Файл: Формы проявления девиатного поведения в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема девиантного поведения является одной из самых интересных и сложных проблем современной социологии. Существует множество подходов к ее рассмотрению, что говорит об ее неоднозначности и актуальности. Исследованиями девиантного поведения занимаются как социологи, так и педагоги, психологи и т.д. Кризисные процессы, которые происходят в современном обществе, отрицательно сказываются на психологических особенностях людей, порождая различные отклонения в их поведении.

Отклоняющееся (девиантное) поведение определяется как действия, которые не соответствуют официально установленным либо фактически сложившимся в обществе моральным и правовым нормам и приводят нарушителя к изоляции, лечению, исправлению либо наказанию. В том случае, когда человек нарушает определенные нормы и правила, его поведение считается отклоняющимся (девиантным). Изучение проблемы девиантного поведения приобретает особенно большое значение в современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления. Именно этим и обусловлена актуальность рассмотрения данной проблемы.

Предметом исследования является девиантное поведение

Объект исследования – глубинно-психологические механизмы, опосредующие развитие девиантного поведения

Целью данной работы является изучение проблемы девиантного поведения. Данная цель конкретизирована путем постановки

следующих задач:

1) определить сущность девиантного поведения;

2) проанализировать причины девиантного поведения;

3) рассмотреть основные виды девиантного поведения.

В работе использовались методы теоретического исследования литературных источников по указанной проблематике (анализ, синтез, индукция, дедукция, а также обобщение, конкретизация и т.д.).

1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

При всей сложности процессов социализации работников самым труднопреодолимым является девиантное поведение.

Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно.


1.1 Сущность девиантного поведения.

Пьянство и иные социальные отклонения в социологии обозначаются термином «отклоняющееся (девиантное) поведение». Поведение такого рода рассматривается в социологии как проявление социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в том, что появляются такие типы поведения, содержание которых противоречит социальным нормам, характеризующим в целом социальную систему.

«Социальная дезорганизация» – это понятие, основным проявлением которого являются социальные отклонения. В случае их роста ставится под угрозу само существование социальной организации данного типа, что существенно определяет функции социального контроля. Девиантное поведение (с англ. deviation – отклонение) – это действия, которые не соответствуют официально установленным либо фактически сложившимся в обществе нормам и приводят нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению либо наказанию. Это понятие можно определить также как поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются[1].

Для оценки «нормальности поведения используются следующие критерии: психопатологический; социально-нормативный; индивидуально-психологический. Психопатологический критерий применяется в медицине. В классификации болезней девиантное поведение не выделяется, то есть оно не является ни формой патологии, ни медицинским понятием. В это же время девиантное поведение часто рассматривается в ряду тех явлений, которые находятся между нормой и патологией.

Важную роль играет социально-нормативный критерий. Поведение людей всегда оценивается и регулируется с помощью норм. Поведение, которое соответствует им, воспринимается как нормальное. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое противоречит основным общественным ценностям и нормам. В качестве ведущего показателя нормальности поведения в данном случае рассматривается уровень социальной адаптации личности[2].

Выделяются некоторые специфические особенности девиантного поведения человека, которые помогают отличать его от других феноменов и констатировать его наличие:

  • девиантное поведение – это такое поведение, которое не соответствует официально установленным и принятым в обществе социальным нормам:
  • девиантное поведение, а также та личность, которая его проявляет, вызывает отрицательную оценку со стороны окружающих людей;
  • существенной особенностью такого поведения является нанесение вреда самой личности либо окружающим людям;
  • стойкая повторяемость поведения, то есть девиантное поведение можно охарактеризовать как многократное и длительное;
  • для того чтобы определенное поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно быть согласовано с общей направленностью личности;
  • рассмотрение поведения в пределах медицинской нормы;
  • девиантное поведение сопровождается проявлениями социальной дезадаптации разного рода;
  • выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие[3].

Таким образом, девиантное поведение – это такое устойчивое поведение личности, которое характеризуется отклонением от наиболее важных социальных норм и причиняет вред обществу либо самой личности, а также сопровождается ее социальной дезадаптацией.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анализ причин девиантного поведения в рамках различных теорий.

В настоящее время нет единого подхода к объяснению и изучению причин девиантного поведения. Самые первые теории, объясняющие девиантное поведение, носили биологический характер. Они утверждали, что некоторые люди являются плохими от рождения, имеют врожденные изъяны, которые и стимулируют антиобщественное поведение. Ч. Ломброзо предложил теорию врожденного преступника, которая рассматривает генетические особенности как ведущий фактор девиаций[4]. Попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались на протяжении всего двадцатого века. Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к девиантному поведению заключается именно в генетике. В настоящее время биологические трактовки сфокусированы на аномалиях половых хромосом[5].

Социологические, или культурные теории социальных отклонений рассматривают причину девиантного поведения в том, что процессы проходимой социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым определенным нормам. При этом неудачи сказываются на внутренней структуре личности человека. Когда процессы социализации являются успешными, человек сначала адаптируется к культурным нормам, которые его окружают, а потом воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности становятся его эмоциональной потребностью.

Один из важнейших факторов обучения ценностям и нормам поведения – семья. Однако многочисленными являются случаи проявления девиантного поведения в благополучных семьях. Все дело в том, что семья – это не единственный институт в обществе, который участвует в социализации личности. Нормы могут быть пересмотрены в ходе взаимодействия с окружением. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов[6]


Важное место при объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии. Дюркгейм использовал данный подход при исследовании сущности самоубийств. Дюркгейм подчеркивал, что именно социальные правила играют главную роль в жизни людей[7]. Некоторые исследователи вслед за Э. Дюркгеймом говорят о том, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение можно встретить не часто, но когда нормативный контроль ослабевает, в условиях социальной дезорганизации, вероятность проявлений девиантного поведения резко возрастает. К ситуациям, приводящим к возникновению девиантного поведения, можно отнести стресс, резкие изменения в обществе, внутригрупповые и межгрупповые конфликты и т.д.

Популярной теорией девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. В данной теории использована концепция аномии применительно к проблемам социологии преступности. Главная идея рассматриваемой теории состоит в том, что в качестве основной причины преступности рассматривается противоречие между ценностями, на которые людей нацеливает общество, а также возможностями их достижения по установленным в обществе правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, который не сумел получить определенные ценности, будет реагировать на это определенной формой девиантного поведения.

Концепция социализации утверждает, что люди с девиантным поведением – это те лица, социализация которых проходила в определенной среде. Рассматриваемая среда характеризуется тем, что факторы, которые предрасполагают к такому поведению, считаются нормальными[8].

Согласно концепции стигматизации, девиантное поведение является следствием негативной социальной оценки, «приклеивания» к человеку ярлыка определенной девиации и последующего стремления его вылечить либо изолировать. Сторонники данной теории выделяют первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное – это такое поведение человека, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное поведение является непосредственной реакцией на этот ярлык.

В исследованиях девиантного поведения указывается, что большую роль в его происхождении играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности эмоционально-волевой сферы, характера и т.д. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем развития интеллекта, незавершенностью развития личности, а также отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Часто девиантное поведение – это средство самоутверждения.


Среди традиционных причин девиантного поведения обсуждаются следующие причины:

  • нарушения в формировании, развитии личности (В.С. Мухина, А.Е. Личко, Х. Ремшмидт и т.д.);
  • нарушения в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин);
  • влияние образа жизни семьи и семейных отношений (М.И. Лисина, А.Е. Личко, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер);
  • выраженное протекание кризиса подросткового возраста (Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн);
  • членство в группах асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм (А.В. Петровский) и т.д.[9]

Можно выделить целый ряд конкретных причин девиантного поведения несовершеннолетних:

  • стремление к сильным впечатлениям;
  • повышенная возбудимость и отсутствие контроля;
  • неблагополучная ситуация в семье;
  • пренебрежение со стороны сверстников;
  • примеры насилия, жестокости, получаемые из СМИ;
  • конфликты с родителями;
  • слабость интеллектуальной сферы;
  • неспособность сопротивляться вредным влияниям;
  • слишком большое количество свободного времени и т.д.

Можно выделить еще целый ряд причин девиантного поведения. При этом, все причины подросткового девиантного поведения можно разделить на три группы. Первая группа – это причины, которые связаны с психофизиологическими и психическими расстройствами. Вторая группа – это причины социального и психологического характера. Третья группа включает в себя причины, которые связаны с возрастными кризисами[10].

В различных концепциях причины происхождения девиантного поведения объясняются либо с точки зрения природы личности, либо с позиции отсутствия норм в социуме, а также девиантности субкультуры. Оптимальным представляется учет при анализе причин сочетания разных взаимодополняющих факторов, которые обуславливают отклоняющееся поведение. По мнению большинства социологов, наиболее продуктивен социально-личностный подход, который основан на использовании принципа взаимодействия ситуативных и личностных факторов.

Таким образом, существует множество теорий, которые по-своему объясняют феномен девиантного поведения, его причины. Однако все они рассматривают его как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в определенном сообществе.

2.2. Основные виды девиантного поведения.