Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности ( Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каким может быть оперативный эксперимент? ОРД первого типа направлено на обнаружение неизвестных субъектов. Его суть состоит в применении специально подготовленных и контролируемых предметов посягательства. Это могут быть разного рода приманки, ловушки и пр. Они размещаются на участках, где могут быть совершены преступления. Например, по кражам на вокзалах, станциях в портах этими объектами выступают чемоданы, сумки в залах ожидания, по хищениям из транспортных средств, соответственно, автомобили или иная техника на стоянках.

На практике также часто возникает необходимость создавать мелкие компании, подыскивать жилые помещения, магазины, продающие украденные вещи, запрещенные к обороту товары, для обнаружения субъектов, совершающих преступления в экономической сфере и находящихся при этом в розыске.

Оперативный эксперимент разрешено проводить в отношении лиц, задержанных с поличным или обоснованно подозреваемых в преступлениях. Это второй вид процедуры. В этом случае осуществляется только документирование и непосредственное задержание злоумышленников. Как правило, такой оперативный эксперимент выполняется при расследовании взяточничества, торговли наркотиками, оружием и других преступлений, в которых фигурируют объекты и вещества, запрещенные к обороту.

Задачи

Оперативный эксперимент направлен:

1.На задержание злоумышленника в момент совершения им преступления и изъятие присутствующих при этом предметов.

2.Проверку и уточнение информации на причастность конкретных субъектов к определенным событиям противоправного характера. В частности, оценивается наличие у лиц соответствующих умений, навыков, возможностей.

3.Проверку выдвинутых версий по преступлению.

4.Установление обстоятельств происшествия.

5.Формирование условий для обнаружения разыскиваемых субъектов, похищенных материальных ценностей.

Прежде чем начать оперативный эксперимент, уполномоченное лицо должно убедиться в следующем:

1.Характер условий, которые создаются, является очевидным в разумной степени. В связи с этим он правильно оценен и воспринят лицом, которое совершает преднамеренное действие.

2.Имеются основания полагать, что планируемое мероприятие позволит выявить противозаконную законспирированную деятельность, обнаружить разыскиваемого гражданина либо похищенное имущество.

3.Создание соответствующих условий не является неоправданным в связи с характером неправомерной сделки, в которой намерен участвовать субъект.


Ключевые этапы

Анализируя практику применения оперативного эксперимента, можно выделить следующие стадии, составляющие определенный алгоритм действий служащих:

1.Получение достоверных сведений о причастности к преступной деятельности.

2.Принятие решения на выполнение процедуры, вынесение соответствующего постановления, создание плана эксперимента.

3.Реализация мер по документированию неправомерных действий подозреваемых субъектов в процессе выполнения мероприятия, выявления и фиксации следов.

4.Осуществление задержания лиц в момент совершения ими преступления либо разыскиваемых граждан при их обнаружении.

Он необходим для результативного и четкого проведения эксперимента. План составляется в свободной форме и включает в себя, как правило, два раздела: общий и описательный. В содержание первого входит характеристика оснований для проведения эксперимента, обстоятельств, которые требуется проверить. Описательная часть включает в себя технические и организационные мероприятия, их последовательность и количество относительно:

1.Времени и места выполнения процедуры, перечня участников, мер по их конспирации и обеспечению безопасности.

2.Расчета требуемых средств и сил, материальных расходов.

3.Взаимодействия разных оперативных групп.

4.Мер реагирования на изменения обстановки.

5.Определенных действий по применению оружия, использованию технических средств фиксации результатов и наблюдения за ходом мероприятия, транспорта[9].

После определения цели эксперимента инициатор:

1.Принимает меры по сохранению в тайне информации о предстоящей процедуре.

2.Согласовывает и прорабатывает оптимальную форму эксперимента с начальником ОРО.

3.Решает вопросы, касающиеся обеспечения поискового, технического, материального содержания, а также взаимодействия с другими розыскными группами.

4.Получает разрешение начальства на выполнение процедуры по установленному порядку.

5.Привлекает при необходимости дополнительных сотрудников и службы, координирует их действия.

6.Отрабатывает надежную систему негласного наблюдения за объектом с применением комплекса оперативно-розыскных и следственных мероприятий для документальной фиксации противоправного поведения и задержания субъектов при совершении ими преступлений.

Они могут оформляться разными способами. Если мероприятие выполняется для проверки причастности субъекта к преступлению, результат фиксируется в акте. Этот документ по своей форме и содержанию соответствует требованиям, установленным для протокола следственного действия, без указания информации, считающейся государственной тайной. Результаты выполненного мероприятия могут использоваться для возбуждения дела и доказывания (при соблюдении установленных условий их предъявления), выступать в качестве вспомогательного материала при определении тактики проведения иных оперативно-розыскных или следственных действий.


Глава 3. Правовые нормы для начала оперативно-розыскной деятельности

В случае необходимости оперативные государственные органы имеют право проводить как гласную, так и негласную деятельность, находящуюся в пределах их компетенции и разрешенную существующим законом об оперативно-розыскной деятельности. При этом ни в коем случае подобные меры нельзя соотносить со следственными, поскольку правовая основа ОРД (оперативно-розыскной деятельности) является совершенно иной. Это можно непосредственно увидеть даже из ее названия.

Так, например, в нем фигурирует слово "оперативный", что значит "срочный". А подобные меры как раз и были разрешены для того, чтобы можно было в полной мере провести процедуру раскрытия сложных дел, для которых простых следственных действий попросту недостаточно. В этой статье далее будет рассказано о том, что составляет правовую основу ОРД в существующем на данный момент законодательстве.

Прежде чем непосредственно обратиться к понятию правовой основы ОРД, следует понять, что же законодатель вкладывает в упомянутый термин. На данный момент под это определение подпадают различные виды деятельности, осуществляемые гласно и негласно подразделениями госорганов, имеющими полномочия на них, согласно ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". В пределах этих полномочий для осуществления назначенных задач они и могут проводить различные оперативно-розыскные мероприятия. Речь идет о защите жизни, здоровья, собственности, прав и свобод человека и гражданина, а также о защите всего общества и самого государства от преступных посягательств[10].

Как можно увидеть, данное определение весьма развернуто, поскольку, согласно правовым основам ОРД, надлежащие органы могут осуществлять разнообразные действия, чтобы в полной мере служить в качестве одной из форм правоохранительной деятельности. Однако задача ОРД в целом относится больше к следующим сферам:

•добыванию информации и выявлению признаков преступной деятельности, в том числе и скрытой;

•розыску преступников, которые скрываются после совершения правонарушения.

На самом деле, для ОРД нет особого общего определения правовых основ. Это можно сделать, основываясь на статьях федерального закона. На данный момент их принято определять в виде совокупности законодательных и иных правовых норм различных уровней, которые призваны регулировать любые возникшие в результате оперативно-розыскной деятельности, отношения. Как можно увидеть, данное определение является весьма расплывчатым и может касаться огромного множества актов, поэтому в целом правовую основу ОРД составляет большое число документов.


3.1 Документы, составляющие правовую основу

Согласно 4 статье ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", четко можно понять, что правовые основы ОРД составляют международные договоры, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ и подзаконные акты. Все вместе они и составляют законодательную базу по данному вопросу. Условно их принято разделять на 4 группы:

1.Первая правовая основа ОРД, в соответствии с иерархией, строится на международных правовых актах.

2.Вторая группа включает в себя конституционный раздел, однако в него входят не только статьи Конституции, но и решения Конституционного суда по данным вопросам[11].

3.Национальное законодательство, то есть различные ФЗ и ФКЗ.

4.Подзаконные акты, иначе Указы Президента, акты правительства и другие.

Более подробно все эти правовые основы ОРД будут рассмотрены ниже.

Международные акты представляют собой некий базис, который дает возможность разным странам, которые их ратифицировали, построить костяк для оперативно-розыскной деятельности.

В Российской Федерации к таким актам относятся:

•Всеобщая декларация прав человека.

•Международный пакт ООН о гражданских и политических правах.

•Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека.

Все эти многосторонние договоры позволяют активно действовать в международном пространстве и России Интерполу, а также Антитеррористическому центру и Бюро по координации организованной преступности.

Именно конституционный уровень закрепляет правовые основы ОРД ОВД. Помимо этого, здесь четко закреплена правовая база, которая ведает направлением оперативно-розыскной деятельности и определяет границы ее дальнейшего развития. В национальном законодательстве нет и не должно быть норм права, которые приоритетны или не отвечают требованиям Конституции РФ, поскольку именно она является самым главным законом.

В частности, изучаемые отдельным курсом в Университете имени Плеханова правовые основы ОРД относят к данным нормам следующие права:

1.Признание человека, его прав и свобод основной ценностью государства.

2.Равенство всех граждан страны перед законом.

3.Презумпцию невиновности.

4.Гарантию судебной защиты и многие иные нормы.

Помимо этого, в Конституции можно найти статьи, которые закрепляют полномочия государственных органов в области принятия законодательства в сфере борьбы с преступностью, а также ряд ограничений, которые нельзя нарушать.


Законодательный уровень

К данному уровню, согласно понятию правовой основы ОРД, принято относить различные федеральные законы. Однако главный базис здесь строится именно на ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", который непосредственно регулирует основы, а также Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Ниже отдельно мы рассмотрим федеральный закон и его догматы.

Подзаконный уровень

Данный уровень также регулируется большим количеством совершенно разнообразных правовых актов, которые можно разделить на акты законодательных и исполнительных органов власти вплоть до уровня местного самоуправления. К ним можно отнести указ президента "Об упорядочении и проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием средств техники", акты правительства "О порядке допуска граждан РФ к государственной тайне" и многие иные.

3.2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

Данный акт направлен на регулирование основ ОРД. Он не только разъясняет само понятие подобной деятельности, но и определяет задачи и принципы, на основании которых надлежащие органы должны ее осуществлять. Именно здесь, в статье 4, определены правовые основы ОРД.

Алферов В. Ю., Гришин А. И. и Ильин Н. И. в учебном пособии, посвященном описываемому понятию, подробно раскрывают все аспекты данного закона, вроде того, как именно проводятся оперативно-розыскные мероприятия, приводят требования к ведению документации, а также перечень органов, которые могут осуществлять данные действия, и уточняют их полномочия[12].

Названный закон состоит из 6 глав и преамбулы. В преамбуле говорится о том, что данный федеральный закон определяет порядок и содержание оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется на территории РФ, а также систему законности во время проведения мероприятий. Каждая глава посвящена отдельной теме:

1.Здесь зафиксированы общие положения, то есть само определение ОРД, задачи, принципы и основы, на которых она может осуществляться.

2.Говорится о перечне оперативно-розыскных мероприятий с их перечислением и порядком проведения.

3.Глава посвящена органам, которые, согласно законодательству, имеют право на осуществление ОРД, а также условия их деятельности.

4.Здесь предусматриваются действия должностных лиц по отношению к людям, которые оказали помощь в содействии при проведении мероприятий.