Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования финансов
1.1.Экономическое содержание финансов
1.2. Роль финансов в макроэкономической системе государства
Глава 2.Понятие и структура финансовой системы государства
2.1. Понятие финансовой системы
2.2 Бюджет как центральное звено финансовой системы государства
Введение
В современной рыночной экономике роль и значение финансов исключительно велики. Финансы являются частью рыночных отношений и в то же время представляют собой важнейший инструмент, с помощью которого государство осуществляет регулирование экономики. Финансовые отношения играют большую роль в формировании и распределении денежных средств.
Понятие «финансы» имеет глубокий экономический смысл, который включает в себя экономические отношения, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Финансы представляют собой инструмент экономических взаимоотношений между различными субъектами внутри страны и за рубежом: государством, юридическими и физическими лицами, специализированными институтами, банками и т.д.
На макроэкономическом уровне финансы охватывают аккумулирование и распределение денежных потоков, то есть пополнение и расходование государственных денежных средств, а именно средств государственного бюджета и различных внебюджетных фондов.
Цели и задачи изучения данной темы – получение общетеоретических знаний о сущности и экономического содержания финансов и их функциях в современной макроэкономической системе, их роль при формировании финансовых ресурсов.
Объектом и предметом данной работы соответственно являются финансы и их функционирование в макроэкономике.
3
Глава 1. Теоретические основы исследования финансов
1.1.Экономическое содержание финансов
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. [1]
Сущность финансов заключается в закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим обществом и функциями государства.
В условиях капитализма, товарно-денежные отношения приобретают охватывающий характер, то финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первому этапу была присуща неразвитая форма финансов, которая характеризуется непроизводительным характером последних. В конце XIX в. в странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись на содержание государственного аппарата-парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем, а затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики.
Денежные средства государства практически не оказывали воздействия на экономику. Вторая характерная черта этого периода — узость финансовой системы (состоявшей из одного звена — бюджетного) и количественная ограниченность финансовых отношений (все они были связаны с формированием и использованием бюджета). Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
На втором этапе по мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.
Следует отметить, что значительное развитие получили расходы
по вмешательству государства в экономику, то есть возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одной из самых опекаемых отраслей экономики.
Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.
Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты. Налоги — важнейшее орудие перераспределения национального дохода. В XX в. возросло значение прямых налогов и главного среди них — подоходного налога с физических лиц.
Наряду с увеличением прямых налогов в 1970—1990 гг. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте — с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы). Несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства.
В развитых странах важной сферой финансовых отношений являются финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре корпорации представляют собой акционерные общества. В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, поэтому вопросы финансового менеджмента (наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.
Таким образом, можно назвать следующие предпосылки возникновения финансов:
1) Общегосударственный фонд денежных средств, то есть бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться;
2) формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенными составом, структурой и законодательным закреплением;
3) налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
1.2. Роль финансов в макроэкономической системе государства
Понятие "финансы" неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют воспроизводственную, распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную функции, посредством которых финансы реализуют их общественное назначение.
- Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала.
- Распределительная функция финансов является распределения стоимость ВВП и национальный доход.
- Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на разных стадиях его движения по фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата.
Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров, который представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. [16]
Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта валового внутреннего продукта и национального дохода. Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и расходы финансовых ресурсов.
Таким образом, по своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, представляющие финансовые ресурсы страны, а также представляет собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Под централизованными финансами понимаются, экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Это так называемые общегосударственные финансы.
Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных фондов предприятий. (Рис.1)
К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:
Рис.1. Финансовая система Российской Федерации
1) государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
2) государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
3) предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
4) предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
5) предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения. Финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Финансовые отношения в ходе своего развития порождают кредитные. Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. Внешнее их различие состоит в том, что финансы распределяют уже полученные доходы и направляют эти распределенные доходы к их конечному использованию — приобретению материальных благ и услуг. Кредит же предполагает предварительное накопление денежных доходов (тут он совпадает с финансами) и предоставление этих средств взаймы на определенный срок другому субъекту с условием возврата исходной суммы и получения дополнительного дохода в виде процентов.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.
Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится. В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т. е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным.