Файл: Финансы и их функционирование в макроэкономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить следующие основные признаки финансов:

1) экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги высту­пают материальной основой существования финансов;

2) в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъек­тов и государства.

Состояние финансовой системы отражает и предопределяет в целом состояние всей экономики. Во времена кризисных экономических явлений

состояние финансов ухудшается, а именно происходит сокращение доходов населения и других субъектов, участвующих в финансовых операциях. Также уменьшается прибыль и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и, по причине этого, появляются взаимные задолженности и неплатежи, денежные и финансовые суррогаты, увеличивается количество бартерных сделок. Кроме того, увеличиваются и без того крупные дефициты бюджетов, а также государственный долг и расходы на его обслуживание. Следовательно, финансы это и есть неотъемлемая часть экономических отноше­ний, поэтому их роль и значение зависят от того, какое ме­сто в рыночном хозяйстве занимают финансовые отношения между хозяйствующими субъектами.

Глава 2.Понятие и структура финансовой системы государства

2.1. Понятие финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:

- финансы предприятий

2) централизованные финансы:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.


Главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, а также процесс расширенного воспроизводства, который осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство, который воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

- пенсионный фонд

- фонд социального страхования

- фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии. Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий. Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности.

Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг. Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получении более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Человеческое общество не может существовать без постоянного воспроизводства социальной сферы. Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии (производство, распределение, обмен и потребление), которые в современном обществе опосредуются деньгами. Являясь основным понятием товарного хозяйства, деньги в настоящее время становятся наиболее существенной категорией всей экономической системы и главным элементом денежного хозяйства страны.


Финансы определяются как один из базовых элементов экономических отношений, предметной областью которых выступает процесс формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, а также конкретных субъектов хозяйствования. Вся совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов, составляет  финансовую систему общества.

Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы  (Рис 2).

В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем: государственных финансов; страхования; финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).

Рис.2. Финансовая система РФ

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы (звенья).

1. Государственные финансы включают:

·     бюджетную систему;

·     внебюджетные фонды;

·     государственный кредит.

2. Страхование включает:

·     личное страхование;

·     имущественное страхование;

·     страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:

·     финансы коммерческих предприятий и организаций;

·     финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);

·     финансы некоммерческих организаций

Процесс организации и регулирования финансовой системы общества всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что определяет ключевую роль финансовой системы государства.

Финансовая система России построена в соответствии с принципами:

·  сочетания территориального и отраслевого подходов;

·  обеспечения необходимого уровня финансовой самостоятельности региональных финансовых органов с сохранением централизованного управления системой в целом;

·  четкой дифференциации управления по сферам движения финансовых ресурсов.


2.2 Бюджет как центральное звено финансовой системы государства

Бюджет (от старонормандского bougette -- кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет -- это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). [7]

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. [2] Бюджетная система может состоять из нескольких уровней: 2-х уровневая, 3-х уровневая, 4-х уровневая.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона, финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Вообще бюджетная система - это основа экономических отношений и юридических норм, совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом устройстве общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства: [3]

В унитарных (единых) государствах есть центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также средние уровни - бюджеты членов федерации. Для государства бюджет является средством аккумулирования финансовых ресурсов, который дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата

Рис.3. Структура бюджетной системы государства

Тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. Экономическая бюджетная система проявляется не в ее структуре, то есть не в том, сколько в ней уровней, а в том, какие финансовые возможности законодательно закрепленные за каждым уровнем, какую степень финансовой независимости имеют эти уровни при осуществлении отведенных на них конституцией государства и законодательством функций. Местные органы власти распоряжаются финансовыми ресурсами, которые выделяет центральная власть, их финансовые возможности ограничены, соответственно и функции - вспомогательные. Уровень финансовой независимости местных органов власти - это самый характерный показатель уровня развития демократических принципов в государстве.


Бюджетная система государства - это объединение всех уровней государственного бюджета на принципах единства. Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция и принятые на ее основе законы и законодательные акты. Составляющими бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основывается на административно-державном устройстве.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, который определяется государственным устройством и административным делением государства. Бюджетный строй основывается на принципах единства, входящих в бюджетную систему:

- принцип единства бюджета означает существование единого расчета доходов и расходов бюджетной системы.

- принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

- принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, а именно тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банка.

- принцип гласности обеспечивает освещение средствами массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении.

- принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями

Итак, финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс реформирования финансовой системы заключается в том, что у нее отодвинуты на второй план выполнения ее функций по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих средства в акции предприятий [4].