Файл: Учет финансовых результатов и составление отчетности(Понятие и классификация доходов организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический учет счета 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыли/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

1.4 Аналитический учет отгрузки и продажи готовой продукции

В зависимости от принятой учетной политики организации могут вести учет реализации либо по «методу начисления», т.е. на момент перехода прав собственности на продукцию, товар, работы, услуги, либо по «кассовому методу», т.е. на момент поступления оплаты от покупателей и заказчиков (малые предприятия). Малые предприятия в таком случае ведут синтетический учет отгруженной, отпущенной продукции и неоплаченной продукции на счете 45 «Товары отгруженные». Счет 45 - активный, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции, материалов и тары отгруженных, но не оплаченных на начало месяца покупателями, а также транспортные расходы, включенные в платежные документы, для оплаты покупателями. Оборот по дебету включает две составляющие: фактическую себестоимость отгруженных в отчетном месяце ценностей, транспортные расходы, подлежащие к оплате покупателями; оборот по кредиту - фактическую себестоимость отгруженной продукции и сумму транспортных расходов, оплаченных покупателями.

Для аналитического учета реализованной (отгруженной и оплаченной) продукции используется ведомость № 16 «Учет отгрузки и реализации продукции и материальных ценностей» (радел II), в которой совмещается аналитический и синтетический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции, материальных ценностей и услуг и расчетов с покупателями. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении, так и в размере платежных документов в двух оценках по фактической себестоимости и продажной цене. Причем учитывается и общее количество продукции, оставшейся на начало и в конце месяца неоплаченной, отгруженной в отчетном месяце, возвращенной покупателями и реализованной. Основанием для заполнения раздела II ведомости являются ведомость за прошлый месяц (остаток неоплаченной продукции на начало месяца), платежные документы и приказы-накладные на отгруженную продукцию отчетного месяца, а также выписка банка из расчетного счета организации.


Таким образом, из радела II возможно получить следующие данные: количество изделий, отпущенных со склада и отгруженных за месяц, как по ассортименту, так и в стоимостном выражении; сумму транспортных расходов; сумму НДС; суммы, причитающиеся по счетам к оплате; состояние расчетов с покупателями и т.д.Показатели ведомости имеют большое оперативное значение, так как на каждый день необходимо иметь сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции и в целях контроля за выполнением договорных обязательств.

Раздел III ведомости заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам и состоит из трех частей: А - оплата и списания; Б - списано в связи с возвратом продукции; В - не оплачено, не списано. Этот раздел служит для контроля полноты отражения в журнале-ордере № 11 оборотов по кредиту счетов 45 и 90 и правильности расчета остатков по счету 45. Кроме того, счет 45 может использоваться и в некоторых других случаях, когда момент перехода прав собственности не совпадает с момента передачи продукции покупателю или перевозчику.

Синтетический учет реализации готовой продукции по методу начисления организуется на счетах 90 «Продажи» и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Организации для учета факта реализации по моменту отгрузки могут организовать аналитический учет реализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учет реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке», которая заменяет раздел II ведомости № 16.

Аналитичность ведомости № 16/1 достаточно показательна и во многом повторяет показатели раздела II ведомости № 16:

1) ведется в разрезе каждого платежного документа, вида продукции и количества;

2) имеет перечень неоплаченных документов на начало месяца (сальдо счета 62);

3) имеет перечень платежных документов и объем отгрузки за отчетный месяц (дебет счета 62, кредит счета 90, субсчет 1);

4) в ней определяют неоплаченные документы на конец месяца (сальдо счета 62 на конец месяца);

5)всеуказанные количественные показатели оцениваются по фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС;

6) ее показатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц по каждому первичному документу, подтверждающему отгрузки, как разницу между отпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль или убыток.

Ведомость № 16/1 заполняется на основе отгрузочных и платежных документов, справок-расчетов о фактической себестоимости, выписок банка из расчетных и прочих счетов организации.


Для анализа результатов планирования в ведомости № 16/1 может рассчитываться и плановая себестоимость реализации, и плановая прибыль.

Следует отметить, что в указанном регистре ведется и аналитический учет прочей реализации: основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей и прочих активов.

Документальное оформление их носит тот же характер, т.е. на основании накладных выписываются платежные (расчетные) документы с указанием договорной цены и отпускной стоимости.

При журнально-ордерной форме учета аналитический учет по счету 44 организуется в ведомости № 15 по статьям расходов; обороты по дебету счета 44 отражаются в журналах-ордерах № 1,2,7,10/1, а обороты по кредиту - в журнале-ордере №11.

Аналитические показатели к журналу-ордеру №11 используются для расчета реализации, т. е. аналитических показателей к счету 90 в части фактической себестоимости и вырученных сумм (поступившего платежа).

Сумма прибыли определяется исходя из реализованной продукции по продажным ценам минус фактическая себестоимость реализованной продукции, минус сумма НДС, минус сумма коммерческих расходов.

Например: по фирме ООО «Строитель - П» она равна 47956 руб. (378166 - 245810 - 3870 - 80530):

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж»47956 руб.

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»47956 руб.

1.5 Синтетический учет продажи продукции, работ, услуг

Совокупность хозяйственных операций, связанных с продажей продукции, называется процессом реализации.

Под синтетическим учетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учете всего объема отгрузки и отпуска в двух оценках - по фактической себестоимости, по отпускным ценам - с целью выявления финансовых результатов деятельности организации за отчетный месяц или период с начала года и за год.

Согласно действующему законодательству при постановке учета реализации организации исходят из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Как известно, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 9/99(7) и пунктом 4 ПБУ 10/99(8) доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:

а) доходы и расходы от обычных видов деятельности;

б) операционные доходы и расходы;

в) внереализационные доходы и расходы;


г) чрезвычайные доходы и расходы.

При этом доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями. Соответственно расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

С учетом этой классификации в Плане счетов выделены два счета для обобщения информации о доходах и расходах организации: счет 90 «Продажи» - для определения финансового результата по доходам и расходам от обычных видов деятельности и счет 91 «Прочие доходы и расходы» - для определения финансового результата от прочих видов деятельности. Для учета чрезвычайных доходов и расходов используется счет 99 «Прибыли и убытки».

Изменения терминологии некоторых понятий в ПБУ 9/99 потребовали и изменений в названиях счетов, которые должны отражать их сущность. Ранее организации определяли финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг, теперь они определяют финансовый результат от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, который складывается как разница между выручкой от продажи и себестоимостью продаж.

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99 доходом от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка). В дополнение этого тезиса в Инструкции к Плану счетов в описании счета 90 «Продажи» перечислены виды деятельности, отнесенные к обычным, выручка и себестоимость которых отражается на счете 90.

В частности, это выручка от продажи:

готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;

работ и услуг промышленного характера;

работ и услуг непромышленного характера;

покупных изделий (приобретенных для комплектации);

строительных,монтажных,проектно-изыскательских,геологоразведочных, научно-исследовательских и тому подобных работ;

товаров;

услуг по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно-экспедиционных и погрузочно-разгрузочныхоперации;

услуг связи;

По некоторым операциям организации могут решить самостоятельно, является ли предмет их деятельности обычным или относится к прочим операциям (прочим поступлениям). К числу таких операций относятся:

предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;

предоставление за плату прав,возникающихиз патентовнаизобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;


участие в уставных капиталах других организаций и т.п.

В тех случаях, когда перечисленные операции признаны организацией предметом деятельности, то поступления по ним признаются как выручка от продажи с отражением на счете 90. В противном случае поступления по таким операциям отражают на счете 91.

Решение об отнесении указанных операций к той или иной группедолжны принять учредители организации, совет директоров или её руководство, в зависимости от того, на какой орган возложены такие функции в уставе организации. Указанное решение должно в первую очередь основываться на критерии существенности, определение которого дано в Приказе Минфина РФ № 60н:

«Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. Организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного».

В зависимости от решения, принятого учредителями или руководством организации, главный бухгалтер при разработке учетной политики будет выбирать счет для учета операций: 90 - для организаций, которые отнесут указанные операции к обычному для них виду деятельности, или 91 - для организаций, которые будут считать, что указанные операции являются прочими операциями (прочими доходами и расходами).

Реализацияготовойпродукцииотражаетсяна счете 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» - активно-пассивный, сопоставляющий, операционно-результатный.

Планом счетов предусмотрена возможность открытия субсчетов к счету 90: 1 «Выручка»; 2 «Себестоимость продаж»; 3 «НДС»; 4 «Акцизы»; 5 «Экспортные пошлины», 9 «Прибыль/убыток от продаж»,

На субсчете1«Выручка»учитываютсяпоступленияактивов,признаваемые выручкой;

на субсчете 2 «Себестоимость продаж» - себестоимость продаж, по которым на субсчете 1 «Выручка» признана выручка;

на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость» - суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика);

на субсчете 4 «Акцизы» - суммы акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);