Файл: Теории происхождения государства (Общая характеристика до государственного периода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. В догосударственном обществе высшей ценностью и образцом для индивидуальной и коллективной деятельности являются традиции (или обычаи). «Порядок в таком обществе требует строгого соблюдения обычаев и следования знаниям, полученным от предшествующих поколений». Индивидуальная социокультурная деятельность в закрытых обществах формировалась на основе следования традициям, подражания определенным образцам поведения, которые сложились в культуре и не подлежали критике и рациональному осмыслению.

7. В силу того что догосударственное общество было дописьменным, социальные нормы передавались как в процессе практических действий (наглядные формы и образцы для подражания), так и через вербальные формулы, запреты, предписания, символы, содержащие указания на то, как следует поступать. Их восприятие членами такого общества происходит на примере поведения тех, кто действует правильно (следствием такого поведения является одобрение со стороны коллектива), а также на примере негативных последствий, которые испытывают на себе нарушители существующей регламентации. В таких обществах в качестве механизмов трансляции социальных норм и социального опыта, выполняющих функции социальной памяти, выступали ритуалы и обряды[19].

Правила или нормы поведения в догосударственном обществе нельзя отнести ни к правовым нормам, ни к моральным нормам. Они имеют характер мононорм, т.е. единых, еще не расчлененных специфических норм первобытного общества[20].

8. В случае нарушения прав в догосударственном обществе процесс защиты прав и свобод человека подразумевал личную самостоятельную расправу над провинившимся субъектом, а наказание представляло собой неограниченные естественные побуждения человеческой природы и мало сопоставлялось с моральными нормами, существующими в настоящий период. Как замечает историк права В.И. Сергеевич, «первые и крайне грубые формы восстановления нарушенных прав сложились еще прежде государств... Как преступление имело первоначально частный характер, так точно и восстановление прав было делом частных лиц»[21].

9. В силу принятых в тот период обычаев, выполнявших функцию обычного права и являвшихся единственными регуляторами общественных отношений, человек сам должен был защищать себя, свою семью, свой род от каких-то посягательств и наказывать обидчиков[22]. Древнейшее право не вмешивалось в отношения между субъектами, связанными с частными правонарушениями: посягательством на жизнь, телесную неприкосновенность и другими личными и имущественными обидами. Главным и, можно сказать, единственным способом защиты нарушенных прав и свобод личности в догосударственном обществе, в котором еще не было аппарата принуждения и борьбы с преступностью, была месть (зачастую кровная), адресованная причинителю вреда и впоследствии получившая более пространную форму своей реализации в виде самосуда[23].


Однако не стоит думать, что нормы в первобытном обществе были незыблемы и нерушимы, они дают возможность обществу приспосабливаться к меняющейся ситуации, закрепляя затем нововведения как новые нормы. И это было характерно для первобытного общества: иначе оно не смогло бы выжить и развиваться дальше.

1.2. Причины формирования возникновения государства

А. Б. Венгеров выделяет следующие экономические предпосылки возникновения государства: 1) совершенствование орудий труда; 2) разделение труда; 3) переход от присваивающей экономики к производящей; 4) появление первичного товарооборота; 5) появление частной собственности (в основном, в западных государствах)[24].

Социальные предпосылки: 1) имущественное расслоение общества; 2) введение единобрачия; 3) запрет инцеста (кровосмешения).

Идеологические предпосылки: 1) введение единобожия.

Политические предпосылки: 1) захват жизненного пространства для племени; 2) обеспечение безопасности племени.

Психологические предпосылки: 1) осознание общих интересов[25].

В учебнике «Актуальные проблемы теории государства и права» М. М. Рассолов отмечает, что Фридрих Энгельс в своём труде «Происхождение собственности, семьи, государства» выделил три формы происхождения государств: 1. Афинская форма. Становление Афинского государства – это классический путь становления государства. Причиной появления государства стали внутренние процессы, не было ни внутренней борьбы, ни захватнических войн. Произошло расслоение населения по имущественному признаку, выделился класс богатых, который стал управлять. 2. Римская форма. Римское государство появилось в результате борьбы между двумя общественными классами – между патрициями (родовая знать, коренные роды) и плебеями (пришлые). 3. Древнегерманская форма. Государство возникло в результате завоевательных походов германских племён. Они захватили Римское государство[26].

Ф. Энгельс проигнорировал особенности возникновения древневосточных государств. Там была общинная собственность. Из общины появилось государство[27].

Также следует обозначить высказывание М. Н. Марченко, что основными факторами, способствующими возникновению государств являются:


1) Природно – климатический фактор. Государство первоначально возникает там, где естественным образом существуют благоприятные природно-климатические условия.

2) Географический фактор предполагает удачное географическое расположение на пересечении или непосредственно вблизи отлаженных торговых путей (передняя Азия – современный Израиль; Великий Шёлковый путь – современный Китай; территория финикийцев – за счёт мореплавания, торговли, обмена товарами).

3) Экономический фактор – «линейная схема», предложенная Ф. Энгельсом – он выявил схему экономического развития. Переход людей от присваивающей экономики к производящей[28].

4) Фактор власти. Происходит трансформация сущности власти от авторитета её носителя к авторитету должности.

5) Трансформация системы социальных связей от родоплеменных отношений к семейным. Семья – основа государства.

6) Изменение нормативного регулирования от универсального к дифференцированному, в котором в связи с возникновением государства возникает и право. Например, юридическая ответственность - публичная казнь.

7) Демографический фактор. Формирование государства возможно лишь в тех демографических условиях, когда общество достигает значительного количества его членов, и эффективное управление этим обществом в рамках родоплеменных отношений не представляется возможным[29].

8) Духовный фактор. Формирование государства возможно лишь в условиях относительно высокой духовной культуры общества, способности этого общества воспринимать ценность государства.

9) Личностный фактор. Развитие государства у отдельных народов тесно связано с проявлением личных качеств правителя[30].

При формировании государства имеет значение не отдельный фактор, а их необходимая и достаточная совокупность в конкретных исторических общественных условиях[31].

Вывод: Такой социальный институт, как государство, возник на определённом этапе развития человеческого общества. Формирование государства – исторически закономерное явление. Государство пришло на смену родоплеменным отношениям, которым были свойственны: объединение людей по принципу кровного родства, социальное равноправие, отсутствие аппарата управления и принуждения, участие всех взрослых членов рода в управлении делами. Однако изменения в экономической и социальной сферах общества приводят к образованию первых государств. Эти государства были рабовладельческими, среди них такие, как: Древний Египет, Вавилон, Древний Рим, Древняя Греция. Первое государство славян Киевская Русь сформировалось в IХ веке


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1. Теологическая

Рассмотрим основные положения теологической теории происхождения государства, а также определим её представителей и направления развития.

Основными представителями теологической теории в хронологической последовательности считаются: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Маритен, Дабен, Месснер.

Время возникновения и распространения – 13 век. Одним из основоположников является Аврелий Августин. Он предлагал разделять людей на две группы:

  • живут, выполняя волю Бога;
  • предпочитают придерживаться человеческим законам бытия[32].

По мнению ученого, человек греховен, не способен изменить свою суть, не в его силах создать на Земле общество, государство с идеальным устройством. Бог – единственный создатель вечного земного порядка и государства, в том числе[33].

Работы Фомы Аквинского (1225-1274) стали своеобразной энциклопедией церковной идеологии средневековья. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено как наиболее точно отражающее дух и задачи католицизма. Энциклика – это послание Папы Римского, которое обращено ко всем католикам и католическому духовенству[34].

Его труды интересны по распределению линий власти и взаимной подчиненности. Наверху – Бог и им созданный и продиктованный Вечный Закон (послушание). Дальше все акты и указы (низшие законы) делятся на три группы:

  • естественные;
  • позитивные;
  • божественные[35].

Первая группа (естественные) – это отражение Вечных канонов в человеческом разуме. Они заставляют людей сохранять себя, продолжать человеческий род (думать о потомстве), уважать себе подобных. Позитивный свод правил – путь достижения человеком уровня высокой нравственности. Как объясняет теория приобретение добродетелей?

Перед Богом нужно испытывать страх, понимать его силу. Боязнь наказания за нарушение божественных требований – основа духовности и религиозности, на которых держится государство и жизнь в нем. Божественные акты расписаны в Библии. Их характеристика подробна и понятна: забыл, засомневался – книга поможет и наставит на истинный и правильный путь.


Интересно, что оба автора развивают идеи друг друга, хотя их века и знания различны.

В дальнейшем теологическую теорию происхождения государства развили представители исламской религии, католической церкви (Маритен) и неотомизма (Дабен, Месснер и др.)[36].

По мнению сторонников теологической теории, государство – это продукт божественной воли. Следовательно, государственная власть является незыблемой и зависит преимущественно от религиозных институтов и деятелей. По этой причине каждый человек обязан подчиняться государю во всем. Сложившееся социально-экономическое и правовое неравенство людей также предопределено божественной волей[37]. С этим рекомендуется смириться и не препятствовать продолжателю на земле божественной власти, поскольку непослушание государственной власти может быть расценено как непослушание Богу[38].

Придавая государству и государям, представителям и выразителям божественных велений ореол святости, сторонники теологической теории поднимали их статус, способствовали становлению в обществе порядка, согласия и духовности. В теологической теории происхождения государства важная роль отводится церкви и религиозным организациям как посредникам между Богом и государством[39].

Теологическая теория происхождения государства недооценивает влияние социально-экономических и духовных отношений на государство, что не позволяет понять, как совершенствовать форму государства и совершенствовать государственное устройство. Теологическая теория основывается в большинстве своем на вере[40].

У теории есть достоинства и недостатки. Они помогают понять, что защищает наука. Основной тезис – «вся власть от Бога», – оспаривается. Какие плюсы и минусы можно выделить.

Минусы:

  • нет научного доказательства наличия Бога, поэтому нет научности в самой теории;
  • все основывается на вымысле человека о своем происхождении и появлении общественных объединений;
  • отсутствие научных основ не дает возможности опровергнуть теорию.

Плюсы:

  • монорелигия и государство появляются одновременно;
  • теория направлена на укрепление порядка в обществе;
  • объясняет теократические государства – первые виды общественных объединений;
  • является теорией, останавливающей развитие войн, революций, насилий;
  • представителем и приверженцем теории может быть человек любых идеологий: ислам, католик.