Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В своей работе «Профилактика преступлений» А.Г. Лекарь (1972г.) поменял изначальную дефиницию оперативно-розыскных мероприятий, определив их как "базирующиеся на применении особых негласных средств и способов в сочетании с гласными средствами и способами воздействия оперативного сотрудника органов внутренних дел, нацеленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью".

1.2 Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Проведение оперативно-розыскных мероприятий

2.2 Условия, содержащие исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий.

В процессе развития российского законодательства в юридический язык был введен новый правовой термин – "оперативно-розыскные мероприятия".

Первоначально этот термин в качестве правовой категории появился в Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», откуда "перекочевал" в ст.226 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Затем он появляется в ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и целом ряде других законодательных актов, ни в одном из которых законодатель не сформулировал его дефиницию. В этой ситуации вполне естественно возникает потребность в определении содержания нового правового термина для его единообразного применения.

Несмотря на обилие трудов в области теории оперативно-розыскной деятельности, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Одной из таких проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня оперативно-розыскных мероприятий в первом Законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных оперативно-розыскных мероприятий, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю.


Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания.

Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для оперативно-розыскной деятельности методы, также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.

Объектом исследования курсовой работы являются правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет исследования – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

В курсовой работе были использованы следующие методы анализа:

- нормативно-правовой метод,

- теоретический метод;

- научно-публицистический метод;

- формально-логический метод анализа нормативных актов с целью выявление логических противоречий в законодательстве;

- метод сравнительного анализа правовых норм для определения соответствия законодательных актов мировым стандартам;

- исторический метод сравнения правовых норм законодательных актов РСФСР и Российской Федерации;

- системный подход к анализу законотворчества в Российской Федерации;

- формально-юридический анализ источников, использованных при написании курсовой работы.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов.

Для выполнения данной цели, нами были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;


2) Охарактеризовать нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России;

3) Описать конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.

ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В теории оперативно-розыскной деятельности указанный термин, в отличие от законодательства, используется давно и достаточно широко, но при этом употребляется в различных значениях. В частности, в одних случаях оперативно-розыскные мероприятия связываются с познавательной стороной оперативно-розыскной деятельности, направленной на поиск, обнаружение и фиксацию информации, представляющей интерес для оперативных аппаратов, в других – с деятельной стороной, направленной на реализацию полученной оперативно-розыскной информацией. Отсюда возникает потребность приведения используемого термина к единому значению в употреблении.

Методологической основой при определении понятия оперативно-розыскных мероприятий являются законы и правила логики – науки о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине. Определение понятия в теории оперативно-розыскной деятельности, как и в любой другой науке, является ничем иным как логической операцией, в процессе которой раскрывается его содержание.

Современные авторы называют эту операцию конструированием понятий, отмечая, что этот процесс протекает в виде поиска такого множества необходимых условий, которое было бы достаточным для однозначного определения требуемого класса вещей. Поскольку содержание всякого понятия составляют существенные признаки предметов действительности, то определение понятия есть вместе с тем раскрытие сущности соответствующего предмета.[1]

Одно из первых определений оперативно-розыскных мероприятий было сформулировано А.Г. Лекарем (1966г.), который под оперативно-розыскными мероприятиями понимал "действия работников органов охраны общественного порядка, основанные на использовании имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными и направленные на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности".


Закономерный анализ настоящего определения дает возможность сделать заключение, что в качестве родового объекта понятия оперативно-розыскных мероприятий тут рассматриваются действия сотрудников органов охраны общественного порядка. В приведенном определении указаны отличительные признаки оперативно-розыскных мероприятий:

- особый субъект действий в лице служащих органов внутренних дел;

- внедрение гласных и внегласных средств и методов;

- установка на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.[2]

1-ый признак оперативно-розыскных мероприятий, включенный в определение, показывает субъекты оперативно-розыскных мероприятий, в качестве коих, согласно мнению А.Г. Лекаря, могут быть представлены должностные лица органов внутренних дел. С этим расширенным подходом нельзя полностью согласиться, потому что зачисление в штат служащих ОВД не считается автоматическим наделением прав на проведение оперативно-розыскных мероприятий. На этот случай нужно получить особые полномочия.

2-ым отличительным признаком оперативно-розыскных мероприятий, согласно мнению А.Г. Лекаря, считается их основанность на применении как гласных методов, при которых оперативные работники не скрывают своей принадлежности к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и действуют от их имени, так и внегласных (скрытных, конфиденциальных) средств и способов.

Например, методы познания и воздействия, применяемые при осуществлении целого ряда общих и практически всех специальных (кроме цензуры корреспонденции осужденных) оперативно-розыскных мероприятий. Этот признак является следствием основополагающего принципа оперативно-розыскной деятельности – сочетания гласных и негласных методов и средств.

3-ий особый признак оперативно-розыскных мероприятий отображает задача, которая имеет возможность быть достигнута в итоге его проведения. Так как оперативно-розыскные мероприятия считается составляющей оперативно-розыскной деятельности, то с их участием решаются определенные (локальные, промежуточные) тактические задачи.

Ориентация на решение частной тактической задачи делает отличной оперативно-розыскные мероприятия от иных категорий. По данному признаку оперативно-розыскных мероприятий, в частности, есть возможность различать от оперативного розыска как формы оперативно-розыскной деятельности, который ориентирован на определение и решение одной из ведущих задач всей оперативно-розыскной работы – выявления лиц, подготавливающих и совершающих правонарушения, и прецедентов, свидетельствующих о данном преступлении.


В своей работе «Профилактика преступлений» А.Г. Лекарь (1972г.) поменял изначальную дефиницию оперативно-розыскных мероприятий, определив их как "базирующиеся на применении особых негласных средств и способов в сочетании с гласными средствами и способами воздействия оперативного сотрудника органов внутренних дел, нацеленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью".

Можно заметить, что в новом определении были уточнены субъекты оперативно-розыскных мероприятий: взамен сотрудников органов охраны общественного порядка в нем указывалось на оперативных сотрудников, то есть должностных лиц, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной работы.

Более того, в новом определении изменена формулировка задач оперативно-розыскных мероприятий: взамен частных задач оперативно-розыскной деятельности в данном определении в качестве задач такого рода упоминались отдельные задачи борьбы с преступностью. Это перемена необоснованно расширяет круг задач оперативно-розыскных мероприятий, потому что к отдельным задачкам борьбы с преступностью имеют все шансы быть определены: общая профилактика, расследование злодеяний, служба охраны социального около и например дальше.[3]

Достаточно близкое по содержанию определение предложил В.В. Дюков (1977г.), по мнению которого оперативно-розыскные мероприятия – это "комбинированная серия (система) взаимосвязанных действий оперативных работников с использованием как гласных, так и негласных сил, и средств для решения конкретной тактической задачи". В отличие от упомянутых ранее определений, автор полагает, что оперативно-розыскные мероприятия основывается не просто на действиях, а на их комбинированной серии.

Такое уточнение подчеркивает сложный характер оперативно-розыскного мероприятия как структурного элемента оперативно-розыскной деятельности. Каждое мероприятие складывается из каких-то простейших действий. В данном случае смысл слова и сущностная характеристика явления, которое им обозначено, в полной мере совпадают.

В отличие от двух предыдущих определений, в последнем говорится об использовании не средств и методов, а сил и средств, что представляется не вполне обоснованным. Как известно, под силами оперативно-розыскной деятельности понимаются сотрудники оперативных аппаратов, штатные негласные сотрудники, сотрудники других служб правоохранительных органов, привлекаемые к проведению отдельных оперативно-розыскных мероприятий, внештатные сотрудники, а также лица, оказывающие содействие. В связи с этим дважды упоминать субъектов в определении оперативно-розыскных мероприятий будет по меньшей мере тавтологичным.[4]