Файл: Теория человеческих ценностей Маслоу ( Общие понятия человеческих потребностей ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом случае предприниматель как личность явно ощущает свою профессиональную компетентность в том виде деятельности, которым он занимается, и свою полную самостоятельность. Это вытекает из определения, данного в начале настоящей статьи. Потребность в получении признания от окружающих и полезности предприниматель ощущает и как личность, и как руководитель коллектива. Здесь можно провести аналогию с ощущением своей нужности людям, описанной выше при рассмотрении социальных потребностей.

Вершину пирамиды Маслоу составляет потребность в самоактуализации или самовыражении. Факторы мотивации, составляющие эту потребность, свойственны предпринимателю, как личности, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Действительно, работа, т.е. сама предпринимательская деятельность, является основным и наиважнейшим делом жизни предпринимателя, т.к. она создана им самим и является его детищем. Стараясь получить максимальную прибыль и завоевать лидирующее положение на своем сегменте рынка, предприниматель вкладывает в свою работу все свои способности, знания, умение, профессиональный опыт. Это же относится и к максимальной вовлеченности в процесс труда. Само же получение желаемых благ и является самовыражением через труд.

По теории Маслоу считается, что каждая следующая потребность становится мотивирующим фактором после того как практически полностью удовлетворена предыдущая. На практике это пока не доказано, хотя для большинства обычных людей, которых в нашем случае можно рассматривать как наемных работников, работающих за ограниченную по величине заработную плату, это может быть и верно. В случае же с предпринимателем это не так, потому что из описанного нами положения вещей видно, что для достижения своих целей ему необходимо, чтобы мотивирующими факторами были одновременно все пять потребностей, составляющих пирамиду Маслоу.

3.2 Испoльзoвaниe тeории Мaслоу в упрaвлeнии

Теория Мaслоу внeсла исключительнo вaжный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людeй определяется широким спектрoм их потребностeй. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие пoтребнoсти пoсредствoм такого образа действий, который способствует достижению целей всей организaции. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно тoлько экoномичeскими стимулaми, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким зарабoткам и социальным благам, завoeвaнным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), дaже люди, нахoдящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на отнoсительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как oтмечает Теренс Митчелл:«В нашeм обществе физиoлoгические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Тoлько дeйствительно беспрaвные и беднейшие слои насeления руководствуются этими пoтребностями низших уровней. Отсюда слeдует очевидный для теoрeтиков систем управлeния вывод о том, что потребности высших урoвней могут служить лучшими мoтивирующими фaктoрами, чем потрeбнoсти нижних урoвнeй. Этот фaкт подтверждaется исслeдоватeлями, провoдившими опросы работников о мoтивах их деятeльности».


В итоге можно сдeлать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими пoдчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Пoскольку со временем эти потребности меняются, то нeльзя рассчитывать, что мoтивация, которая сработала один раз, будет эффективно рабoтать все время. На рис. 2 в сводном виде перечислены некоторые спoсобы, при помoщи которых рукoводители могут удовлетворить потребности высших уровней у свoих подчиненных в ходе трудoвого прoцесса.

Социальные потребности

1. Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться

2. Создайте на рабочих местах дух команды

3. Проводите с подчинёнными периодические совещания

4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба

5. Создайте условия для социальной активности членов организации вне её рамок

Потребности в уважении

1. Предлагайте подчинённым более содержательную работу

2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами

3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчинёнными результаты

4. Привлекайте подчинённых к формулировке цели и выборке идеи

5. Делегируйте подчинённым дополнительные права и полномочия

6. Продвигайте подчинённых по служебной лестнице

7. Обеспечивайте обучение и переподготовку

Потребности в самовыражении

1. Обеспечивайте подчинённым возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал

2. Давайте подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи

3. Поощряйте и развивайте у подчинённых творческие способности

Рис. 2 Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Заключение

Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.

По данной работе можно сделать следующие выводы:

По Маслоу существуют следующие базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности, потребность в любви (принадлежности), потребность в признании и потребность в самоактуализации. они расположены в иерархическом порядке (вершиной является потребность в самоактуализации, а основой являются физиологические потребности);


Потребности не возникают только лишь после 100% удовлетворения предыдущей. В настоящей жизни у человека постоянно существуют несколько нужд, но какая то из них доминирует и сильнее других влияет на мотивы поведения человека.

Чем ниже находится потребность в данной иерархии, тем больший ее процент должен удовлетворяться.

Самоактуализация является высшей в иерархии потребностей по Маслоу. Потребность в ее реализации возникает далеко не у всех людей. Люди сомневаются в своих способностях и своих силах, тем самым уменьшают шансы на самореализацию. Около 1% людей нашего общества становятся самоактуализированной личностью.

Подводя итог данной курсовой работе, мы можем сделать следующие выводы.В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности.

Список литературы

1. Весенин В.Р. Основы менеджмента. М. Элит 2002 г.

2. Гобл Ф. Третья сила: Психология Абрахама Маслоу [Текст] / Ф. Гобл // Новые рубежи человеческой природы А. Маслоу. М.: Смысл, 1999. 430 с.

3. Иерархия потребностей личности. Абрахам Маслоу// Журнал психолога. anyPSY.ru - Вся психология (электронный ресурс), режим доступа: http://www.anypsy.ru/content/ierarkhiya-potrebnostei-lichnosti-abrakham-maslou.

4. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: Инфра-М, 2002 г.

5. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д.А.

6. Мотивация труда и эффективность работы. Н. Комарова. 2003.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. СПб., 2002. 480 с.

8. Методы и средства эффективной мотивации персонала.Posted on 2 Декабрь 2008.[Электронный ресурс]/Сосновый А.П.,Ратников П.В.http://free-consulters.ru/?p=325.

9. Мотивация: иерархия потребностей.// Библиотека психологической литературы (электронный ресурс), режим доступа: http://bookap.info/genpsy/terlich2/gl118.shtm.

10. Основы менеджмента. Олдкорн Р. 2003 г.

11. Пирамида потребностей по Маслоу// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%BF%D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83.

12. Уткин. Профессия – менеджер. М. 2004 г.

13. Четвертаков С.А. Иерархия потребностей по Маслоу - общая теория мотивации для социологии [Электронный ресурс] / С.А. Четвертаков. Загл. экрана: sergeychet.narod/motiv.html.