индекс социальности Вайсброда.
В знаменателе формулы обычно находятся государственное финансирование или пожертвования. Частные блага – членские и
спонсорские взносы, а также доходы организации. Данный индекс может оценить, насколько развито производство социальных эффектов в некоммерческой организации. Если индекс равен нулю, то это значит, что организация полностью себя финансирует за счет собственных средств. Если уровень самофинансирования низкий, то показатель растет, это говорит о социальной направленности предприятия. О том, что деятельность осуществляется с целью произвести общественные блага.
Индекс социальной рентабельности (SROI) также включает в себя понятие социальной эффекта.
С помощью данного коэффициента можно увидеть дополнительную финансовую ценность проекта. Например, размер вклада в экологию или социум. Зачастую данный коэффициент измеряют для того, чтобы понять как изменить эффективность от инвестиций или производительность.
Показатель чистой приведенной социальной стоимости (NPSV):
Для измерения социальной ценности услуг некоммерческой организации рассчитывается экономическая выгода потребителя. Сколько денежных средств сэкономил потребитель, пользуясь услугами некоммерческой организации, а не коммерческого предприятия. Для расчета используется средняя цена услуги на рынке. Разница между цена умножается на количество человек, которые приобрели услугу в НКО.
ks (STRP) - социальная ставка дисконтирования (социальная ставка межвременных предпочтений = δ + L + μg , где
g – темп роста потребления на душу населения;
δ – чистая ставка межвременных предпочтений;
μ – эластичность предельной общественной полезности по потреблению;
L – уровень риска для жизни.
Приведенная социальная ценность должна быть больше или равна приведенной стоимости предельных социальных затрат. Если проект некоммерческой организации имеет NPSV > 0, то данный проект обладает высокой ценностью. Чем выше NPSV, тем большую ценность он приносит для общества и окружения.
Индекс социальной доходности – SPI (или BCR - Benefit-Cost Ratio) сравнивает полученную выгоду и совершенные затраты проекта. Все показатели также должны быть эквивалентны денежным средствам, а в качестве выгоды рассматривается дисконтированная социальная ценность.
Оптимальное значение индекса должно больше единицы. При увеличении данного индекса инвестиционная привлекательность проекта растет.
Если нужно провести быструю и обобщенную оценку социальной услуги для стейкхолдеров или партнеров предприятия, используется коэффициент чистой приведенной стоимости (TNPV).
Если проект привлекателен для инвестиций, то показатель TNPV должен быть положительным. Это говорит о том, что главная цель проекта, повысить уровень жизни граждан и сделать вклад в развитие социума, будет достигнута. Все инвестиции будут окуплены и оправданы по итогу проекта.
Эти классические индексы используют для оценки планируемого или реализованного проекта некоммерческой организации. Очень много компаний на сегодняшний день стремятся сделать социальный и благотворительный вклад, но не всегда могут понять, насколько он будет рентабельным и успешным по итогу.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ММОО “АЙСЕК”
2.1. краткая характеристика ММОО “АЙСЕК”
Деятельность организации направлена на раскрытие и развитие потенциала молодых людей с целью обеспечения лидерства для позитивного вклада в общество. ММОО “АЙСЕК” осуществляет реализацию международных стажировок AIESEC в отделениях других стран, при этом члены организации развивают лидерство, становясь организаторами и руководителями данных проектов и стажировок.