Файл: Выбор стиля руководства в организации ( Теоретические основы изучения современных подходов к стилям управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы изучения современных подходов к стилям управления

1.1. Теоретические основы анализа различных стилей руководства в современной организации

1.2 Классификация стилей руководства

1.3 Особенности подходов к лидерству и стилям в современных условиях

2. Анализ системы лидерства и стили управления в ООО «PA Феникс-Плюс»

2.1. Общая характеристика организации

2.2. Методика экспертной оценки стилей управления в ООО «PA Феникс-Плюс»

3. Разработка предложений по совершенствованию авторитета и стилей лидерства в организации ООО «PA Феникс-Плюс»

3.1. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом в ООО «PA Феникс-Плюс»

3.2. Разработка методики оценки социально-экономической эффективности развития лидерского потенциала сотрудников

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

3.2. Разработка методики оценки социально-экономической эффективности развития лидерского потенциала сотрудников

В настоящее время все острее возникает необходимость рассмотрения существующих методологических подходов и методик оценки эффективности менеджмента персонала в целом, развития и оценки управленческого персонала в частности, на основе введения количественных значений, с целью выбора методологического подхода[56]1.

Экономический эффект должен отражать экономическую сущность процесса удовлетворения потребности производства в персонале. Таковым выражением является труд работников, который «потребляется» производством. Следовательно, экономический эффект управления персоналом может быть выражен через продуктивность (производительность) труда.

Продуктивность определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования, энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов[57]2.

Социальный эффект от управления персоналом должен выражать степень удовлетворенности потребностей персонала[58]3. Потребности персонала, в общем виде могут быть сведены к трем типам потребностей: существования, взаимоотношений, роста. Следовательно, в определении социального эффекта управления персоналом следует учитывать степень удовлетворенности данных типов потребностей работников.

Потребности существования - включает в себя, в общем виде, удовлетворение потребностей персонала в средствах к существованию и жилище. Удовлетворение первой потребности достигается путем выплаты заработной платы и предоставлении социальных льгот (в денежном выражении).

Потребности взаимоотношений - включает в себя удовлетворенность потребностей персонала во взаимоотношениях с внешней средой. В качестве средства удовлетворения данной потребности на рабочем месте могут служить условия труда персонала компании, социально-психологический климат в коллективе[59]1.

Потребности в росте (самовыражении) - может быть удовлетворены посредством помощи работнику в личностном и профессиональном развитии, а также в предоставлении работнику возможности творческого самовыражения.

Для выявления степени удовлетворения потребностей роста и развития личностного потенциала сотрудников компании «PA Феникс-Плюс» можно предложить методику определения эффективности развития управленческого потенциала[60]1. Основным содержанием методики определения эффективности развития управленческого потенциала сотрудников ООО «PA Феникс-Плюс» могут быть процедуры определения эффективности интенсивных технологий обучения в процессе развития и оценки управленческого персонала (ИТО). Методика определения эффективности ИТО может быть использована в следующем качестве[61]2:


- как вспомогательный материал при обсуждении процесса освоения ИТО и принятия решения о его проведении;

- как средство оценки эффективности учебного процесса;

- как инструмент обратной связи с менеджерами предприятия.

Процедуры определения эффективности следующие.

1. Задачи-технологии. Назначение - определение эффективности технологии с точки зрения содержательных задач.

2. Экономическая эффективность. Назначение – определение экономической эффективности методом экспертных оценок.

Процедуры:

-расчет финансовых затрат на использование технологии (заработная плата участников, оплата транспорта, питания, помещений, стоимость материалов, оплата консультантов и технических работников);

- выделение наиболее весомых задач, полученных при использовании технологии и подсчет ожидаемой от их внедрения экономии[62]1;

-подсчет после реализации задач, реальной экономии;

- вычет из ожидаемой и реальной экономии затрат на реализацию технологии.

Полученную сумму можно считать показателем экономической эффективности. Для оценки и реальной экономии от реализации выполненных задач при использовании технологий целесообразно пользоваться экспертным методом.

3. Динамика интеллектуального потенциала. Назначение – определение экономической эффективности применения технологий по динамике качества решаемых задач.

Процедуры:

-предложение участникам ежедневно в конце групповой работы давать решение основной задачи или проблемы. Решения не должны повторяться у одного человека дважды. Работа должна проводиться индивидуально[63]2;

- определение по окончании работы, в каких группах число и качество решенных задач и новизна наращивалась;

- определение того, в какой мере возрастает по дням согласованность решенных задач в рабочих группах и среди всех участников;

- определение, насколько отстоят количество и качество решенных задач последнего дня от этих же показателей первого, зафиксированных в специальной анкете;

- повышение компетенции, рост качества, новизны, согласованности решений и их дистанцию от первоначальных вариантов как показатели эффективности работы.

4. Субъективные оценки. Назначение - определение эффективности применения технологии по су6ъектнвным оценкам участников[64]1.

Процедуры:

- предложение на установочном занятии или до реализации технологии всем будущим участникам заполнить анкету;


- предложение на заключительной дискуссии всем участникам заполнить анкету;

- качественный и количественный анализ ответов, в частности, - расхождений, сдвигов в ответах на вопросы. Довести эти результаты до сведения всех обучаемых сотрудников.

5. Развитие групп. Назначение – определение эффективности применения технологии.

Процедуры:

- предложение ежедневно после дискуссии ее участникам сделать рефлексивный анализ того, что происходило в группе в течение дня.

- определение по ответам на второй вопрос, какие группы развивались в позитивном направлении, превращались в группы, способные дать синергетический эффект (результаты группы, превышающие простую сумму результатов участников).

6. Развитие технологии. Назначение - определение эффективности применения технологии с точки зрения ее развития.

Заключение

В курсовой работе были исследована и дана оценка лидерским и управленческим качествам руководителя компании «PA Феникс-Плюс». Данная оценка непосредственно влияет на способность решать задачи определенной важности, сложности и качества, причем в соответствующей области деятельности. Обобщая данные исследования, можно сказать, что в целом оценка руководителя компании «PA Феникс-Плюс» неплохая, но не идеальная. Все эксперты единогласно оценили директора на среднем уровне, что недостаточно для такого ранга должности. Есть некоторые отдельные характеристики личности, на которые необходимо обратить пристальное внимание, так как они не только мешают самому руководителю в работе, но негативно действуют на окружающих.

На основании анализа исследования психологических характеристик личности сотрудников и руководителя ООО «PA Феникс-Плюс» предложен методический подход к определению оценки потенциала кадров управления, позволяющий использовать его для решения различных управленческих задач. Разработана система тестирования персонала предприятия, дающая возможность сравнения разных групп менеджеров, позволяющая оценить социально-экономическую эффективность развития управленческого потенциала сотрудников. Рассчитана экономическая эффективность внедрения основных методов обучения персонала компании «PA Феникс-Плюс» для развития лидерского потенциала с целью более эффективного управления предприятием.

Управление персоналом и выявление лидерских качеств современного торгового предприятия представляет собой сложный процесс, который не сводится только к администрированию, командованию персоналом. Необходимо использовать разнообразные методы стимулирования активности сотрудников: гибкие системы заработной платы и премирования, морально-психологические стимулы, творческий труд, вовлечение работников в процесс управления организацией. Однако полностью отказываться от административных методов в нынешних условиях - преждевременно.


С целью повышения эффективности деятельности компании «PA Феникс-Плюс» необходимо формировать кадровый резерв предприятия и развивать молодых специалистов с управленческими навыками и лидерским потенциалом.

Современная торговая деятельность характеризуется высокой степенью сложности и динамичности, поэтому сотрудники компании «PA Феникс-Плюс» должны обладать не только профессиональными знаниями, но и способностью принимать быстрые эффективные и самостоятельные решения, лежащие в русле общей стратегии предприятия. Добиться этого можно лишь вовлечением их в процесс управления компанией, в процесс коллективной разработки ее стратегии и планов, совместного контроля за выполнением принятых решений.

Целесообразно одним из главных рычагов совершенствования работы предприятия сделать постоянное повышение квалификации, обучение кадров. Система обучения должна быть многоуровневой, охватывая весь персонал вплоть до высшего руководства. Желательно использовать кроме традиционных форм учебы внутрифирменное обучение в виде деловых игр, взаимных стажировок, наставничества, реализации индивидуальных планов самообучения. Совершенствование и развитие лидерских качеств, как составляющих успешной деятельности предприятия, желательно сделать одним из главных направлений деятельности руководителя компании «PA Феникс-Плюс». Целесообразно при руководстве компанией создать «группу по управленческому консультированию», объединяющую на общественных началах системно мыслящих специалистов из разных подразделений.

Разработанные в курсовой работе методики тестирования и определения оценки управленческого персонала могут являться практическим материалом для реализации стратегии в различных организациях в современных экономических условиях.

Список литературы

  1. Аверченко Л.К. Психология управления. Курс лекций. / Л.К. Аверченко - М.:ИНФРА-М, 2007. - 325с.
  2. Акопян Р. Э. Специфика стиля руководства в европейских организациях / Р. Э. Акопян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015.- №1. – С. 45-52
  3. Вачугова Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа. 2005. - 376 с.
  4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала/ В.Р. Веснин - М.: Наука, 2010. - 532 с.
  5. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский - М.: Изд-во МГУ,2010.- 416 с.
  6. Воробьев В.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала / В.Г. Воробьев //СОЦИС - 2010.- № 11. - С. 8-16
  7. Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений / С.Н. Воробьев — М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2007 – 336 с.
  8. Галенко В.П.Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко - М.: Финансы и статистика, 2013. - 673 с.
  9. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент. Учебник / А.Л. Гапоненко — М.:Изд-в. РАГС, 2010 – 440 с.
  10. Глухов В. В. Основы менеджмента / В.В. Глухов. - Спб.;Прайм, 2005. - 629с.
  11. Голубева Л. Ф. Социально-психологические основы управления трудовым коллективом / Л. Ф. Голубева // Вестник Тамбовского университета. – 2015. - №3. – С. 33-41
  12. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности/ В. Г. Гуляев– М.: Питер, 2007. - 312 с.
  13. Дафт Р. Организации./ Р. Дафт - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 352 с.
  14. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин - Н. Новгород:НИМБ, 2007 — 720 с.
  15. Ермакова В.П. Менеджмент для студентов ВУЗов./ В.П. Ермакова - Р-н-Д: Феникс, 2007 – 280 с.
  16. Еропкин А.М. Организационное поведение/ А.М. Еропкин — М.:МАИ, 2008. - 431с.
  17. Ивановская Л.В. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии / Л.В. Ивановская - М.: ГАУ, 2011. - 578 с.
  18. Кибанова А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2012. - 233 с.
  19. Короткова Э.М. Менеджмент / Короткова Э.М. - М: ИНФРА-М, 2009 – 368с.
  20. Кулагин О.А. Принятие решений в организациях. Учебное пособие. / О.А. Кулагин – СПб: Сентябрь, 2007 – 320 с.
  21. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. 2-е изд / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
  22. Лукичева Л.И. Управление организацией/ Л.И.Лукичева.- М.:Омега-Л, 2008 – 349 с.
  23. Мильнер Б.З. Теория организации. Высшее образование. Бакалавриат./ Б. З. Мильнер — М.:ИНФРА-М, 2016.-848с.
  24. Нечепоренко О. П. Стиль руководства как фактор социально-психологического климата коллектива и удовлетворенности работы / О. П. Нечепоренко // Вестник Омского универитета. – 2013. - №1. – С.45-52
  25. Огарков А.А. Управление организацией: учебник/ А.А. Огарков – М: Эксмо, 2010 – 467 с.
  26. Питерс Т. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний / Т.Питерс — М.;Альбина Паблишер, 2006.-592с.
  27. Пригожин А.И. Современная социология организаций/ А.И. Пригожин — М.:ИНФРА-М, 2005.-724с.
  28. Прокофьева Ж.В. Менеджмент / Ж.В.Прокофьева. – М.: Знание, 2008 – 340 с.
  29. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения / Ременников В.Б. - М.: ЮНИТИ, 2008 – 443 с.
  30. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении./ В. А. Розанова — М.:Интел-Синтез, 2007. - 720с.
  31. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии/ Е.В. Сидоренко - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
  32. Смирнов Э.А. Основы теории организации / Э.А. Смирнов — М.:ЮНИТИ, 2000.-420с.
  33. Спивак В.А. Лидерский стиль управления в экономике / В. А. Спивак // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - №2 – С. 65-87
  34. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи/ С. Г. Тарасов - СПБ: Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.
  35. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде / С.Н.Тидор - Петрозаводск, «Фолиум», 2013. - 196 с
  36. Трояновский В.М. Разработка управленческого решения: Учебное пособие/ В.М. Трояновский - М.: Изд. РДЛ, 2008 – 382 с.
  37. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова — М.:ИНФРА-М, 2008.- 382 с.
  38. Уинслоу Т.Ф. Менеджмент / Т.Ф. Уинслоу- М.:Контроллинг,2003.-782с.
  39. Эванс Дж. Р. Маркетинг / Дж. Р. Эванс – М.: Сирин, 2002. — 308 с.
  40. Ямпольская Д.О. Менеджмент/ Д.О. Ямпольская - СПб, Нева, 2008 – 310с.

Приложение 1

Рисунок 2.1. Организационная структура ООО «PA Феникс-Плюс»

Приложение 2

Рисунок 2.2. Степень уверенности в себе среднего звена компании «PA Феникс-Плюс»

Рисунок 2.3. Степень уверенности в себе высшего звена управления компании «PA Феникс-Плюс»

Приложение 3

Таблица 2.2. Показатели уровня качества работы руководителя

Оценка, баллы

Характеристика

< 21 балла и ниже

(коэффициент 0,42 и ниже)

Практическая непригодность к выполнению функций руководителя

21,01 – 27 баллов

(коэффициент 0,43 – 0,6)

Низкий уровень

27,01 – 36 баллов

(коэффициент 0,61 – 0,8)

Средний уровень

36,01 – 45 баллов

(коэффициент 0,81 – 1,0)

Высокий уровень

Таблица 2.3. Обобщенные экспертные оценки ПХРЛ

Эксперт

Оценка ПХРЛ, сумма баллов

Сумма

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Подчиненные

3,8

3,9

3,8

3,7

4

3,8

3,8

3,1

3,8

33,7

3,74

Коллеги

3,2

4

3,9

3,6

3,9

3,9

4,1

3,4

3,4

33,4

3,71

Эксперты

3,5

4,1

3,9

3,7

4

3,7

3,7

3,9

3,8

34,3

3,81

Сумма

10,5

12

11,6

11

11,9

11,4

11,6

10,4

11

101,4

11,27

Средний балл

3,5

4,0

3,8

3,6

3,9

3,8

3,8

3,4

3,6

33,8

3,76

Таблица 2.4. Средняя оценка исследуемых характеристик руководителя «PA Феникс-Плюс»

Блок

Оценка, средний балл

1

2

1. Планирование деятельности коллектива

3,49

2. Регулирование взаимоотношений в коллективе

3,98

3. Деловые качества

3,86

4. Коммуникабельность руководителя

3,66

5. Общительность руководителя

3,94

6.Требовательность руководителя

3,79

7.Способность к критике

3,46

8.Сочетание личных и общественных интересов

3,83

Общий средний балл

3,75