Файл: Форма и виды государственного устройства Российской Федерации..pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие формы государственного устройства
Глава 2. Формы государственного устройства
2.1 Унитарная форма государственного устройства
2.2 Федеративная форма государственного устройства
2.3 Конфедеративная форма государственного устройства
г) вбольшинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
д) при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
е) основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.);
ж) федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманскакая федерация в Боснии); четыре — в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре — в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три — в Океании (Австралия, Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии)[4].
Федерации можно классифицировать в зависимости от того, какое значение в них играет национальный фактор. Так одни федерации построены по национальному признаку, другие – на национально-территориальной основе, третьи - на территориальном принципе.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:
- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.
- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.
Примером территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.
Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:
- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.
В настоящее время национальной федерацией является Индия.
Большинство федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любая федеративная система,независимо от ее черт и специфических особенностей, выступает как единоесоюзное государство, состоит из двух или более относительносамостоятельных государств и государственныхобразований. Каждое из них,будучисубъектомфедерации имеет свое собственноеадминистративно-территориальное деление, создает наряду с федеральнымисвои высшие органыгосударственной власти и управления, судебные,правоохранительные и иные органы, располагает своей конституцией и текущимзаконодательством, может иметь в нередкихслучаях собственные воинскиеформирования и гражданство.
2.3 Конфедеративная форма государственного устройства
До конца не решенным остается вопрос о том, является ли конфедерация внутригосударственным объединением или же международно-правовым. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо конфедерация содержит в себе значительные признаки и того и другого.
Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы, которые функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.
Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.
Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты[5]:
1. Конфедерация образуется на основе соответствующих договоров. Договорнойбыла и первая общенациональная конституция США — Статьи о конфедерации1781 г., для ратификации которой требовалось согласие всех американскихштатов.
2. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода. В отличие отфедераций, где попытка сецессии рассматривается как мятеж, выход изсостава конфедерации означает только расторжение договорной связи ссоюзом.
3. Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в еесостав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласиясубъектов конфедерации. Фактически суверенитет конфедераций не признаетсяи международным правом, поскольку конфедерации лишены суверенной властинад своей территорией и населением. Международные договоры сконфедерациями носили ограниченный характер и заключались, главнымобразом, для решения вопросов войны и мира.
4. В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Онвключает вопросы войны и мира, внешней политики, формирования единойармии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между субъектамиконфедерации. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всехгосударств, входящих в состав конфедерации.
5. В конфедерациях образуются только те государственные органы, которыенеобходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам.Нет судебных органов. Ограничен круг органов исполнительнойвласти.
6. Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следоватьвыданным им инструкциям и указаниям.
7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишенывластных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержатнорм прямого действия: они адресованы не гражданам, а органам властисубъектов конфедерации.
8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т. е. отказа впризнании либо отказа в применении актов союзной власти.
9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов еесубъектов. Правом непосредственного налогообложения, как и возможностьюпринудительного взыскания взносов, конфедерация не обладает.
10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иныеограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежногообращения.
12. Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, причемнередко сохраняется двойное их подчинение государственным органамконфедерации и ее субъектам.
13. В конфедерациях нет союзного гражданства.
Примеры современных конфедераций: Европейское Сообщество, Союз России и Белоруссии. Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг. и ссозданной в 1952 г. - конфедерацией Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика)), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформироваласьв федерацию; штаты Северной Америки с 1776 по 1787г. были объединены вконфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против владычества).
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельной политики не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние. Конфедерация, есть формагосударственногоустройства, прикоторой государства, образующиеконфедерацию, полностью сохpаняют своюнезависимость, имеют собственные оpганы государственной власти иуправления, они создают специальные объединенные органы для координациидействий в определённых целях (военные, внешнеполитические и т.д.).
Глава 3. Форма государственного устройства России
В становлении российского государства с древних времён прослеживаются две противоположные тенденции: одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, к сохранению самобытности и самостоятельности, а другая – к созданию и укреплению сильного централизованного государства. В так называемый удельный период небольшие самостоятельные славянские княжества были объединены по нынешним понятиям на конфликтных началах под верховным сюзеренитетом великого князя. Однако каждый удельный князь сохранял за собой всю полноту власти и практически мало зависел от киевского престола. Непрочность этого союза обнаружилась при первом серьезном столкновении с вторгшимися на Русь татаро-монгольскими завоевателями.
В плане политического устройства идея федерализма возникла в начале 19века в связи с надеждами передовых представителей российского общества на серьезность либеральных намерений Александра I. Еще тогда член союза русских рыцарей граф М.А. Дмитриев-Мамонов предлагал проект разделения Российской империи на 13 крупных единиц.Представители Северного тайного общества декабристов также видели будущее России как правового государства, построенного по федеральному принципу. В обоих проектах конституции Н. Муравьева содержится подробный план федеративного устройства России.
Территориальная организация государственной власти современной России – одна из острейших проблем государственного строительства[6]. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неравномерность ее действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм (выход из состава РФ), ослаблении и разрушении государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги в этом направлении уже сделаны при подготовке и принятии Федерального договора и Конституции.