Файл: Критерии выбора средств разработки WEB-приложений для аптеки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Пользовательский интерфейс должен быть разработан с учётом принципа сохранения работоспособности при потере части функциональности системы. Некоторые элементы дизайна могут иметь упрощенный вид, например в режиме версии для слабовидящих, но основной функционал должен оставаться доступным.

- возможность просмотра страницы сайта на мониторах с альбомным (горизонтальным) расположением изображения и на экранах планшетов и смартфонов с книжным (вертикальным) размещением изображения:

- наличие функции (кнопки) "Включить версию для слабовидящих";

Общие требования к пользовательскому интерфейсу

Web-интерфейс пользователя интернет аптек должен функционировать во взаимодействии с программным обеспечением, автоматизирующим работу аптеки, и получать данные из аптечной базы данных, осуществлять поиск по названию препарата, производителю, активному веществу, симптому или штрих-коду;

Основные возможности программы:

- Любой язык. Программу можно перевести на любой удобный Вам язык. Кроме того, можно работать сразу с несколькими языками.

- Любой товар. Продавать можно любой товар, удобно классифицировав его.

- Фото товара. Для наглядности можно сохранить изображение каждого товара, захватив его с web-камеры. Оно будет отображаться также при проведении продажи.

- Выбор при продаже. Выбирать товар при продаже можно поиском по названию или вводя штрих-код.

- Аналоги. Достаточно ввести слово "аналог" и программа сама покажет подходящие товары в наличии.

- Интерфейс системы должен поддерживать русский язык.

- Интерфейс должен быть спроектирован с учетом целей, мотивов и потребностей пользователей

- Интерфейс системы должен обеспечивать наглядное, интуитивно понятное представление структуры размещенной информации, быстрый и логичный переход к соответствующим разделам системы. Навигационные элементы интерфейса системы должны обеспечивать однозначное понимание пользователем их смысла и обеспечивать навигацию по всем доступным пользователю разделам системы и отображать соответствующую информацию.

- Интерфейс системы должен позволять решать задачи пользователя (поиск лекарств, их заказ) наиболее быстрым, простым и удобным из возможных способов.

- Интерфейс системы должен быть рассчитан на пользователей, не имеющих специальных технических знаний и навыков в области компьютерной техники, и быть легко осваиваем ими, желательно без необходимости обращения в службу техподдержки.


- Интерфейс системы должен учитывать контекст использования: где, при каких обстоятельствах, с помощью каких устройств пользователь будет взаимодействовать с системой. Интерфейс должен быть адаптивным, т.е. обеспечивать высокую степень удобства использования не только на широких настольных экранах, но и на портативных и планшетных устройствах или смартфонах. В целом дизайн и удобство интерфейса должны быть на уровне ожиданий современного пользователя, имеющего опыт работы с лучшими образцами, подобных сервисов и восприниматься им как комфортная, удобная и приятная рабочая среда.

- Пользователи, заходящие со смартфонов, должны входить в версию системы, оптимизированную для смартфонов и содержащую ограниченную функциональность.

2.2. Выбор средств разработки приложения

Для разработки был выбран язык программирования PHP. Отличие его от JavaScript в том, что PHP-скрипты выполняются на сервере и создают HTML, который направляется пользователю.

Ниже приведены некоторые свойственные особенности языка PHP [20]:

  • доступность для большинства операционных систем, охватывая: Linux, многие модификации Unix, Microsoft Windows, Mac OS X, RISC OS, и почти все иные. Также в PHP интегрированы возможности большинства современных веб-серверов, таких как Apache, IIS и множества других. Таким образом, программист получает свободу выбора операционной системы и веб-сервера, а так же выбор между процедурного или объектно-ориентированного способа программирования или же их сочетания;
  • способность создание не только HTML разметки. Доступно составление изображений, файлов PDF и Flash роликов в том числе. Также PHP способен создавать всевозможные текстовые данные, такие, как XHRML и иные XML-файлы. PHP имеет возможность осуществления автоматической генерации таких текстовых файлов и сохранения их в файловой системе сервера;
  • поддержка широкого круга баз данных – одно из главных достоинств PHP;
  • поддержка взаимосвязи с другими сервисами, через протоколы, такие как: LDAP, POP3, HTTP, COM (на платформах Windows) и множество других. Дополнительной возможностью является управление сетевыми сокетами напрямую;
  • стандарт обмена данных буквально между всеми языками веб-программирования, поддержка объектов Java и возможность их применения в качестве объектов PHP.

Несмотря на схожий с C синтаксис, JavaScript по сопоставлению с языком C содержит главные отличия:


  • объекты, с вероятностью интроспекции (способностью определить тип и структуру объекта во время выполнения программы);
  • автоматическое приведение типов;
  • автоматическая сборка мусора (для чистки памяти от недостижимых значений в браузерах применяется автоматический сборщик мусора (Garbage collection, GC), интегрированный в интерпретатор, который отслеживает объекты и периодически удаляет недостижимые);
  • анонимные функции.

Языки программирования PHP и JavaScript полностью соответствуют предъявляемым требованиям для выполнения поставленных задач и были выбраны в качестве языков для разработки приложения.

3.Разработка web-приложения с использованием выбранных средств

3.1.Структура приложения

Автоматизированная система работает следующим образом: клиент, заходит на сайт, ищет необходимые товары, добавляет их в корзину, проверяет оформление заказа и отправляет заявку. После подтверждения заказа менеджером, клиент получает сообщение на e-mail.

Рисунок 1Диаграмма состояний. Заказ товара

Для подтверждения заказа менеджер заходит на сайте на страницу «Заказы», открывает вкладку «Открытые заказы». Проверяет правильность оформления и наличие товара на складе. Подтверждает заказ.

Рисунок 2 Диаграмма состояний. Проверка заказа

Создание Информационной Системы – сложный процесс, который можно представить, как поэтапный спуск от общей концепции будущей ИС, через понимание ее логической структуры к наиболее детальным моделям, описывающим физическую реализацию. Диаграмма деятельности принадлежит к логической модели.

Рассмотрим весь путь заказа с помощью диаграммы деятельности на рисунке 3.

Рисунок 3Диаграмма деятельности.

Диаграмма последовательности является одной из разновидности диаграмм взаимодействия и предназначена для моделирования взаимодействия объектов Системы во времени, а также обмена сообщениями между ними.


Одним из основных принципов ООП является способ информационного обмена между элементами Системы, выражающийся в отправке и получении сообщений друг от друга. Таким образом, основные понятия диаграммы последовательности связаны с понятием Объект и Сообщение.

На диаграмме последовательности объекты в основном представляю экземпляры класса или сущности, обладающие поведением. В качестве объектов могут выступать пользователи, инициирующие взаимодействие, классы, обладающие поведением в Системе или программные компоненты, а иногда и Системы в целом. Рассмотрим диаграмму последовательности на примере заказа товара на сайте (рис. 4).

Рисунок 4Диаграмма последовательности

3.2.Результаты разработки приложения

Логическая схема связи страниц и модулей сайта представлена на рисунке (рис.5).

Рисунок 5Логическая схема связи страниц и модулей сайта

В данном веб-сайте используются следующие роли: «незарегистрированный пользователь», «зарегистрированный пользователь» и «администратор». Доступ к роли администратора ограничен вводом логина и пароля. Все функции для работы с данной ролью размещены в администраторской панели. Роль зарегистрированного пользователя позволяет оформить заказ, и иметь доступ к личному кабинету. Незарегистрированный пользователь может просматривать всю информацию по товарам, новостям и к контактам. Весь необходимый функционал располагается по центру на верхней части панели сайта в виде меню. Все пункты изображены на рисунке (рис. 6).

Рисунок 6Основные пункты меню

Перечислим основные возможности панели данного сайта:

  • Пункт меню «Главная» позволяет перейти на основную станицу веб-сайта, где возможно просмотреть общую информацию и главные новости;
  • Пункт меню «Новости» содержит новости, информация о проводимых мероприятиях в аптеке;
  • Пункт меню «Товары» позволяет выбрать со всплывающего окна тип товара, после выбора которого появляется страница с товарами доступные для заказа. Около товаров имеется основная информация по товару, поле для выбора кол-ва заказываемого товара и кнопка «Заказать»;
  • Пункт меню «Акции» предоставляет возможность узнать клиенту информацию о скидках и акциях в ресторане;
  • Пункт меню «Информация» содержит помощь и информацию как сделать заказ;
  • Пункт меню «Личный кабинет», в нем зарегистрированный пользователь может посмотреть на заказанные товары и статистику.

Перечислим по пунктам как происходит примерный заказ товара:

  • Выбираем пункт меню «Товары», выбираем из всплывающего окна нужную нам категорию.
  • У каждого товара есть фотография и краткая информация о нем. На рисунке (рис. 7) мы можем увидеть, как это выглядит.

Рисунок 7Внешний вид товара

  • Добавляем в корзину нужные товары указывая их кол-во.
  • Нажимаем на кнопку «Оформить заказ», после этого мы видим выбранные нами товары и общую сумму заказа (рис.8). После этого нажимаем кнопку «Заказать» и этот заказ вступит в обработку.

Рисунок 8Обработка заказа

  • После подтверждения заказа, пользователю отправят письмо на e-mail.

Администраторская панель сайта

Администраторская панель веб-сайта предназначена для управления, обновления, удаления данных. Ниже рассмотрены основные возможности по управлению администраторской панели:

  • Пункт меню «Лекарства» позволяет редактировать (рис.9), удалять лекарственные препараты, а так же добавлять новые;

Рисунок 9Окно редактирования товаров

  • При нажатии кнопки «Добавить новый препарат» открывается новое окно (рис. 10), в котором мы можем добавить новый товар в базу данных.

Рисунок 11Окно добавления нового препарата

  • Выбрав пункт меню «Пользователи» администратор может изменить или удалить пользователя (рис.12).

Рисунок 12 – Окно изменения данных пользователя

Пункт меню «Заказы» имеет вкладки «Открытые заказы», «Завершенные заказы» и «Графики». Во вкладке «Открытые заказы» мы можем просмотреть невыполненные заказы за указанный период (рис. 13).

Рисунок 13Вкладка открытых заказов

Так же можно просмотреть уже завершенные препараты (рис. 14). Так же есть возможность увидеть детали заказа.

Рисунок 14 – Вкладка завершенных заказов

  • И последняя вкладка – это «Графики» (рис. 15), на них можно увидеть рейтинг самых активных клиентов.