Файл: Учет финансовых результатов и составление отчетности (Экономическое содержание прибыли и ее функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.6 Рекомендации МСФО по учету прибыли

Определение конечного финансового результата является одной из важнейших задач бухгалтерского учета организации. Выявление прибыли либо убытка предприятия дает возможность оценить эффективность принятой им учетной политики, правильность выбора предприятием основного вида деятельности, а также позволяет выявить ошибки и недочеты, допущенные при осуществлении предпринимательской деятельности.

Поэтому на каждом предприятии должна быть хорошо организованная система учета финансовых результатов по каждому виду деятельности. Для этого необходимы, во-первых, строгое соответствие учета, организованного на предприятии, всем нормативным документам, утвержденным в Республике Беларусь, а также максимальная приближенность учета финансовых результатов и распределения прибыли к Международным стандартам финансовой отчетности.

Следует отметить, что учет финансовых результатов и прибыли в Республике Беларусь по большей части соответствует стандартам и рекомендациям, опубликованным в Международных стандартах финансовой отчетности.

Рассмотрим эти стандарты подробно. Для начала рассмотрим содержание понятия «выручка».

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО 18), выручка компаний определяется как поступление активов, которое происходит в результате выбытия товаров и услуг. [3, с. 258] Определение данного понятия в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2016 г. № 102, составлено в полном соответствии стандартам. Согласно данной инструкции, выручка от реализации - денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг по ценам, тарифам в соответствии с договором.

Следует обратить внимание на указанные в Международных стандартах финансовой отчетности подходы к признанию выручки. Согласно им, в современном финансовом учете отсутствует единый для всех типов обменных операций подход к признанию выручки; для различных типов обстоятельств существуют различные, а порой и несовместимые правила [3, с. 261].

Так, согласно стандартам, ключевыми подходами к способу признания выручки являются:

 подход, базирующийся на выделении определенного момента в процессе


получения выручки;

 подход, подразумевающий признание выручки в момент увеличения стоимости актива;

 «дробление» выручки (смешанный доход).

Из первого подхода вытекает, что моментом признания выручки предприятием может быть либо окончание процесса производства, либо момент продажи, либо признание выручки после поставки.

Второй подход предполагает признание выручки при получении предприятием ренты, роялти, или процентных платежей либо в момент поступления денежных средств.

Третий подход основан на «дроблении» выручки на части и признании каждой из частей в определенный критический момент, то есть часть выручки отражается на счетах бухгалтерского учета в момент продажи, оставшаяся часть выручки признается по мере выполнения остальных условий контракта (например, в течение гарантийного периода, послепродажного обслуживания).

Что касается момента признания выручки организациями Республики Беларусь, то здесь применяются два подхода к моменту признания выручки: по моменту отгрузки готовой продукции покупателям и по моменту оплаты покупателями платежных документов. Иными словами, в Республике Беларусь применяются два первых подхода, указанные в Международных стандартах финансовой отчетности. Следует добавить, что наиболее часто предприятия промышленности в Республике Беларусь применяют метод признания выручки «по отгрузке», так как он наиболее прост в оформлении и учете. Но метод «по отгрузке» подвергает предприятие-поставщика некоторым рискам: в случае, если покупатель не сможет рассчитаться по платежным документам, поставщик может понести убыток. Это в конечном итоге отрицательно скажется на финансовом результате предприятия.

Третий подход, основанный на «дроблении» выручки также целесообразно применять предприятиями Республики Беларусь, так как он позволяет наиболее точно и своевременно отражать объем поступающей выручки и избежать возможных рисков.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, выручка организации может подразделяться на выручку по основной деятельности и выручку от прочих операций, что совпадает с классификацией видов выручки в Республике Беларусь. Выручка по основной деятельности возникает в результате сделок, являющихся регулярными для данного предприятия, и может включать такие названия, как товарооборот, гонорар, процент, дивиденды, роялти, рента. Выручка от прочих операций представляет остальные виды поступлений, которые составляют доход предприятия.


Необходимо обратить внимание также на то, что в Республике Беларусь величина выручки определяется соглашением между хозяйствующим субъектом и покупателем, то есть выручка оценивается как справедливая стоимость вознаграждения с учетом предоставленных организации согласно договору скидок (наценок). Данный принцип определения выручки указан в Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов. Это полностью совпадает с указаниями Международных стандартов финансовой отчетности.

В Международных стандартах финансовой отчетности дается такое определение чистой прибыли, как разница между доходами и расходами компании за вычетом налога на прибыль. [4, с. 228] В Республике Беларусь при определении величины чистой прибыли предприятия из прибыли до налогообложения вычитаются налоги на прибыль, прочие налоги и сборы из прибыли и прочие расходы и платежи из прибыли. Это совпадает с расчетом ее величины по Международным стандартам.

Согласно МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике», в отчете о прибылях и убытках должна быть раскрыта информация о прибыли или убытках от обычной деятельности и чрезвычайных обстоятельств. В данном приложении к бухгалтерскому балансу предприятий Республики Беларусь отражается прибыль (убыток) как от основного вида деятельности, так и прибыль (убыток) от операционных и внереализационных доходов и расходов, а также величина прибыли (убытка) отчетного периода и чистой прибыли (убытка). Следует отметить, что это является положительной чертой учета прибыли, так как дает возможность сопоставить информацию о результатах обычной деятельности организаций за различные отчетные периоды, а также найти удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли отчетного периода и выявить факторы, определяющие динамику прибыли на предприятии.

На ИП Васильева О.А. нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет не выделяется на отдельном субсчете. На наш взгляд, целесообразно выделить субсчет 84-05 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет». На нем отражается сумма нераспределенной прибыли, оставшейся не использованной в предыдущие годы. Это облегчит учет таких хозяйственных операций, как, например, покрытие убытка отчетного года за счет прибыли прошлых лет либо же, наоборот, покрытие убытка прошлых лет за счет нераспределенной прибыли отчетного года.

При покрытии убытка прошлых лет будет составляться бухгалтерская запись:


Дебет 84-01 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года»

Кредит 84-05 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет».

При покрытии убытка отчетного года за счет нераспределенной прибыли прошлых лет:

Дебет 84-05 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет»

Кредит 84-01 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года».

В начале каждого календарного года сумма прибыли, нераспределенной в предыдущем году, будет отражаться по кредиту счета 84-05 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет» как входящее сальдо. Если это будет убыток, то он будет отражаться по дебету счета.

Так же целесообразно выделять субсчета 02 «Фонд накопления образованный», 03 «Фонд потребления образованный» и 04 «Фонд пополнения собственных оборотных средств за счет прибыли», так как, по решению учредителя, на предприятии могут создаваться фонды, которые целесообразно учитывать на отдельных субсчетах.

На ИП Васильева О.А. многие затраты, связанные с развитием производства, и иные затраты, которые могут погашаться за счет образованных фондов, относятся на внереализационные расходы и уже по мере их образования они могут погашаться за счет нераспределенной прибыли.

С одной стороны, это удобно, так как предприятие заранее не может оценить свою реальную потребность в средствах, которые в последствие понадобятся ему для расширения, совершенствования производства и иные цели. Проще по мере возникновения затрат относить их на внереализационные расходы и потом уже погашать за счет нераспределенной прибыли.

С другой стороны, при образовании фондов на 84 счете «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» облегчается процедура учета затрат по целевому назначению этих фондов, а также процедура учета налоговых льгот.

Следовательно, на ИП Васильева О.А. целесообразно открывать субсчета для учета фондов, но при этом для определения суммы прибыли, подлежащей перечислению в тот или иной фонд, на предприятии должен быть хорошо разработанный бизнес-план.

2.7 Развитие учета финансовых результатов в условиях применения системы информационных технологий


Немаловажную роль в настоящее время играет автоматизация учета на предприятиях. Она позволяет облегчить учет для персонала бухгалтерии, уменьшить документооборот. Правильная организация автоматизированного учета на предприятии помогает избежать дополнительных учетных ошибок и максимально приблизиться к международным стандартам. На ИП Васильева О.А. учет в бухгалтерии полностью автоматизирован. Предприятие использует ПО Галактика. Создана единая база данных, и каждый работник бухгалтерии регулярно вносит туда определенные сведения на своем участке согласно первичным документам. Главный бухгалтер регулярно проверяет правильность ведения учета исходя из оборотов Главной книги.

Учет финансовых результатов в ПО «Галактика» на предприятии организовано следующим образом:

Весь учет в ПО «Галактика» разделен на оперативный и бухгалтерский контур. При реализации продукции в оперативном контуре составляются сначала счет на продажу, а затем накладная на отпуск, и уже после этого в бухгалтерском контуре составляется соответствующая запись по данной хозяйственной операции.

При выписке счета на продажу в ПО «Галактика» выполняется набор операций: Главное меню/ Управление сбытом/ Документы/ Основание на продажу. Во всплывшем окне заполняются все реквизиты счета на продажу по определенному плательщику. Далее на предприятии выписывается накладная на отпуск продукции. При этом в ПО «Галактика» выполняется ряд команд: Главное меню/ Управление сбытом/ Документы/ Накладные на отпуск. Далее заполняются реквизиты документа. Далее заполняется бухгалтерский контур, то есть составляются бухгалтерские записи по хозяйственным операциям. При этом выполняются команды: Главное меню/ Хозяйственные операции/ Операции/ Разноска хозяйственных операций/ Управление сбытом/ Отпуск товаров, материалов. И во всплывшем окне, представленном на рисунке, бухгалтер составляет необходимые записи по счетам 43, 62, 90.

Ежемесячно на счет 99 «Прибыли и убытки» списываются суммы со счетов 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», 91 «Прочие доходы и расходы». ПО «Галактика» предусмотрено выполнение данных операций через Главное меню/ Бухгалтерская отчетность/ Главная книга/ Закрытие счетов бухгалтерского учета/ Закрытие счетов. Но на ИП Васильева О.А. не произведена настройка порядка закрытия счетов, поэтому бухгалтер выполняет это через бухгалтерскую справку. Но в целях совершенствования учета предприятию следует выполнить настройку параметров закрытия счетов бухгалтерского учета. Это значительно облегчит работу бухгалтера. Над этим вопросом в настоящее время работает программист предприятия.