Файл: Понятие и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение:

Данная курсовая работа написана на тему «Понятие и границы суверенитета государства». Актуальность выбранной темы трудно переоценить так, как государственная власть по своей сути является социальным институтом и выражением этого социального института есть ее суверенитет, без которого ее не может существовать вообще.

Цель исследования: изучение содержания понятия «государственный суверенитет».

Объектом исследования непосредственно являются внешние и внутренние взаимоотношения государства.

Предметом исследования является государственный суверенитет.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

– рассмотреть историю становления понятия «государственный суверенитет»;

– раскрыть сущность государственного суверенитета;

– охарактеризовать основные признаки и виды государственного суверенитета;

– проанализировать юридические основы государственного суверенитета.

Понятие государственного суверенитета можно определить как независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне её, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Россия, непосредственно избрав для себя путь развития и становления действительно суверенного и независимого государства, неуклонно ориентируясь на признанные мировым сообществом демократические и гуманистические по своему содержанию и направленности международные стандарты, продолжает формировать государственные институции, местное самоуправление, систему национального права.

Значение суверенитета как важного признака государства заключается в том, что суверенитет содержит характеристику взаимоотношений государственной власти с другими субъектами власти как внутри страны, так и за пределами государственных границ.

Можно сказать, что вопрос о суверенитете как признаке государства в юридической литературе является достаточно спорным, на протяжении всего исторического развития государства рядом с ним находился суверенитет, без суверенитета государства как такового не существует. Поэтому как в далеком прошлом, так и в наши дни ученые (политики, философы, историки, правоведы) пытались обосновать существование суверенитета, исследовать причины и условия его возникновения и существования, его истоки, развитие и формы проявления.

Данная литература дала мне возможность исследовать в наиболее полном объеме данную тему, увидеть проблемы понимания юридической наукой значения суверенитета для государства, возможность сделать выводы из темы.


Структурно курсовая работа состоит из четырех глав: глава 1 - Понятие государственного суверенитета; глава 2 - Существенные признаки и виды государственного суверенитета; глава 3 - Юридические основы государственного суверенитета; глава 4- Проблемы суверенитета государств в условиях глобализации.

1. Суверенитет

Известно, что обоснование и формирование дефиниции того или другого понятия, явления или процесса – одна из самых сложных процедур научного исследования. Распространена даже мысль о том, что правильное толкование научных понятий решает почти половину научного задания.

Слово «суверенитет» происходит от латинского «suverenus» (обладатель) и означает «полновластие». В других источниках указывается, что данный срок происходит от французского «souverainete» – верховная власть. Владея суверенитетом, непосредственно государственная власть самостоятельно выдает общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определяет и обеспечивает единственный правопорядок, права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций.

В более широком понимании суверенитет выступает в качестве необходимой политико-правовой характеристики государства и является важным политическим и юридическим условием ее существования как территориальной целостности. «Советский энциклопедический словарь»[1] трактует словосочетание «суверенитет государства» как независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Не нужно забывать о том, что уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений, закрепленный в Уставе ООН и других международных актах.

Составители словаря определяют «cуверенитет» как черту, присущую государству, которое заключается в независимости от других государств и самостоятельности в урегулировании внутренних проблем; элементы суверенитета: контроль за территорией, независимость, свободный от внешнего вмешательства политический, социальный и экономический строй. Другими словами, государственный суверенитет трактуется как верховенство государства на своей территории и ее независимость в международных отношениях.

Так, верховенство государства значит, что в пределах четко определенной территории действует только одна публичная власть, которой подчиняется все население и которая определяет полномочия всех государственных органов и должностных лиц. Независимость государства в международных отношениях – это ее неподчиненность любой внешней власти, власти других государств, которая оказывается в праве свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако можно констатировать, что полностью независимых государств не существует.


Этот признак государственного суверенитета непосредственно необходимо понимать как возможность принимать самостоятельные решения, прежде всего в политико-правовой сфере. Следовательно, понятие суверенитета отображает качественные признаки государства. В то же время оно прямо связано со свойствами государственной власти, то есть суверенитет – это проявление самой природы власти. Таким является традиционное определение государственного суверенитета, то есть суверенитету, какой присущий национальным государствам.

Важно отметить, что традиционный государственный суверенитет имеет за основу территориальный фактор. Для того, чтобы правительство осуществляло исключительную власть над территорией, события должны происходить в пределах отдельного территориального пространства, а юрисдикции государств – быть размежеванными, четко определенными и признанными границами, которые государство сможет защитить и контролировать.

Понятие государственного суверенитета

Суверенитет обусловлен самой природой государства и есть его неотъемлемым свойством. На разных этапах развития государственности, с изменением социально-экономической и политической структуры общества, суверенитет приобретал разную форму своего выражения, которая вызвана спецификой той или другой эпохи. Однако сама идея суверенитета и понимания его сути возникли не сразу. Она формировалась постепенно, вбирая у себя достижение правовой мысли и практику государственно-правового строительства разных стран мира, начиная с глубокой давности.

Некоторые авторы рассматривают возникновение суверенитета с точки зрения зарождения срока и самого понятия о суверенитете и считают, что античное общество не знало понятия суверенитета, которое зародилось в эпоху феодализма, в процессе борьбы королевской власти с феодалами, папством и «Священной Римской империей».[2]

Другие авторы выходят с того, что непосредственно государственный суверенитет возникает одновременно с образованием первых независимых государств и возникновением органов государственной власти. По нашему мнению, при решении вопроса о возникновении и утверждении принципа суверенитета необходимо выходить из бесспорных исторических фактов, которые свидетельствуют о том, что уже в античную эпоху между государствами существовали торговые и другие отношения, которые регулируются нормами международного права, тогда еще только зарождался и носил региональный характер.


Могучие античные государства (Афины, Спарта, Римская Империя), безусловно, владели всей полнотой власти, как светской, так и духовной. Именно в трудах римских юристов впервые утвердилась идея о том, что единственным источником публичной власти является народ, а в качестве выразителей его воли выступают высшие магистратуры, которые владеют империей (imperium). Эту идею вполне можно считать прообразом более поздней концепции народного суверенитета.

В контексте этого вопроса стоит отметить, что впервые употребил сам термин «суверенитет» Ж. Боден. В то же время в научной литературе существует мысль о том, что нельзя связывать идею суверенитета исключительно с взглядами Ж. Бодена, которая объективно существовала и раньше. Государственные образования реализовывали свои функции на основе независимости и верховенства власти, однако борьба за власть велась примитивно, без любой идеологической почвы. Впрочем, именно Ж. Боден в своем произведении «Шесть книг о государстве» дал четкое юридическое определение понятия суверенитета, что стало классическим, и заложил тем же основы для дальнейшего развития теории государственного суверенитета. Он считал, что народ может без любых условий отдать суверенную и вечную власть выбранному лицу, которое будет по собственному желанию распоряжаться государственной собственностью, людьми и государством в целом. Следовательно, суверенитет в понимании Ж. Бодена дается государственному деятелю на определенных условиях и накладывает на него определенные обязанности непосредственно.

В дальнейшем исследованием суверенитета занимались такие яркие представители политико-правового мнения ХVІ – ХVІІІ ст., как Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон и другие. Существенным отличием разработок мыслителей того времени от идей периода феодализма было то, что они в основу своих исследований включали идеи антропоцентризма, то есть ведущей движущей силой общественно-политических феноменов считали именно человека и общество в целом.

Не случайно их разработки идейно связаны с распространенной в ранних буржуазных учениях концепцией общественного договора, ведущими теоретиками которой были Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Б. Спиноза.[3]

Стоит заметить, что традиционный подход к пониманию государственного суверенитета сегодня является самым распространенным в юридической науке. Основным формально зафиксированным принципом, на котором основывается современная система международных отношений, является принцип суверенного равенства государств. Он заключается в том, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества. Государственный суверенитет является неотъемлемым атрибутом каждого государства.


К особенностям государственного суверенитета нужно относить: государственный суверенитет функциональный, он обеспечивает соответствующий уровень политической свободы внутри государства, то есть дает право устанавливать законы, гарантировать международно-правовую защиту и тому подобное; государственный суверенитет заложил основы для равенства – признание за каждым народом права самостоятельно избирать форму правление, которую другие обязаны признать; суверенитет стал «пропуском» государства на международную арену и дает ей определенные права, главным из которых является право отстаивать собственные национальные интересы; суверенно признанные государства могут свободно заключать международные соглашения, которые будут действенными даже за изменения их политического правления; государственный суверенитет связан с государством, ведь любые трансформации внутри государства отображаются на представлениях о суверенитете, и наоборот, – попытки по-новому определить суверенитет влияют на теории государства.[4]

Непосредственно, на основании проведенного анализа о сущности понятия «государственный суверенитет» можно утверждать, что:

1. понятие суверенитета имеет свою историю возникновения, оно возникло постепенно, на основе политико-правовой мысли и практики государственно-политического развития разных государств мира и сегодня продолжает свое существование;

2. государственный суверенитет является центральным понятием как для ранней, так и для новой теории государства;

3. наполнение его содержания связано с первым систематическим развитием понятие «государства» в юридической и политической теории и практике.

Следовательно, суверенитет является исторической категорией. Он возник во времена абсолютизма и сохранил свое значение для современного государства. На основе этого можно сделать вывод, что государственный суверенитет – это исторически предопределено политико-юридическое свойство современного государства, которое отображает ее верховенство и уровень ее самостоятельности в решении внутренних вопросов и во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

Принимая во внимание многоаспектность проблемы определения сущности государственного суверенитета, можно утверждать, что в настоящее время перед государственно-правовой наукой непосредственно стоит целый ряд проблем, которые нуждаются дальнейшей разработки теории государственного суверенитета и практических вопросов его реализации.