Файл: Форма и виды государственного устройства Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В теории государства и права, как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государственного устройства как часть проблемы формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государственного устройства, существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государственного устройства. В связи с этим возникают противоречивые взгляды некоторых авторов по проблемамотнесения государств к той или иной форме государства. В различных странах формы государственного устройства имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.Вместе с тем, формы государственного устройства, особенно современные, имеют много общих признаков.

Таким образом, без анализа формы государственного устройства невозможно определить особенности конституционного устройства государства. Исходя из вышеизложенного, тема форм государственного устройства и ее особенностей в современной России представляется актуальной. Анализ этой темы и является целью данной работы -раскрыть характерные черты форм государственного устройства и проанализировать значимость этих форм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть понятие«форма государственного устройства»;

- характеристикаформ государственного устройства;

- рассмотреть форму Российского государства.

Объектом исследования является форма государственного устройства и ее виды. В качестве примера мною использовано государство – Российская Федерация.

Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: общенаучные методы - анализ, синтез;частнонаучные методы - исторические, теоретический анализ литературных источников.

Степень разработанности темы. В научной литературе ей уделяется особое внимание,так как развитие современного миране стоит на месте. Постоянное изменение экономической и политическойситуации на международной арене показываетобустойчивости форм государственного устройства. Отсюда следует важностьпонимания основ касающихся форм государственного устройства и самогопроцесса трансформации государств в те или иные формы, так как от этогобудет зависеть последующая политическая ситуация как внутри государства,так и в отношении с другими государствами.


Базой исследования послужили работы российских учёных по теории государства и права, к ним относятся работы: Мелехина А.В., Комарова С.А., Лазарева В.В., Назаренко Г.М. и т.д.

Структура исследования состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие формы государственного устройства

Первая и непосредственная задача государства - наладить жизнь, организовать социальный процесс на своей территории. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственная власть и государственное управление строятсяпо территориальному принципу. Проблема территориальной организации власти характерна именно для государственно-организованного общества, поскольку в нем люди управляются не непосредственно (как это было в первобытном обществе, где они обособлялись и объединялись по кровнородственному признаку), а опосредствованно - через организацию государством социально-производственного процесса на определенной территории: люди управляются постольку, поскольку они на этой территории находятся.

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти.

Форма государственного устройства[1]1 - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Являясь одним из аспектов формы государства, государственное устройство играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия междусубъектами, определяя внутреннюю структуру государства. Вовремя и правильно решенные вопросыгосударственного устройства обеспечивают стабильность государства, егоплодотворное функционирование, и, напротив, найденные формы устройствагосударства, не отвечающие его характеру и задачам, могут стать одной изпричин его распада.


С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделитьна:

- унитарные (единые государственные образования);

- федеративные (союзыотносительно самостоятельных в правовом отношении государственныхобразований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.);

- конфедеративные (государственно-правовые объединения, союзы суверенныхгосударств).

По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Таким образом, форма государственного устройства показывает:

а) из каких частей состоит внутренняя структура государства;

б) каково правовое положение этих частей и, каковы взаимоотношения этих органов;

в) как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Глава 2. Формы государственного устройства

2.1 Унитарная форма государственного устройства

Унитарное государство[2]1 - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, так или иначеподчиненных центральным органам власти.

Этосамая преобладающая форма государственного устройства в мире. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства – федеративных и конфедеративных государственных союзов.

В наше времяунитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а так же для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.


С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органов государственной власти, унитарные государства можно разделитьна:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которыхКонституцией разграничены полномочия между центральной властью итерриториальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуютсяширокой автономией и даже располагают собственными парламентами,правительствами, административно-управленческими структурами исамостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего – этовопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядкаи т. п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властныефункции на местах осуществляют только, представители, назначенныецентральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкуюсамостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровниуправления не обладают значительной автономией и непосредственноориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

в) В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти наместах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можновстретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако встранах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборныхорганов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.На их основе организуется третий тип унитарных государств - смешанный, присущий системам самоуправления Италии и Норвегии.

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерноналичие следующих признаков[3]:

а) унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

б) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

в) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

г) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

д) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;


е) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что унитарное государство -это единое государственное образование. Государство при этом делится лишьна административно-территориальные части. Для такого государствахарактерно существование общих для всей страны высших органовгосударственной власти и управления, единой судебной системы иконституции.

2.2 Федеративная форма государственного устройства

Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более многогранной формой, нежели унитарное государство.Федерация - это добровольное объединение самостоятельных государственных образований - субъектов федерации в единое союзное централизованное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федерализм преследует пять основных целей:

- "примирение единства и разнообразия";

- защита от тирании центрального правительства;

- создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

- создание условий для повышения "эффективности производства через региональную конкуренцию" и выступление в качестве формы пути к "стимулированию новаторских идей в региональных правительствах";

- главная же из целей – всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

а) территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.;

б) в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

в) субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;