Файл: Понятие и значение приватизации(Понятие и сущность приватизации.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— несоответствие финансового состояния предприятий их положению на отраслевых и товарных рынках (продукция, пользующаяся спросом по своим потребительским свойствам, неконкурентоспособна по уровню издержек);

— диспропорция между производственными и воспроизводственными процессами (недостаток инвестиций на цели развития и модернизации, на улучшение кадрового потенциала);

— противоречие между уровнем корпоративного управления (старый менеджмент) и рыночной средой.

В переходной экономике модель предприятия, приближенная к требованиям рыночной среды, предполагает реформирование действующих предприятий как с точки зрения улучшения их организационного и финансово-экономического состояния, так и путем приведения корпоративного управления в соответствие с принципиально изменившимися условиями хозяйствования. Это означает, прежде всего преобразование таких сторон деятельности предприятий, как принятие стратегических решений, взаимоотношения между работниками, менеджментом и внешними инвесторами, взаимоотношения между менеджментом и государством, принципы организации контрактных отношений.

В России после достижения финансовой стабилизации и высокой степени либерализации экономики отставание реформы предприятий стало одним из основных препятствий для перехода к стратегии экономического роста. Реформа предприятий в течение ряда лет прорабатывается в правительственных структурах. Ее основные приоритеты заключаются в содействии реструктуризации предприятий, в том числе улучшению системы управления, стимулированию роста эффективности производства и конкурентоспособности продукции при росте производительности труда, снижении издержек производства и улучшении общих финансово-экономических результатов. В ходе реформы российских предприятий должны быть обеспечены инвестиционная привлекательность компаний, защита прав акционеров, четкое разграничение функций собственников и управляющих, предоставление полной квалифицированной информации о финансово-экономическом положении компаний, совершенствование механизмов корпоративного управления.

Реформа предприятий должна охватить все организационно-правовые формы частного и смешанного предпринимательства, а также государственный сектор экономики. По отношению к государственным предприятиям государственные органы управления могут осуществлять непосредственное регулирующее воздействие.

В государственном секторе реформа предприятий предполагает:


прекращение создания унитарных предприятий, наделяемых имуществом с правом хозяйственного ведения или оперативного управления;

преобразование действующих унитарных предприятий либо в акционерные общества (первоначальное закрепление 100% капитала в государственной собственности), либо в казенные предприятия (с правом оперативного управления), либо в учреждения.

В начале 2001 г. российское государство имело в собственности более 11 тыс. унитарных предприятий. Анализ показал, что такое большое число государственных предприятий не только ложится непосильным бременем на бюджет страны, но и не оправдано функционально. Принято решение реформировать систему унитарных предприятий в течение нескольких лет, доведя их число до 1000—1500 единиц. Статус унитарных сохранят только те предприятия, которые действительно выполняют уникальные функции в рамках государственных социальных и оборонных программ.

Остальные предприятия должны быть акционированы с перспективой последующей приватизации. Реформирование этой части унитарных предприятий включает этап так называемой предприватизационной подготовки, в ходе которой будут всесторонне исследованы рыночные возможности и перспективы для каждого предприятия. Далее государство сможет принять решение о преобразовании и приватизации, либо о ликвидации бесперспективного предприятия, либо о смене его руководящего кадрового состава.

В системе управления предприятиями, остающимися в собственности государства, предполагается отказаться от института полного хозяйственного ведения. Опыт показал, что во многих случаях директора используют этот принцип для расхищения активов государственных предприятий, сокрытия или нерационального расходования прибыли. Государство намерено совершенствовать систему аттестации директоров и перезаключения с ними контрактов на управление предприятиями.

Таким образом, реформа отношений собственности – один из главных элементов рыночной трансформации постсоциалистической экономики. Развитое рыночное хозяйство, которое стремятся построить все страны с переходной экономикой основывается на частной собственности на экономические ресурсы. Поэтому вполне закономерно, что преобразование отношений собственности посредством приватизации является ключевым моментом трансформации планового хозяйства постсоциалистических стран, в том числе России, в рыночное.


Глава 3. Опыт приватизации в России и в зарубежных странах.

В послевоенные годы в ряде капиталистических стран - Австрии, Франции, Великобритании, Италии, а позже в США, Японии была реализована широкая национализация промышленности, банков, транспорта. Получило повсеместное распространение огосударствление экономики. На определённом этапе эти меры способствовали экономическому развитию, повышению уровня благосостояния народа, росту выпуска продукции.

В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.

Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.

Так в Великобритании в 80-х г. было распродано 16 из 51 государственной корпорации, в результате чего число занятых в государственном секторе сократилось с 2 млн. до 700 тыс. человек. Покупателями акций приватизируемых предприятий были в основном финансовые институты (банки, страховые компании). Индивидуальным вкладчикам досталось чуть больше 20% всех акций. Для работников приватизируемых предприятий были установлены некоторые привилегии. Например, при продаже акций «Бритиш ГЭС» каждому занятому в этой корпорации выдавалась по 52 бесплатных акций и, кроме того, на каждую купленную акцию выдавалось две бесплатных. В целом, число акционеров возросло в Великобритании до 11 миллионов человек - на 24% взрослого населения. Несмотря на решимость по возможности быстрее провести компанию приватизации, под давлением целого ряда обстоятельств правительство пошло на то, чтобы растянуть процесс приватизации во времени.

Спецификой приватизации Великобритании стала приватизация естественных монополий - отраслей общественного пользования. Естественная или неустранимая монополия предопределена технологией - экономией на масштабах и наличием сетевых структур - газопроводов, линией телефонной связи и электропередач, железных дорог.

Возможно, что значимость процесса приватизации применительно к таким странам, как Великобритания, была в значительной мере переоценена. Она не привела к сколь-нибудь кардинальным переменам в жизни британского общества. Рост экономического индивидуализма, споры на собственные силы, лишь в некоторой своей части стал продуктом приватизации. Наиболее зримый ее итог - рост числа индивидуальных акционеров.


Программа приватизации во Франции была рассчитана на пять лет и включала 65 компаний. Она начала реализовываться в 1986 году, сразу после перехода к власти правительства Ширака, и была прервана в 1988 году в результате возвращения социалистов после победы на президентских выборах и смены парламентского большинства.

Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.

В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.

Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.

Следует отметить, что в странах со стабильной экономикой приватизация отличается от процесса в странах бывшего социалистического лагеря и развивающихся. Ниже мы подробнее остановимся на возникших проблемах в странах развивающегося типа и России.

Так в результате проведенной в России приватизации, по крайней мере, формально, было создано одно из необходимых условий перехода к экономике многоукладного типа. В то же время, ни одна из декларированных приоритетных целей приватизации так и не была достигнута. Можно говорить о низкой экономической эффективности российской приватизации.

Во-первых, она не решила задачу повышения результативности производства. К 2005 году неэффективно работали предприятия любых форм собственности. Более половины государственных, муниципальных и частных предприятий, за исключением относящихся к нефте-газодобывающему комплексу и «теневому сектору» национальной экономики, являются убыточными.

Во-вторых, так и не была решена проблема привлечения инвестиций, хотя, заметим, что средства у «этого» государства и у «этого» частного капитала на цели модернизации экономики страны имеются. Прежде всего, в так называемом стабилизационном фонде, образованном от продажи сырья по высоким ценам. Однако средства этого фонда, по большей части, вкладываются, почему-то, преимущественно не в свои, а в западные компании. Не оправдались и надежды на привлечение иностранных инвестиций. Если таковые и были, то строго избирательные. В первую очередь они, как было отмечено в записке, направлялись в стратегически важные и экономически значимые предприятия оборонного комплекса и сопряженные с ними предприятия научно-технической сферы, машиностроения, металлургии, химической промышленности. Отсутствие ограничений на допуск иностранных инвесторов к приватизации этих объектов способствовало установлению контроля над ними со стороны иностранного капитала через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке. Так, малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation», в нарушение действующего законодательства о запрете продажи акций иностранным покупателям через посредников, приобрела через подставную фирму «Столица» пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса. В том числе, 16% акций АО «Курский прибор»; 34% акций АО «Авионика», 16,3% акций АО «Тушинский машиностроительный завод», 8% акций МПО им. Румянцева, 13,24 % акций ОАО «Пермские моторы», 26,7 % акций ОАО «АНТК им. А.Н.Туполева».


Отсутствие долгосрочной приватизационной политики государства привело к тому, что акции стратегически важных предприятий оказались скуплены иностранными фирмами. Результаты подобных сделок во многих случаях отрицательны для нашей страны. Например, после приобретения американской фирмой контрольного пакета акций курского АО «Кристалл», выпускавшего комплектующие изделия для систем наведения ракетного комплекса «Игла», было прекращено их производство и утрачена уникальная технологическая база.

В-третьих, не была создана конкурентная среда на рынке – одно из главных условий формирования успешных предприятий.

Такие результаты не могут считаться неожиданными, так как реформаторами была сделана ставка на приоритетную реализацию политического тезиса о необратимости проводимых экономических преобразований - достижение так называемой точки невозврата к прежнему строю. Отсюда поразившие весь мир масштабы, темпы приватизации в России, степень насилия при ее проведении, а также убогие доходы от продажи объектов государственной собственности. При этом только часть денежных средств, полученных от продажи федеральной собственности, перечислялась в бюджет. Например, в 1996 году только 55%.

Крайне низкой была признана и социальная эффективность приватизации. Так законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества, и не соблюдался принцип социальной справедливости. Российские граждане, непосредственно не связанные с производством (здравоохранение, наука, образование, социальная сфера, государственное управление и т.д.), были фактически отстранены от приватизации и лишены права на соответствующую часть национального богатства.

По оценкам экспертов Мирового банка, в России - самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности, которая, помимо всего прочего, тормозит процессы создания конкурентной среды. Так как формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития и опорой политической стабильности, - как отмечено в записке, - не состоялось и было отодвинуто на неопределенное время.

Таким образом, акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству «номенклатурной» приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы.