Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность - это множество индивидуальных объектов - экземпляров, причем все эти объекты являются различными.

Связь - это функциональная зависимость между сущностями. Каждая сущность обладает атрибутами. Атрибут - это свойство объекта, характеризующее его экземпляр.

Графически связь изображается в виде линии, связывающей две сущности или ведущей от сущности к ней же самой. При этом в месте "стыковки" связи с сущностью используются трехточечный вход в прямоугольник сущности, если для этой сущности в связи могут использоваться много экземпляров сущности, и одноточечный вход, если в связи может участвовать только один экземпляр сущности. Обязательный конец связи изображается сплошной линией, а необязательный - прерывистой линией.

Связь типа один-к-одному означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с одним экземпляром второй сущности (правой).

Связь типа один-ко-многим означает, что один экземпляр первой сущности (левой) связан с несколькими экземплярами второй сущности (правой).

Связь типа много-ко-многим означает, что каждый экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и каждый экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности.

В моей курсовой работе ER-модель имеет связь типа один-ко-многим.

Существуют два уровня представления и моделирования - логический и физический. Логический уровень означает прямое отображение фактов из реальной жизни. Например, люди, столы, отделы, компьютеры являются реальными объектами. Они именуются на естественном языке, с любыми разделителями слов (пробелы, запятые и т.д.). На логическом уровне не рассматривается использование конкретной СУБД, не определяются типы данных (например, целое или вещественное число) и не определяются индексы для таблиц.

Диаграмма уровня сущностей и атрибутов, в нотации IDEF1X логического уровня модели (Рис.8):

Физический уровень модели составляют целевая СУБД, имена объектов и типы данных, индексы. ERD – диаграмма в нотации IDEF1X физического уровня представлена на рис. 9.

Рисунок 8 Диаграмма сущностей и атрибутов логического уровня модели

Рисунок 9 ERD – диаграмма в нотации IDEF1X физический уровень


2.4 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

Структурными единицами базы данных Access являются таблицы, запросы, формы, отчеты, страницы, макросы и модули. Таблицы – это объекты, в которые вводятся данные.

Формы – это объекты предназначенные для работы с индивидуальными данными из таблиц баз данных. С помощью форм можно вводить информацию в таблицы, редактировать и удалять ее, а также ограничить доступ к данным и отображать их только в режиме просмотра.

Запросы – это объекты, позволяющие производить расчеты, извлекать нужные данные по определенным критериям, фильтровать данные входящие в БД.

Отчеты – это объекты позволяющие выводить результатные данные на экран и печать в нужном виде.

Страницы – это объекты, позволяющие связываться с Internet или Intranet.

Макросы – это макрокоманды БД, позволяющие просто и быстро выполнять однотипные операции с данными базы.

Модули – это специальные программы, написанные в Access на языке Visual Basic для обработки данных базы, если средств, заложенных в Access для их обработки не хватает или пользоваться ими менее удобно.

Все таблицы создаются на основе информационной модели, причем каждой сущности будет соответствовать отдельная таблица. Ключевые поля будут соответствовать первичным ключам сущностей.

Рисунок 10 Струкрура полей таблицы «Продукция»

Рисунок 11 Пример таблицы «Продукция»

Схема данных является графическим образом БД. Она используется различными объектами Access для определения связей между несколькими таблицами. Например, при создании формы, содержащей данные из нескольких взаимосвязанных таблиц, схема данных обеспечивает автоматический согласованный доступ к полям этих таблиц. Она же обеспечивает целостность взаимосвязанных данных при корректировке таблиц.

Связь между таблицами устанавливает отношения между совпадающими значениями в ключевых полях, обычно между полями, имеющими одинаковые имена в обеих таблицах. В большинстве случаев с ключевым полем одной таблицы, являющимся уникальным идентификатором каждой записи, связывается внешний ключ другой таблицы. Обязательным условием при установлении связи является совпадение связываемых полей по типу и формату.

В нашей базе данных был использован тип связи «один-ко-многим». Отношение «один-ко-многим» является наиболее часто используемым типом связи между таблицами. В отношении «один-ко-многим» каждой записи в таблице A могут соответствовать несколько записей в таблице B, но запись в таблице B не может иметь более одной соответствующей ей записи в таблице A. База данных реализована в виде восьми взаимосвязанных таблиц.


Рисунок 12 «Схема данных»

2.5 Характеристика базы данных

С помощью запроса можно выполнить следующие виды обработки данных:

  • сформировать на основе объединения записей взаимосвязанных таблиц новую виртуальную таблицу;
  • включить в результирующую таблицу запроса заданные пользователем поля;
  • выбрать записи, удовлетворяющие условиям отбора;
  • произвести вычисления в каждой из полученных записей;
  • сгруппировать записи, которые имеют одинаковые значения в одном или нескольких полях, в одну запись с одновременным выполнением над другими полями статистических функций;
  • добавить в результирующую таблицу запроса строку итогов;
  • произвести обновление полей в выбранном подмножестве записей;
  • создать новую таблицу базы данных, используя данные из существующих таблиц.

В Access может быть создано несколько видов запроса:

  • запрос на выборку — выбирает данные из взаимосвязанных таблиц базы данных и таблиц запросов. Результатом является таблица, которая существует до закрытия запроса. На основе такого запроса могут строиться запросы других видов;
  • запрос на создание таблицы — также выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов, но в отличие от запроса на выборку результат сохраняется в новой постоянной таблице базы данных;
  • запросы на обновление, добавление, удаление — являются запросами, в результате выполнения которых изменяются данные в таблицах.
  • Согласно поставленному условию необходима реализация следующий запрос (на выборку):
  • В какие дни объем поставок материалов X от поставщика Т превышал 200 единиц;

Рассмотрим реализацию запроса.

Окно создания запроса в режиме конструктора будет выглядеть следующим образом.

Поскольку запрос является параметрическим, при его выполнении на экране появятся диалоговые окна, где пользователю необходимо задать параметры выборки:

Рисунок 13 Окно создания параметрического запроса в режиме конструктора

Рисунок 14а Запрос на ввод поставщика

Рисунок 14б Запрос на ввод наименования продукции

Рисунок 15 Результат выполнения запроса


Рассмотрим другой тип запросов - запрос на создание таблицы. Таблица «Остатки» будет создана автоматически, на основе данных, имеющихся в таблицах «Продукция», «Приход» продукции» и «Расход продукции».

Рисунок 16 Окно создания запроса на создание таблицы в режиме конструктора

2.6 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Access предоставляет возможность вводить данные как непосредственно в таблицу, так и с помощью форм. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.

Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.

Форма предоставляет возможности для:

  • ввода и просмотра информации базы данных
  • изменения данных
  • печати
  • создания сообщений
  • Основные способы создания форм:
  • Конструктор форм (предназначен для создания формы любой сложности)
  • Мастер форм (позволяет создавать формы различные как по стилю, так и по содержанию).

Рисунок 17 Форма «Приход» с кнопками

Аналогично создаются и остальные формы. Для удобства ввода данных также предусмотрена кнопочная форма, позволяющая, открыть формы для ввода данных, выполнить запросы, просмотреть и распечатать отчеты (см. Приложения).

Рисунок 18 Вид окна конструктора отчетов

Рисунок 19 Отчет «Ведомость прихода на склад»

Отчет – это гибкое и эффективное средство для организации просмотра и распечатки итоговой информации. В отчете можно получить результаты сложных расчетов, статистических сравнений, а также поместить в него рисунки и диаграммы.

Ниже представлен образец отчета «Ведомость прихода на склад». При этом данные сгруппированы по поставщикам. В примечаниях группы отображается число поставок по каждому из поставщиков, а также общая сумма, на которую была поставлена продукция.

2.7 Описание программных модулей

В качестве расчетного модуля на рисунке 20 приведен алгоритм добавления данных в справочники.


Рисунок 20 Алгоритм работы со справочниками

2.8. Контрольный пример реализации проекта и его описание

Работа в системе начинается с заполнения справочников. На рисунке 21 приведена форма заполнения справочника «Производители», а также список производителей.

Рисунок 2.1 Справочник «Производители»

Форма для заполнения справочника «Типы гарантий» и содержание данного справочника приведено на рисунке 22.

Рисунок 22 Справочник «Типы гарантий»

Остальные справочники организованы аналогично.

При заполнении каждого из справочников необходимо заполнить необходимые поля, после чего нажать кнопку «Зарегистрировать».

При вводе осуществляется проверка данных на корректность, а также проверяется заполнение обязательных полей. Рассмотрим эту функцию на примере справочника «Регистрация менеджеров».

Рисунок 23 Проверка данных на обязательность и корректность

При попытке ввода букв латинского алфавита в поле «Фамилия» система показывает сообщение – «только русские буквы», аналогично при незаполнении обязательных полей (например, «Логин» и «Пароль»), показывается сообщение – «Поле обязательно к заполнению».

На рисунках 23 приведены экранные формы списка клиентов физических и юридических лиц.

Рисунок 23 Редактирование списка клиентов-физических лиц

При нажатии иконки с изображением ножниц происходит переход на страницу редактирования данных клиента, с изображением креста – удаление клиента из списка.

Менеджер после прохождения авторизации имеет возможность регистрации заявки:

Рисунок 24 Форма регистрации заявки на гарантийное обслуживание

После регистрации заявки появляется ссылка на сформированный акт приема.

Рисунок 25 Ссылка на акт приема

Образец акта приведен в Приложении 1.

Менеджер также имеет возможность просмотра списка заявок: