Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности ( Понятие и значение оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.Решается вопрос о том, как же правильно происходит финансирование ОРД и из каких источников разрешено брать средства.

6.Глава строится на контроле и надзоре над проведением ОРД, как ведомственном, так и вневедомственном.

Сам по себе закон об ОРД признает принцип территориальности, то есть осуществляться он может только в границах Российской Федерации, за редким исключением.

Это также достаточно четко прописано и в совершенно иных актах:

•Если преступление было совершено за пределами страны, то, согласно УК РФ, существует возможность проведения ОРД и за пределами Российской Федерации.

•Закон о международных договорах также дает лазейку, давая возможность проводить ОРД за пределами страны. Однако применение данного акта достаточно сложно, поскольку требуется наличие специального соглашения.

•Проведение ОРД возможно на бортах судов иностранных государств, которые проходят в территориальных морях, но только на этот промежуток времени и в тех случаях, когда последствия от совершения преступления распространяются на Россию, вроде перевоза наркотиков или психотропных веществ.

•ФЗ может при необходимости применяться на территориях, относящихся к континентальному шельфу и к исключительной экономической зоне.

Все эти исключения закреплены законодательно, а во всех остальных случаях принцип территориальности применяется обязательно.

3.3 Оперативно-розыскные службы

В законе прямо оговорено, какие же именно органы могут осуществлять оперативно-розыскную деятельность. К ним причисляются:

1.Органы внутренних дел страны.

2.Органы федеральной службы безопасности и государственной охраны.

3.Таможенные органы.

4.Службы внешней разведки.

5.Федеральная служба исполнения наказаний и органы, осуществляющие контроль над оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Данный перечень может видоизменяться только со вступлением в силу нового федерального закона. Руководители компетентных органов непосредственно определяют перечень оперативных подразделений, которые должны осуществлять деятельность, а также их полномочия и организацию[13].

Сами подразделения устанавливаются посредством соответствующих законодательных актов, помимо ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". К таким законам относится ФЗ "О полиции", "О федеральной службе безопасности" и другие.


В целом многочисленные исследователи одинаково разделяют и определяют правовые основы ОРД. В Саратове, например, где располагается один из филиалов Российского экономического университета им. Плеханова, был создан самый обширный труд на данную тему. Именно в нем выделяются 4 перечисленные выше правовые основы - конституционная, международная, законодательная и подзаконная.

Подобная система разделения давно уже была признана наиболее оптимальной, поскольку позволяет разделить многочисленные нормативно-правовые акты на иерархическую систему влияния. Однако до сих пор проходят споры, которые возникают вокруг того, какие же именно акты принято считать более влиятельными в России - Конституцию или международные декларации или пакты.

Наиболее подробно правовые основы данной деятельности закреплены в России в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", который четко регулирует, какие органы должны осуществлять ее и какие мероприятия при этом разрешено проводить. Отступление же от данных принципов считается нарушением закона.

Заключение

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность – работа, которая осуществляется, негласно или гласно, специальными оперативными подразделениями, которые уполномочены на это законом РФ. Суть этой деятельности заключается в проведении ряда мероприятий, направленных на защиту здоровья, жизни, свободы и права гражданина. Сотрудники данных подразделений отвечают за сохранность собственности и государства от посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность заключается в выявлении, предупреждении, раскрытии преступлений, а также в выявлении лиц, их готовящих. В случае совершения преступных деяний работники подразделений должны обнаружить преступника и задержать его. Службы эти помогают также в розыске без вести пропавших или тех, кто угрожает государственным устоям.

Здесь важно помнить, что оперативно-розыскные мероприятия в силу своей специфики всегда балансируют на грани не только закона, но и общечеловеческих норм и принципов морали. Порой эта грань настолько зыбка и эфемерна, что одного неверного шага может быть достаточно, чтобы оказаться за чертой закона и нравственности. В данном случае очень многое зависит, как от четкости законодательной базы и неукоснительного соблюдения соответствующих статей Конституции и Уголовного кодекса, так и, что возможно даже намного важнее, от моральных и нравственных качеств оперативных сотрудников.


ОРД помогает добраться до истины путем сбора необходимой фундаментальной информации, которая в дальнейшем способна помочь выстроить логическую цепочку событий и определить правильный ход расследования. Грамотно выстроенная начальная работа в итоге приведет к стопроцентному результату, что важно в деятельности правоохранительных органов.

В основы оперативно-розыскной деятельности входят выявление лиц, совершивших преступление, раскрытие преступлений, а также розыск людей, скрывающихся от органов правосудия.

Оперативно-розыскная деятельность основана на принципах конституционной законности, которая предусматривает соблюдение и уважение прав человека.

На сегодняшний день идея активного применения результатов ОРД при доказывании находит свое отражение на практике, где зачастую этим результатам придается значение судебных доказательств. Они способствуют формированию такой законодательной базы, которая способна удовлетворять потребность судопроизводства в качественной, достоверной, полноценной и правдивой информации в соответствии с установленными законодательством нормами. Благодаря деятельности сотрудников оперативного отдела и результатам их работы полученные ими в ходе труда сведения дают возможность следствию в максимально быстрые сроки провести следственно-оперативные мероприятия по раскрытию уголовных преступлений с последующим доказательством вины преступников в суде и вынесением им соответствующего приговора.

Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014)

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)

3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция от 06.07.2016)

Произведения из многотомного издания

4. Шумилов И.И.: Комментарий к Ф.З. ”Об ОРД ”.М., 2015 ,208 с.

5. Доля Е.А. Использование в доказывание результатов ОРД. М.,2016 ,350 с.

6. Самойлов В.Г. Правовые, морально-этические основы и принципы ОРД ОВД. М.,2014., 204 с.

7. Самойлов В.Г. Сущность правовых основ ОРД ОВД. М., 2011.300 с.

8. Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики, ВСШ МВД РФ,2013. 346 с.

9. Сурков К.В. Принципы ОРД и их правовое обеспечение в законодательстве , регламентирующем сыск. СПб.,2017. 180 с.