Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В своей работе «Профилактика преступлений» А.Г. Лекарь (1972г.) поменял изначальную дефиницию оперативно-розыскных мероприятий, определив их как "базирующиеся на применении особых негласных средств и способов в сочетании с гласными средствами и способами воздействия оперативного сотрудника органов внутренних дел, нацеленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью".

1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий

2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

б) ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).[11]

2. В зависимости от продолжительности проведения:

а) Разовые оперативно-розыскные мероприятия (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и так далее)

б) Длящиеся оперативно-розыскные мероприятия (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и так далее).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

- опрос;

- наведение справок;

- сбор образцов для сравнительного исследования;

- исследование предметов и документов;

- наблюдение;

- отождествление личности;

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность:

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

- оперативный эксперимент

- оперативное внедрение

в) требующие судебного санкционирования(решения):

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

- прослушивание телефонных переговоров,

- снятие информации с технических каналов связи

- негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.[12]

1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

В теории оперативно-розыскной деятельности основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида:

1) фактические (собственно основания);

2) юридические (формальные основания или поводы).

В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия.


В свою очередь, к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.

Статья 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» не разграничивает фактические и юридические основания, перечисляя их единым списком. В то же время она структурно состоит из двух частей, откуда следует, что законодатель разделил все основания проведения оперативно-розыскных мероприятий на две группы:

- основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц;

- основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

К первой группе относятся шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.[13]

Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (ч.1 ст.7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»), что является достаточно распространенным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает здесь некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения оперативно-розыскных мероприятий следует рассматривать применительно к трем типичным ситуациям:

1) в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

2) в случае не установления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;

3) в случае установления виновного лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.[14]

Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить оперативно-розыскные мероприятия без каких-либо ограничений при наличии фактических к тому оснований.


Такими основаниями будут выступать сведения, обосновывающие необходимость применения оперативно-розыскных мероприятий, например, данные о причастности подозреваемого к другим преступлениям, сокрытии им других соучастников содеянного либо похищенного имущества, об оказании противодействия расследованию и т.д.

В рассматриваемом случае следует лишь учитывать требование ч.2 ст.41 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт не установления виновного лица. В соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания проведения оперативно-розыскных мероприятий по любым нераскрытым уголовным делам.

В этих случаях, в том числе при отсутствии поручения следователя по находящемуся в его производстве уголовному делу, не надлежит ограничивать инициативу и активность оперативных сотрудников. Фактической базой для проведения оперативно-розыскных мероприятий в данной ситуации станут играть сведения о невозможности или же затруднительности установления виновного лица уголовно-процессуальными мерами (например, неочевидный характер правонарушения, недоступность отпечатков, вещественных доказательств и т.д.).

3-я ситуация для деятельного проведения оперативно-розыскных мероприятий видится более проблемной, потому что в ее правовой регулировке есть несоответствие общепризнанных норм оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства. Согласно с ч.4 ст.157 УПК РФ после установления виновного лица и направления уголовного дела руководителю следственного органа оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться только по поручению следователя. Вместе с тем, абз.1 п.1 ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» факт возбуждения уголовного дела в качестве причины проведения оперативно-розыскных мероприятий не связывает с наличием задания следователя, которое зафиксировано в виде отдельного самостоятельного основания.

В представленном случае рекомендуется принять допустимым и вероятным проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, привлекающихся к уголовной ответственности, и без поручения следователя, в случае, если оперативные подразделения располагают сведениями об их причастности к иным нераскрытым преступлениям.


Эти сведения, выступающие фактическими причинами проведения оперативно-розыскных мероприятий, имеют все шансы быть получены из негласных источников, или в результате анализа информации о личности подозреваемого (обвиняемого), методиках его криминальной деятельности и обстоятельствах нераскрытых преступлений.[15]

В качестве второго основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий абз.1 п.2 ст.7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предусматривает получение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под противоправным деянием, как указано в п.5 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998г., в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, то есть преступление.

Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.

К сообщениям о преступлениях, являющихся поводом к возбуждению уголовного дела, относятся протоколы устных заявлений граждан и должностных лиц, письменные заявления и письма граждан, письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, заявления о безвестном исчезновении граждан, явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, а также рапорты работников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных признаках преступлений.[16]

Эти бумаги регистрируются в книжке учета извещений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются согласно ст.144 УПК РФ. В случае вынесения по итогам рассмотрения этих сообщений процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия обязаны быть прекращены, потому что исключаются причины для их последующего проведения.

Сведения, приобретенные в итоге инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, относятся к категории других извещений, оформляются в соответствии со ст.143 УПК РФ рапортом должностного лица.


Одним из видов сведений о признаках криминальной работы считается секретная информация, получаемая от лиц, оказывающих помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Данная информация обязательно регистрируется в особых журналах, докладывается руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.

Поступление в правоохранительный орган изначальных сведений о признаках криминальной деятельности или же их выявление в инициативном порядке нередко не требует использования незамедлительно всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, обозначенных в ст.6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а обусловливает надобность проведения только отдельных мероприятий проверочного характера, а именно: выборочный опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного изучения и кое-каких иных, не затрагивающих конституционных прав людей на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилья.

Оперативно-розыскные мероприятия, в большей степени ограничивающие конституционные права людей, как правило, ведутся по делам оперативного учета, которые заводятся при наличии необходимых причин заподозрить личность в подготовке или же совершении (ст.10 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской федерации»).

Сведения о мероприятиях или же деяниях (бездействии), делающих опасность государственной, военной, финансовой или же экологической безопасности РФ, считаются базой для проведения оперативно-розыскных событий Федеральной службы безопасности (ФСБ), Служба наружной разведки (СВР) в согласовании с возложенными на их задачками (ст.13 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).[17]

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности (ст.2 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»).

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать в первую очередь постановление следователя о розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст.210 УПК РФ как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. Рассмотрение такого постановления в качестве основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий логически вытекает и из содержания абз.1 п.2 ст.7 ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".