Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Структура предприятия
§1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
§1.2 Организационная структура управления предприятием
Глава 2. Построение информационной системы
§2.1 Технологическая сеть проектирования информационной системы
§2.2 Применение функционально-ориентированного проектирования информационной системы
Глава 3. Создание модели информационной системы «Складской учет»
§3.1 All Fusion Process Modeler
§3.2 Построение модели (All Fusion Process Modeler)
Глава 4. Создание инфологической модели информационной системы «Складской учет»
Введение
В наше время организации конкурируют между собой в жёстких условиях. Им приходится совершенствовать каждую свою составляющую, дабы соответствовать условиям рынка.
Информационные системы призваны решить проблемы по организации подобных процессов.
Информационной системой называют набор из всех технических и программных средств предприятия, а также персонала предприятия их обслуживающего.
В этой курсовой работе выберем оптово-розничный склад в качестве рассматриваемого предприятия.
Цель курсовой работы - спроектировать информационную систему, реализующую операции бизнес-процесса «Складской учет» для выбранного предприятия и продемонстрировать с её помощью автоматизацию процессов.
Задача курсовой работы - сделать описание и графическое представление всех процессов внутри предприятия.
Для достижения оптимальных результатов оптово-розничному предприятию потребуется использовать автоматизированные информационные системы и CASE-средства автоматизации проектирования.
Автоматизированная информационная система - это совокупность вычислительного и коммуникационного оборудования, информационных ресурсов, программное обеспечение и персонал, способный оказывать поддержку информационной системы.
CASE-средствами называются программы для создания и поддержки информационных систем, а также выполняющие функции анализа и формулирования требований, проектирования баз данных, генерацию программного кода, тестирования, документирования и управления проектом.
Глава 1. Структура предприятия
§1.1 Характеристика предприятия и его деятельности
В зависимости от размеров компании проектирование информационной системы может отличаться, поэтому отнесем рассматриваемое предприятие к компаниям средней величины, ориентирующимся на внутренний рынок.
Склад не ведет коммерческой деятельности, его задача хранить продукцию для заинтересованных в этом лиц.
К функциям склада можно отнести:
- Хранение товара;
- Учёт товара;
- Приемка товара;
- Отправка готовой продукции;
- Комплектация;
- Составление планов поставок товара;
- Ведение отчётности;
- Управление полезной площадью склада;
- Предоставление условий хранения продукции;
- Организацию охраны территории;
- Обеспечение соответствующих условий труда на территории склада;
Склад обязуется вести учет находящейся на его территории продукции, составлять сопутствующую всем процессам работы склада документацию и вести отчётность по состоянию складских площадей.
Главной задачей такого склада будет качественно и своевременно обеспечивать потребности местных оптово-розничных компаний. Для этого требуется поддерживать достаточный уровень товарных запасов и быть готовым поставлять его партнёрами, но при этом необходимо эффективно использовать полезную площадь склада.
§1.2 Организационная структура управления предприятием
Осуществляет управление над предприятием администрация склада.
Бухгалтерский отдел ведет финансовый учет, начисляет работникам склада заработную плату, проводит финансовые операции, принимает оплату и оплачивает привоз товара.
Задачами формирования ассортимента товара, определением спроса на товар, поиском поставщиков товара, организацией закупок занимается отдел закупок.
Отдел кадров решает все вопросы, связанные с сотрудниками склада.
Покупателями и их сопровождением занимается отдел продаж.
Проектирование информационной системы разобьем на проектирование
отдельных процессов:
- Закупка товара;
- Хранение товара;
- Учёт товара;
- Продажа товара;
Закупка товара - после анализа потребности в товаре происходит анализ спроса за конкретный период времени на этом складе, чтобы определить сколько и какого товара нужно закупить. Перед закупкой изучается рынок и выбирается наиболее подходящий поставщик. После выбора поставщика для него оформляется заявка на привоз товара. Затем происходит приём и проверка товара. В случае отсутствия нарушения товар размещается на складе, в ином случае товар может быть возвращен или до поставлен. Все данные о товаре документируются в базе данных.
Хранение продукции - в этот процесс входит: сортировка товара, комплектация товара, разделение или объединение в партии товара, стандартизация товара.
Учет товара - контроль над сроками годности товара, контроль над запасами товара, инвентаризация и фиксация информации в базе данных
Продажа товара - к этому процессу относятся: проверка наличия товара на складе, обработка заявок на покупку, доставка и выдача товара.
Глава 2. Построение информационной системы
§2.1 Технологическая сеть проектирования информационной системы
Чтобы наглядно показать всю последовательность технологических операций необходимо построить технологическую сеть проектирования.
Технологическая сеть проектирования - последовательность взаимосвязанных друг с другом технологических операций образующих последовательность действий, работа по которой позволит создать проект всей информационной системы.
Технологическую сеть изобразим в виде схемы. Технологические операции изображаются в виде прямоугольных блоков. Кружками обозначены входные и выходные объекты технологических операций. В качестве параметров для входа и выхода могут быть документы (D), параметры (P), программы (G), универсумы (U).
Документ (D). Им описываются начальные данные, полученные в процессе или конце работы результаты необходимые для построения информационной системы.
Универсум (U). Является перечнем возможных значений какого-либо компонента технологической операции.
Параметр (Р). Характеристика, условия или ограничения на систему.
Программа (G). Представляет собой описание алгоритма решения задачи.
Преобразователь (П). Последовательность действий для реализации проектных работ конкретной технологической операции.
Ресурсы (R). Средства, требуемые для успешного завершения работы технологической операции.
Средства проектирования (S). Подвид ресурса, который включает в себя формы проектной документации и программные средства.
Для нашего рассматриваемого предприятия компонентами для технологической сети проектирования станут документы, описывающие объекты материальных и информационных потоков и множества взаимосвязанных фактов.
Рис.2.1 Схема технологической сети проектирования информационной системы «Складской учет»
На данной технологической сети представлены все технологические операции складского учета на рассматриваемом предприятии: покупка, хранение, учет и продажа товара.
Опишем каждую составляющую более подробно:
«Закупка товара»
(R1) - компьютерная техника;
(R2) - сотрудники отдела закупок;
(S1) - база данных Microsoft Access;
(S2) - Microsoft Excel;
(D1.1) - отчетность, сформированная при закупке товара;
(D1.2) - информация о количестве товара;
(D1.3) - информация о поставщиках;
(D1.4) - заявка на оформление покупки;
(D1.5) - список закупаемого товара;
(D1.6) - информация о покупаемом товаре.
Чтобы осуществить пополнение товаров на складе, необходимо определить наименования товаров их количество для покупки. Информацию о товарах можно получить в соответствующей базе данных, сделав запрос. Имея список поставщиков можно выбрать наиболее выгодное предложение и оформить заявку на закупку.
«Хранение товара».
(R3) - сотрудники склада.
(D2.1) - документ с инструкциями по сортировке товара;
(D2.2) - документы с требования к комплектации товара и формированием их этого товара партий;
(D2.3) – документ, описывающий алгоритмы и требования к стандартизации товара;
(D2.4) - информация о содержащихся на складе товарах.
Хранение товара также подразумевает сортировку, стандартизацию, комплектование товара, а также формирование партий товара.
«Учет товара».
(R1) - компьютерная техника;
(R4) - сотрудник бухгалтерии;
(S1) - база данных Microsoft Access;
(D3.1) - информация по остаткам товара на складе;
(D3.2) - информация о товарах с истекающим сроком годности.
«Продажа товара».
(R1) - компьютерная техника;
(R5) - сотрудники отдела продаж;
(S1) - база данных Microsoft Access;
(D4.1) - данные о проданном товаре;
(D4.2) - отчетность по продажам.
При проведении учета товара важно учитывать сроки годности товара. Информацию о товарах, срок годности которых подходит к концу, необходимо обновлять каждый день с помощью базы данных. Эти данные передаются в отдел продаж, где для такого товара может быть установлена скидка.
§2.2 Применение функционально-ориентированного проектирования информационной системы
Для создания информационной системы мы воспользуемся функционально-ориентированным подходом проектирования.
Преимущества такого метода в разделении системы на древовидную структуру функций и удобном представлении информации с помощью схемы.
При проектировании бизнес-процессов оптово-розничного склада воспользуемся CASE-средствами верхнего уровня BPWin и Erwin (AllFusion Process Modeler).
Первоначальное значение термина CASE (Computer Aided System/Software Engineering) было ограничено вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, теперь термин приобрел новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных ЭИС в целом и включает в себя методы, с помощью которых строятся диаграммы, поддерживаемые инструментальной средой.
Глава 3. Создание модели информационной системы «Складской учет»
§3.1 All Fusion Process Modeler
В качестве CASE-средства верхнего уровня будем использовать All Fusion Process Modeler, который поддерживает следующие методологии:
- IDEF0 (функциональная модель);
- DFD (Data Flow Diagram);
- IDEF3 (Workflow Diagram).
IDEF0 модель - это совокупность диаграмм, построенных в иерархическом порядке, где каждая из диаграмм является описанием какого-то конкретного процесса.
Перед построением этой модели строится контекстная диаграмма. С ее помощью описывается функциональность всей системы в целом. Затем система декомпозируется на несколько подсистем.
Для описания функции обработки информации, объектов, документов и сотрудников используются диаграммы потоков данных (DFD - Data flow diagram).
Диаграммы потоков данных применяются при моделировании информационных систем, для описания документооборота и обработки информации.
Технология моделирования IDEF3 хорошо приспособлена для сбора данных, требующихся для проведения структурного анализа системы. Она предназначена для обеспечения структурированного подхода к описанию бизнес-процесса как упорядоченной последовательности событий одновременно с описанием любых участвующих в бизнес-процессе объектов и относящихся к ним правил.
§3.2 Построение модели (All Fusion Process Modeler)
Опишем всю систему предприятия в целом в виде контекстной диаграммы
Рис. 3.1 Контекстная диаграмма IDEF0. Складской учет на оптово-розничном предприятии