Файл: Классификация правовых норм(Понятие и признаки норм права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также в тексте нормативно-правовых актов может быть не выражено всех трёх элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Но это не означает, что нормативно-правовой акт плохо разработан. При разработке нормативно-правового акта правотворческий субъект исходит из необходимости создать достаточно компактный текст (но не в ущерб содержанию). Поэтому те элементы нормы права, которые человек может «домыслить» на основе логики, в тексте нормативно-правового акта не прописываются. Например, если вы заключили трудовой договор, то в тексте нормативно-правового акта нет необходимости прописывать, что между работником и работодателем возникли трудовые правоотношения. Это и так понятно. Или если в Уголовном кодексе за совершение того или иного деяния предусмотрено наказание, то нет необходимости прописывать, что такие деяния совершать нельзя. Это тоже всем понятно.

Достоинством трёхэлементной (трёхзвенной) схемы является то, что эта схема побуждает правотворческих субъектов и практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объёме, к сопоставлению неразрывно связанных между собой статей нормативных актов. Именно таким образом, обращая внимание не только на центральную часть нормы права – диспозицию, но и на гипотезу и санкцию, можно создать условия для надлежащей реализации права. Особенно это важно для правовых норм, элементы которых содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона). Для этого нужно при решении любого юридического дела тщательно изучить все те положения законодательства, которые связаны с применяемым правоположения, т.е. не следует ограничиваться анализом отдельных статей нормативных актов.

Некоторые авторы выделяют таким образом логическую структуру нормы права, которая позволяет логически реконструировать нормы права, если в тексте нормативно-правового акта изложены не все структурные элементы (гипотеза, диспозиция, санкция). Она выражается в формуле «если…, то … иначе…».

Глава 2. Виды правовых норм

2.1. Критерии классификации правовых норм

В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:


  • определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;
  • уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
  • определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;
  • совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям[14]:

1. По функциональной роли:

а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

• нормы-начала;

• нормы-принципы;

• определительно-установочные нормы - данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

• нормы-дефиниции - данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

б) нормы - правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) общие нормы права - это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение;

б) специальные нормы права - это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

а) материальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования)[15];

б) процессуальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования).

3. По методу правового регулирования[16]:


а) императивные правовые нормы - это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

б) диспозитивные правовые нормы - данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

в) поощрительные правовые нормы - это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

г) рекомендательные - данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

В соответствии с этим изображенным больше типам законных общепризнанных мерок в рамках концепции страны и полномочия акцентируются последующие способы законного влияния: властный, независимый, стимулирующий и необязательный [17].

4. По юридической силе:

а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

• региональные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

• федеральные правовые нормы - это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

• региональные правовые нормы - это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации6.

5. По сфере действия:

а) правовые нормы общего действия - это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

б) нормы ограниченного действия - это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;


в) локальные правовые нормы - это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

6. В зависимости от особенностей структурных элементов[18]:

а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

• управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы;

• бланкетные правовые нормы - это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов;

б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

• абсолютно-определенные,

• относительно-определенные,

• альтернативные.

2.2. Классификация правовых норм по методу правового регулирования

Согласно способу законного регулировки, адвокатские общепризнанных мерок систематизируются в властные, диспозитивные, побудительные (льготные) и необязательные.

Властные нормы (общепризнанных мерок императивного нрава) – данные окончательные общепризнанных мерок, указывающие определённо неотъемлемое, никак не дозволяющее отступлений с определенного выделиться принципы действия. Властные общепризнанных мерок оформляют сдерживающее большая часть общепризнанных мерок полномочия, они функционируют вне зависимости с усмотрения, т.е. ликвидируют непосредственно подбор в поступках субъектов законных взаимоотношений.

Диспозитивные нормы, напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает «свободу договора»[19], значащую вероятность легко выбирать собственного напарника и устанавливать законные требование заключаемого соглашения. В собственную очередность сущность в диспозитивной норме конкретного принципы действия следует в этот вариант в случае если субъекты законных взаимоотношений никак не определили собственным договором (усмотрением) других обстоятельств собственного отношения, в таком случае им предписывается конкретный в норме необходимый версия действия. В целом правило диспозитивности в льготе обозначает присутствие у субъектов законных взаимоотношений популярной уровня независимости волеизъявления сравнительно собственных справедлив и обязательств в границах, предустановленных надлежащими общепризнанными мерками полномочия.


Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные.[20] Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению. В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.). Например, Трудовой Кодекс Российской Федерации предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 Трудового Кодекса Российской Федерации): премии, доплаты, надбавки. Ст. 191 Трудового Кодекса Российской Федерации имеет также стимулирующий характер, развивает активность субъектов, его добросовестное исполнение обязанностей и с этой целью предусматривает возможность поощрения за позитивное (одобряемое) поведение в форме объявления благодарности, выдачи премии, награждение ценным подарком, почетной грамотой, представления к званию лучшего по профессии[21].

Подобным способом, около побудительными (льготными) общепризнанными мерками необходимо осознавать общепризнанных мерок, в каковых формулируется законное желание к одобряемому окружением и (либо) страной приносящему пользу виду действия, предусматривающие определенные законодательством мероприятия одобрения. В адвокатской текстуре подобных общепризнанных мерок находится положительная (льготная) наказание.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного поведения, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений. Как правило, адресатами таких норм являются акционерные общества, государственные предприятия и учреждения, производственные и научные объединения. По выражению В.Л. Кулапова рекомендательные нормы следует охарактеризовать, как «правило поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера»